Рефераты. Шпоры по философии






входят пространств и врем корреляции, функциональные зависимости, отношения

симметрии, взаимодействия частей в системах, взаимодетерминация частей и

целого, связь состояний в движении и развитии и др. (пример теория

Дарвина).

Причина и следствие. Категория причинности раскрывает причинно-следственную

связь. Для определения что такое причина надо сопоставлять: причину, повод,

условие. Очень важно соотношение причина и условие. Говоря о причине нужно

иметь в виду, что причины имеют свои проявления, т е различают формы

причин. Причины существенные и несущественные. Все причинно обусловлено и

ни что не проходит без следствий. Различие м/у сущностью и не сущностью

условно. Но это надо доделать, сохраняя единый контекст причины.

Причины различают как объективные так и субъективные. Есть причина и

функциональная зависимость. Мат модел привело к понятию функциональной

зависимости. Для ученого важно не только качественная зависимость м/у

причиной и следствием, важно и количественное, которое выражается в

функциональной зависимости. Когда говорят о причинности имеют в виду

явление которое порождает следствие, а когда говорят о функциональной

зависимости гинетическая связь стирается. В функциональной зависимости

можно менять местами аргумент и функцию. Последние годы стали говорить что

понятие причинности устарело и достаточно владеть функциональной

зависимостью. Появилась теория факторов, когда какая-то величина ставиться

в зависимость от ряда факторов. Проблема причинности стала еще более

запутанной в связи с проникновением в микромир. В статист-й закономерности

работает вероятность, в ней нет ссылки на причинность. Многие ученые

пытаются сохранить понятие причины, говорят что есть многообразие причинно

следственных связей. Это приемлемо, т к иначе можно допустить наличие

чудес.

Необходимость и случайность. Каков характер бытия? В бытие все необходимо

или случайно? Эта проблема пост-на еще в античности. Сложилось твердое

убеждение, что в мире действуют силы, которые вызывают определенные

следствия. Появился Лопласовский детерминизм. Лаплас заявил, что если

появится обширный ум, который может учесть все действующие силы, то он

может написать дифференциальное уравнение с помощью которого можно знать и

прошлое и будущее. Это делает бытие чудовищным. Лаплас верил что мир это

“паровая машина” все движение которой можно описать. Т о человек попадает в

ужасный мир, в кот-м ничего изменить нельзя. Этот взгляд наз-ся фатализмом

когда все фатально предопределено.

Приминение статистики в физике стало менять представление о бытие, стат-а

опред-т случ события, кот-е носят вероятностный характер и ничего в

сущности не меняют. Многие стали говорить, что мир – это океан случайности

(так говорил Гипс). Бытие – это случайности и делать ставку на

необходимости – это ошибка.

В трактовке необходимости и случайности удачно высказался Гегель. Они

взаимодополняющие характеристики бытия по Гегелю. Ф Э продолжая эту линию

дал ряд удачных характеристик: случ-ть это форма проявления и дополнения

необходимости. Значит необходимость существует но обнаруживает себя в

случайности. Наполеон случайность но в нем необходимость революции

обнаружила себя. Необходимость в чистом виде не выступает, случ-ть

воздействует на необходимые закономерности.

Возможность и действительность. Эти категории ввел Аристотель. Он различал

актуальное и потенциальное бытие, т к любой объект – это не только

актуальность, но это и определенные тенденции изменения, т е способность

вещи изменить свое состояние, качественно измениться. Столкновение

тенденций определяет изменение вещи. Превращение возможности в

действительность есть эволюция.

Цель один из элементов поведения и сознательной деят-ти человека, к-рый хар-

ет предвосхищение в мышлении результата деятельности и пути его реализации

с помощью определ средств. Ц выступает как способ интеграции различных

действий человека в некоторую последовательность или систему, как одна из

форм детерминации человеч деятельности. Анализ деятельности как

целенаправленной предполагает выявление несоответствия м/у налиной жизненой

ситуацией и Ц; осуществление Ц является процессом преодоления этого

несоответствия. Ар-ль толковал Ц как “то, ради чего” нечто существует.

21.Предмет социальной философии. Понятие общества.

Общество можно анализировать по-разному. Рус мыслитель А.А.Богданов(1873-

1928), например, рассматривал общество со стороны организации и управления.

“Всякая чел деятельность явл организацией или дезорганизацией. Это значит:

всякую чел деятельность - тех, обществ, художеств - можно рассматривать как

некий материал организационноо опыта и исследовать с организ точки зрения”

В основе соц фил могут лежать различные подходы, тогода соотв получаются и

различные модели. Рассмотрим некоторые из них.

В 17-18 вв. шир распространение получила натуралистическая концепция

толкования общ жизни. Эта концепция требует объясн соц явлений

исключительно действием прир закономерности: физич, географ, биологич...

Шарль Фурье (франц социалист-утопист) - пытался создать соц науки из закона

всемирного тяготения Ньютона. Соц теория - есь часть теории всемирного

единства, основанной а принципе притяж по страсти, всеобщей закономерности,

обуславл прир склонность чел к какому-либо виду коллективного труда.

Высшие формы бытия натурализм сводит к низшим. Человек сводится до уровня

исключ природного сущ-ва. При этом челов поведение жестко включается в цепь

прир причин и следствий, свободе не остается маста и концепция соц событий

принимает фаталистическую окраску. В системе Гоббса Свобода всего-лишь

модификация необходимой причины. “Каждое добровольное действие явл

вынужденным”, “все действия необходимы”.

Еще одним недостатком натур подхода явл то, что он рассм чел-ка как некий

социальный атом, а общество как механич агрегат таких атомов, замкнутых

исключ на своих интересах.

Иными словами натурализм замечает в чел только природную субстанцию. В р-те

и чел связи обретают прир характер. Общество призается, но в кач

цементирующего начала берется или польза (просветители 17-18вв), или

половая любовь (Феербах). Общество в натурал фил характеризуется как

всеобщность, связующая множество индивидов лишь прир узами. Но в этом

случае каждый волен защищать свою природу вопреки сущ моральным принципам,

ибо последние не вытекают из прир чел-ка. Теор обоснование этой исключит

эгоистической жизн позиции дал нем фил Макс Штинер в книге “Единственный и

его собственность”.

Идеализм наоборот слишком отрывает чел от природы, превращая дух сферу общ

жизни в самост субстанцию. На практике это означает следовать принципу

“мнения правят миром”. Идеал в принципе не отриц объективного фактора

истории. Однако развитие общества полностью определяется действием мирового

разума или волевая активность человека. В первом случае в соц фил вносится

фатализм, а во втором - обосновывается чисто субъективистское понимание

истор хода.

В неокот фил системах содержалось полож начало в подходе к чел и истории.

Оно закл в обосновании своб субъекта, его творческой активности.Как бы ни

понималась духовность, никто не мыслит ее без нравственности, последняя

предполагает наличие свободы. Духовно нравственным может быть тоько своб

человек.

В свете данной концепции Человек как моральное существо не нуждается ни в

каких приманках или принуждении, ибо подлинно нравтенный мотив порождается

своб волеизъявлением личности. Этот мотив заключ в том, чтобы челов

выполнил свой мор долг, не ожидая компенсации ни в этом , ни в ином мире.

Главным недостатком идеал концепций явл отрыв слова от дела, теории от

практики, идеала от интереса... А когда символ господствует над бытием

(будь это образ светлогшо будущего или всемогущей техники), цель непременно

подменяется средством, а мудрость - рассудком.

Диал материализм. Общ жизнь - высшая форма движ материи. Хоть общество и

явл живой сист оно качественно отлич от др живых систем, выступает и как

объект и как субъект мат действительности.

Диалектико - материалист понимание истории начинается с решения основного

вопроса фил в применении к обществу. “Сознание людей зависит от их бытия”.

Это утверждение вытекает из простого факта, что “люди в первую очередь

должны есть, пить, иметь жилище и одеваться, прежде чем быть в состоянии

заниматься политикой, наукой, искусством, религией...” А для этого нужно

трудиться, производить мат блага.

Итак сущность мат понимания истории остоит в том, что: 1. производство и

вслед за ним обмен его продуктов составл основу всякого общ строя. 2. истор

процесс, общ бытие носят объект характер 3. главной движ силой, преобраз

жизнь общества, являются народные массы. 4. средства для измен сущ

положения вещей нужно открывать в наличных матер факторах производства.

Соц законы и категории. Объективная основа и границы чел свободы.

В отличии от природной социальная закономерность имеет ряд специф черт:

1.Общ отношения приним форму общ интересов, потребностей, целей. А это

значит что соц законы - зак не только мат, он и духовной деятельноси.

2.Поскольку общество одновр является и объектом и субъектом, соц зак - это

зак челов деятельности. Без чел деят, которая генетически превична, нет и

не м.б. соц закономерноси. История - это деятельность преследующего свои

цели человека. 3.Соц законы по хар своей деят - статистические. 4.

Спецификой соц законов явл их историчность. Вследствии того, что соц

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.