Рефераты. Учение о праве, долге и религии






§ 44

Но так как эти материи соединены в единство некоторой вещи, то они взаимно

проникают и уничтожают друг друга. Вещь, следовательно, и есть внутри себя

это противоречие, она положена как нечто само по себе лишь уничтожающее

себя, как явление.

В. Явление

§ 45

Сущность из основания вступила в существование. Нечто существующее,

положенное не как существующее само по себе, но как основанное на чем-то

ином, есть явление. Сущность должна проявляться, поскольку как основание

она есть простая непосредствепность и потому бытие вообще.

§ 46

Благодаря тождеству основания и существующей вещи в явлении нет ничего,

чего нет в сущности, и, наоборот, в сущности нет ничего такого, чего нет в

явлении.

§ 47

(Тождество с собой в явлении есть нечто неопределенное, нечто лишь

способное воспринимать определения, нечто пассивное - материя. Тождество

определений по отношению друг к другу составляет нечто активное, форму.

Так как материя определяется формой, то предполагается, что они

самостоятельны и независимы друг от друга. Однако не существует вообще ни

материи без формы, ни формы без материи. - Материя и форма взаимно

порождают друг друга.) Существенная связь между определениями явления есть

его закон.

§ 48

Поскольку определения выступают также и в форме самостоятельного

существования, то связь между ними, как вместе с тем бытие, определенное

иным, составляет отношение.

С. Отношение

§ 49

Отношение есть взаимосвязь двух сторон, которые, обладая самостоятельным

существованием, отчасти равнодушны друг к другу, отчасти же существуют

только благодаря друг другу и только в единстве этой взаимной

определенности.

§ 50

С одной стороны, определения положены в форме отношения, с другой стороны,

они существуют только сами по себе и выступают как некоторое независимое,

непосредственное существование. В этом плане они суть некоторое

предположенное наличное бытие, внутренне уже содержащее в себе тотальность

формы, которая лишь благодаря этому предполагаемому наличному бытию и

может получить существование, иначе говоря, они в этом смысле представляют

собой условия, и их отношение есть обусловленное отношение.

§ 51

Внутри условий и обусловленного отношения явление начинает возвращаться к

сущности и к своему в-себе-бытию, но здесь еще сохраняется разница между

явлением, как таковым, и тем, каково это явление само по себе.

§ 52

1) Непосредственно обусловленным является отношение между целым и частями.

Части как нечто пребывающее вне отношения суть лишь простые материи и в

этом смысле не суть части. Как части они получают свое определение только

внутри целого, и только целое делает их частями, с другой же стороны,

только части составляют целое.

§ 53

2) Целое как внутренняя деятельная форма есть сила. Она не имеет своим

условием никакой внешней материи, а существует в самой материи. Условием

силы является лишь внешний толчок, приводящий ее в возбуждение. Последний

сам есть выражение силы и требует возбуждения, чтобы проявиться. Перед

нами, таким образом, взаимное обусловливание и такая

взаимообусловленность, которая тем самым в целом безусловна.

§ 54

С точки зрения содержания сила в своем выражении представляет то, что она

есть сама по себе, и в ее выражении нет ничего, чего бы не было внутри

нее.

§ 55

3) Таким образом, содержание в плане различия внутреннего и внешнего не

обусловлено. Оно относится как внутреннее содержание только к самому себе

как внешнему. Внешнее и внутреннее есть поэтому одно и то же, только

рассматриваемое с разных сторон. Внутреннее есть полнота определений

содержания как условий, которые сами имеют наличное бытие. Их само

выражение во внешнее есть их рефлексия или же их собирание в единство

целого, которое благодаря этому как раз и получает существование.

третий раздел

Действительность

А. Субстанция

§ 56

Субстанция есть безусловная, в себе и для себя пребывающая сущность,

обладающая непосредственным существованием. (Substantia est cansa sui: id,

quod per se concipitur, sive cujus conccptus involvit existentiam.)

§ 57

В своем существовании эта сущность обладает многообразными отличными от нее

определениями - акциденциями. В своей тотальности они и составляют

субстанцию, каковая есть пребывание и потому возможность (Macht) ее

акциденций.

§ 58

Акциденции, если они в себе содержатся в субстанции, возможны.

§ 59

Когда что-либо мыслится только в форме в-себе-бытия или только как нечто не

противоречащее себе, оно называется возможным. Все считается только

возможным, если оно определено как некоторое в-себе-бытие, представляющее

собой нечто лишь полагаемое. Всякое отдельное содержание обладает именно

такой отделенной от действительности возможностью.

§ 60

Истинно возможным нечто является как тотальность своих в себе существующих

определений. То, что обладает этой полной внутренней возможностью, не есть

лишь некая положенность, а непосредственно действительно в себе и для

себя. Возможность субстанции есть поэтому ее действительность. (Бог,

например, не только вообще, но истинно возможен. Его возможность есть

необходимая возможность. Он абсолютно действителен.)

§ 61

Взаимосвязь акциденций внутри субстанции есть их необходимость. Она

представляет собой единство возможности и действительности. Эта

необходимость слепа, если взаимосвязь является только внутренней или же

если действительное не дано при этом заранее как в-себе-сущее единство

своих определений, а является лишь результатом их связи.

В. Причина

§ 62

Субстанция проявляет себя в возникновении и исчезновении акциденций. В этом

смысле она деятельна, т. е. представляет собой причину.

§ 63

Как причина субстанция превращает свое первоначальное содержание в

действие, в нечто положенное иным.

§ 64

В действии нет ничего, чего нет в причине, и причинa есть причина лишь в

действии. (Говорят: падение кирпича - причина смерти человека, воздух

болотистой местности - причина лихорадок. Но ближайшим образом первое

причина только удара, второе - чрезмерной сырости. Однако действие в

действительном, имеющем, кроме того, и другие определения, приводит тут к

иному результату.)

§ 65

Причина переходит в действие. Поскольку же сама причина обладает

определенным содержанием и должна быть положена как действие, мы получаем

регресс ряда причин и действий в бесконечное. С другой же стороны,

поскольку то, на что оказано действие, само есть нечто первоначальное, это

нечто выступает как причина и производит действие на нечто другое,

вследствие чего возникает прогресс в бесконечное.

С. Взаимодействие

§ 66

Поскольку действие восходит к причине, постольку оно само выступает как

причина. Оно превращает причину в нечто положенное. Оно есть обратное

действие. Обратное действие равно действию.

§ 67

Обратное действие совершается по отношению к первой причине, которая этим

полагается как действие, вследствие чего происходит лишь то, что ее

полагают такой, какова она сама по себе, а именно не как нечто

действительно первоначальное, а как нечто переходящее.

§ 68

Взаимодействие состоит в том, что то, что сеть действие, с противоположной

стороны есть причина, а то, что причина, с противоположной стороны есть

также и действие. Иными словами, взаимодействие есть такое

опосредствование вещью самой себя, в котором первоначальное определяет

себя или же превращает себя в нечто положенное, в нем рефлектирует себя

внутрь себя и лишь как эта рефлексия в себя и представляет собой истинную

первоначальность.

Приложение об антиномиях

§ 69

Категории, т. е. определения бытия, просты. Однако такие определения,

которые не суть первые элементы, определения сущности, просты лишь

постольку, поскольку противоположные моменты сведены в них в простоту.

Таким образом, если такая категория сказывается о каком-нибудь субъекте и

указанные противоположные моменты развертываются в анализе, то о субъекте

должны быть сказаны оба этих момента, вследствие чего и возникают

антиномические высказывания, каждое из которых в равной мере истинно.

§ 70

Кант обратил внимание главным образом на антиномии разума, однако не

исчерпал антитетики последнего, так как установил только некоторые из ее

форм.

1. Антиномия конечности или бесконечности мири во времени и пространстве.

1) Антиномия в отношении времени.

а) Тезис

Мир имеет начало во времени.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.