Рефераты. Учение о праве, долге и религии






ВВЕДЕНИЕ

§ 1

Наше обычное знание представляет себе лишь предмет, который оно знает, но в

то же время не представляет себе себя, т. е. самого знания. Целое же,

которое налицо в знании, это не только предмет, но и Я, которое знает, а

также взаимоотношение между мной и предметом - сознание.

§ 2

В философии определения знания рассматриваются не односторонне, только как

определения вещей, а вместе с знанием, которому они принадлежат по меньшей

мере настолько же, насколько и вещам; иначе говоря, они берутся не только

как объективные, но и как субъективные определения, или скорее как

определенные виды отношения объекта и субъекта друг к другу.

§ 3

Поскольку в знании находятся вещи и их определения, то, с одной стороны,

возможно представление, что они существуют вне сознания сами по себе и

даются сознанию просто как нечто чуждое и готовое. С другой же стороны,

поскольку для знания настолько же существенно и сознание, становится

возможным также и представление, что сознание само создает себе этот свой

мир и само своими действиями и своей деятельностью целиком либо отчасти

производит или модифицирует определения атого мира. Первый способ

представления называется реализмом, второй - идеализмом. Здесь следует

рассматривать всеобщие определения вещей только вообще как определенное

отношение объекта к субъекту.

§ 4

Субъект, мыслимый более определенно, есть дух. Дух проявляет себя,

существенно соотносясь с каким-либо существующим предметом, в этом смысле

он есть сознание. Учение о сознании есть поэтому феноменология духа.

§ 5

Дух же в плане его самодеятельности внутри себя самого и по отношению к

себе независимо от отношения к чему-либо другому рассматривается в

специальной науке о духе, в психологии.

§ 6

Сознание есть, собственно говоря, знание о каком либо предмете,

безразлично, внешний он или внутреп ний, предстает ли он перед духом без

участия дух. или же произведен этим духом. Дух рассматривается в плане его

деятельности, если определения его сознани приписываются ему самому.

§ 7

Сознание есть определенное отношение Я к предмету. Если исходить из

предмета, то можно сказат что сознание различается в соответствии с

различш предметов, которыми оно обладает.

§ 8

В то же время, однако, и предмет по сути дела определен соответственно

сознанию. Различие предмета можно поэтому, наоборот, рассматривать как

зависящее от развития сознания. Эта обоюдность выступает в сфере явлений

самого сознания и не решает упомянутого выше (§ 3) вопроса о том, как само

по себе обстоит дело с этими определениями.

§ 9

Соответственно различию своего предмета сознание вообще имеет три ступени.

А именно предмет есть либо противостоящий Я объект, либо само Я, либо

нечто предметное, которое столь же принадлежит и Я, - мысль. Эти

определения не взяты эмпирически извне, но они суть моменты самого

сознания. Таким образом, существуют:

1) сознание вообще,

2) самосознание,

3) разум.

Первая ступень

СОЗНАНИЕ ВООБЩЕ

§ 10

Сознание вообще бывает 1) чувственным, 2) воспринимающим и 3) рассудочным.

А. Чувственное сознание

§ 11

Простое чувственное сознание - это непосредственная достоверность

некоторого внешнего предмета. Выражением непосредственности такого

предмета, является то, что он есть, и притом есть предмет этот,

существующий теперь, во времени, и здесь, в пространстве, совершенно

отличный от всех остальных предметов и вполне определенный в себе самом.

§ 12

Как это теперь, так и это здесь суть нечто исчезающее. «Теперь», существуя,

уже не существует больше, потому что его уже сменило другое «теперь»,

которое, однако, исчезло столь же непосредственно. Тем не менее «теперь»

остается. Это остающееся «теперь» есть всеобщее «теперь», есть и то, и это

«теперь», и ни одно из них. Это «здесь», которое я имею в виду и на

которое показываю, имеет правую и левую стороны, верх и низ, заднюю и

переднюю часть и т.д. до бесконечности; иными словами, показанное «здесь»

не есть простое и, следовательно, определенное «здесь», а представляет

собой совокупность многого. Таким образом, поистине существующим является

не абстрактная чувственная определенность, а всеобщее.

В. Восприятие

§ 13

Восприятие имеет предметом уже не чувственное, поскольку оно

непосредственно, а чувственное, поскольку оно существует одновременно и

как нечто всеобщее. Восприятие - это смесь чувственных определений и

определений рефлексии.

§ 14

Предмет этого сознания поэтому вещь с ее свойствами. Чувственные свойства

а) даны сами по себе и не посредственны в чувстве, и в то же время

определент благодаря соотношению с другими и опосредствованы b) они

принадлежат одной вещи и в этом смысле,с одной стороны, заключены в ее

единичности, с другой ж стороны, обладают всеобщностью, вследствие которо

выходят за пределы этой единичной вещи и одновременно являются

независимыми друг от друга.

§ 15

Поскольку свойства сущностно опосредованны, они зависят в своем

существовании от чего-то друго и изменяются. Они суть только акциденции.

Вещи же в силу того, что их свойства составляют их суть, так как именно

свойствами они как раз и отличаются друг от друга, прекращают свое

существование вместе с изменением их свойств и представляют собой

чередование возникновения и исчезновения.

§ 16

В этом изменении не только вот это нечто снимает себя и становится чем-то

иным, но исчезает и это иное. Но иное иного, или изменение изменчивого,

есть становление постоянного, существующего по себе и внутреннего.

С. Рассудок

§ 17

Итак, предмет получил то определение, что он обладает а) некоторой

совершенно акцидентальной стороной, но b) обладает также и существенной

стороной, постоянными свойствами. Сознание, поскольку для него предмет

обладает этим определением, представляет собой рассудок, считающий вещи в

восприятии лишь явлениями и рассматривающий внутреннее в вещах.

§ 18

Внутреннее в вещах то в них, что отчасти не зависит от явления, именно от

его многообразия, представляющего собой нечто по отношению к самому себе

внешое, отчасти же то, что своим понятием связано с явлением. Поэтому

внутреннее есть 1) простая сила, которая переходит к наличному бытию, к

проявлению.

§ 19

2) При этом различении сила остается тождественной во всей чувственной

разности явлений. Закон явления есть его спокойное, всеобщее отражение. Он

представляет собой некоторое отношение всеобщих постоянных определений,

различие которых сперва выступает в законе как внешнее различие закона.

Хотя из всеобщности и устойчивости этого отношения вытекает его

необходимость, по это различение не оказывается таким определенным в себе

и внутренним различением, при котором одно из определений непосредственно

содержится в понятии другого.

§ 20

Это понятие, примененное к самому сознанию, дает следующую ступень

сознания. До сих пор в отношении к своему предмету сознание было чем-то

чуждым и безразличным. Теперь же, когда различие вообще сделалось

различием, которое в равной мере не является таковым, существовавший до

сих пор способ отличения сознания от его предмета теряет силу. Теперь

сознание имеет предмет и относится к иному, которое, однако, не является

непосредственно иным. Оно, таким образом, имеет в качестве предмета себя

самого.

§ 21

Иными словами, непосредственно: внутреннее в вещах есть мысль, или же

понятие о вещах. Когда сознание имеет своим предметом внутреннее, оно

имеет этим предметом мысль, или, что то же, свою собственную форму или

рефлексию, т. е. вообще самого себя.

Вторая ступень

САМОСОЗНАНИЕ

§ 22

Как самосознание Я созерцает само себя, и выражением его в его чистоте

является Я=Я, или: Я есмь Я.

§ 23

Этот принцип самосознания лишен всякого содержания. Стремление самосознания

в том и состоит, чтобы реализовать свое понятие и полностью осознать себя.

Самосознание является поэтому 1) деятельным: снимает инобытие предметов и

отождествляет их с собой, 2) отчуждает само себя и тем сообщает себе

предметность и наличное бытие. И то и другое представляет собой одну и ту

же деятельность. Быть определенным для самосознания то же самое, что

самому определить себя, и наоборот. Оно само себя порождает как предмет.

§ 24

В своем образовании, или движении, самосознание проходит три ступени: 1)

вожделение (Begierde), связанное с направленностью самосознания на другие

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.