Рефераты. Шпоры по философии






всеединства как определяющую форму ее деятельности. Эта идея называется

София-мудрости. Понятие Софии вводится для того, чтобы заявить что мир –

это не только творение бога. Основой мира является “душа мира” – София –

связующее звено м/у творцом и творением, придающая общность богу, миру и

человечеству.

Механизм сближения Бога, мира и человечества раскрывается через концепцию

богочеловечества, реальным и совершенным воплощением которого является

Иисус Христос. Его образ служит не только идеалом для индивидов, но и

является целью развития всего исторического процесса. На этой цели

базируется соловьевская историософия. Целью и смыслом всего исторического

процесса является одухотворение человечества, соединение человека с богом,

воплащение богочеловечества. Первичным условием на пути к богочеловечеству

является христианское обращение. И Х открыл моральные ценности, создал

условия для его нравственного совершенствования. Приобщаясь к учению

Христа, человек идет по пути своего одухотворения. Этот процесс составляет

весь исторический период жизни человечества. Человечество придет к

торжеству веры и справедливости, когда его объединяющим началом станет

воплощенный в человеке бог.

В гносеологическом аспекте принцип всеединства реализуется через концепцию

цельного знания, представляющего собой неразрывную взаимосвязь трех

разновидностей этого знания: эмпирического (научного), рационального

(философского) и мистического (созерцательно-религиозного). В качестве

основопологающего принципа цельное знание предполагает в существование

абсолютного начала – Бога. Эмпир знание раскрывает внешнюю сторону явлений,

рациональное – особенности мышления. Однако истина постигается через

непосредственное созерцание, интуицию.

Идеальное общество мыслилось Соловьевым как всеобъемлющая церковно-

государственная организация, синтез вселенской церкви и всемирной монархии

под эгидой католического Рима.

49. Русский космизм.

Космизм - совсем другая мысль, обосновывающаяся фундаментальной

необходимостью выхода человека за пределы самой Земли. Необходимость -

общая черта космистов. Западная философия - пессимистичный взгляд. Россия -

гуманистическая, оптимистическая мысль. Космизм: естественнонаучный,

религиозный. Философствующие естествоиспытатели: Чижевский (соавтор

астробиологии), Вернадский (ноосфера), Циолковский (необходимость выхода

человека в космос, открытие ракет; Земля - колыбель, но нельзя же жить в

колыбели), Умов, Купревич. Естественнонаучный космизм, зачем?

Естественнонаучное объяснение - учет влияния космических явлений на жизнь

на Земле. Солнечные вспышки - геомагнитные явления, влияющие на поведение

животных организмов, миграцию популяций, мировые революции, социальные

потрясения и т.п. Чижевский - биоритмы.

Вернадский - создатель теории ноосфера. Встал на позиции

фундаментальности существования жизни. Живые существа - такое же вещество,

как и любое другое. На любом отрезке геохимического процесса обнаруживается

живое вещество. Хотя и не отрицал что живое может произойти из неживого. Но

все же живое скорее всего существует всегда. Существует направленность

эволюционного процесса (у Бергсона существует первоначальный импульс), хотя

есть ответвления, зигзаги; нет понятного движения. На определенном уровне

движение достигает такой стадии развития, что способно оказывать влияние на

окружающий мир. Человек - участник геологического процесса (поворачивание

рек и пр.). Способность к разрушению столь велика, что природа не

справляется. Необходима следующая стадия развития разумного начала,

необходима ноосфера - сфера разума. Ноосфера охватывает всю оболочку и

появляется из биосферы. Ее назначение в гармонизации отношений человека с

природой. Человек становится главным регулятором природы. Эта сфера должна

увеличиваться. Человек исчерпывает ресурсы - надо использовать ресурсы

космоса.

Циолковский. Познание законов природы. Необходимо автотрофное питание

(как растения непосредственно забирают энергию Солнца). Выход человека в

космос как следствие ограниченности ресурсов и постоянного роста

численности населения. Освоение других миров в Солнечной системе и т.д.

Фантазирует об автотрофном питании в космосе. О теории относительности не

знает. Космос безграничен, звезд много, планет много - должна быть жизнь.

Жизнь есть всегда в силу масштабов вселенной.

Умов. Возможная уникальность жизни во вселенной (далее работы

Циолковского). Человек ответственен за состояние вселенной (как венец

развития). Убивать себя в войнах безнравственно с точки зрения развития

природы. Вечность и уникальность жизни. О человеческой смерти.

Купревич. Человеческая смерть не является законом эволюции для человека.

Смерть нужна для совершенствования родовых признаков вида. Далее развитие

через культуру - внешним экзотерическим образом. Смерть теряет свою

биологическую необходимость - необходимо устранить смерть. Вирусы и

одноклеточные живут практически вечно. Секвойя живет тысячелетия и умирает

из-за влияния извне. Смерть как результат сбоя в генетическом механизме. С

21 года начинается старение. Необходимо рассмотреть сбой на молекулярном

уровне (или это болезнь, или сбой). Проблема нервных клеток. Мозг

используется не на сто процентов (биология - возможно, что это не так). Еще

неизвестно, отчего происходит сбой. Можно продлить жизнь. Биотехнологии.

Жизнь и смерть - космические проблемы. Соприкасаются с нравственно-

этическими проблемами. Погоня за наслаждениями.

Религиозное направление космизма. Федоров, Соловьев, Бердяев, Флоренский,

Булгаков. С их точки зрения выход в космос обусловлен нравственными

причинами. Федоров: “Общее дело”. Задача не только выбросить смерть, но и

воскресить всех живших на земле. В религии мы стремимся брать пример с

Христа-страдальца, а надо не страдать а воскрешать. Воскрешение по цепочке

от отца к сыну. Если говорить, что будем жить только мы, то это

безнравственно по отношению ко всем доведшим нас до этой стадии. Соловьев.

1. Идея всеединства человечества, 2. идея софийности, 3. идея обожествления

мира. Богочеловечество. Творчество (и творение) не заканчивается созданием

мира. Человек вместе с богом участвует в совершенствовании мира. Спастись

могут все, то что предсказано в Апокалипсисе это прогноз, предупреждение.

Надо что-то менять сейчас, чтобы не прийти к этому. У человечества есть

шанс прийти к Суду во всеоружии - встать вместе с Богом в гармонизации

мира. Бог вместе с человеком - богочеловек. Обожествление мира. Человеку

помогает София. Единство различных областей позитивной науки (религия,

искусство, философия). Всеединая духовная деятельность. Всеединое

культурное духовное развитие. Богочеловек это не сверхчеловек Ницше, здесь

все по-другому.

50.Марксистская философия в России.

Плеханов (1856-1918) в своих трудах развивал гносеологические и

социологические аспекты материального понимания истории в познании

общественной жизни. Диалектический метод в виде Энгельсовской (его

интерпритации Маркса были ближе) схематизации - “Диалектич. материализм” -

его слова в раб. “К вопросу о развитии монистического взгляда на историю”,

ставшей программой рус. марксизма. Утверждение о “недостаточном фил.

обосновании марксизма” разделялось П.Струве, С.Булгаковым – и Туган-

Барановский “Легальные марксисты”, здесь речь о прямых попытках соединения

марксизма с фил.критицизмом и об отрицании диалектики как в понимании формы

движения, так и в качестве метода познания. Луначарский – “Материя не

существует, существуют лишь явления”, “мир суть явления, происходящие в

нашем сознании”. Т.О. в основном была критика. Ленин (1870-1924) считал,

что марксизм состоит из 3 частей: Ф, политэк-мии, соцполит теории. Особую

актуальность философские вопросы приобретают в годы застоя. В работе

(Л) рассм. вопросы теории познания, связывает

их с развитием естествознания. Но даже в этих отдельных вопросах он требует

видеть столкновение классов, партийных классовых интересов. Он оценивает

любую идеалистическую и религиозную мысль как политическую реакцию. С этого

начиналась идеологизация и политизация Ф. После смерти (Л) произошла

канонизация марксизма и догматизация его принципов. Развитие Ф стало уделом

отдельных личностей и съездов партии. Сталин взял на себя право

единственного и неповторимого толкователя марксизма. Борьба против

идеализма была возведена в ранг гос. политики.

51. Гносеология (эпистемология) как философское учение о познании. Субъект

и объект познания. Познание как отражение действительности.

Гносеология – фил учение о чел-м познании. Человек и общество в своем бытии

изменяют окружающий мир, о общество может существовать изменяя мир. Это

практическое отношение к миру и является практической основой общ-ва.

Особенности чел-ого бытия – это то, что для своего бытия, чел-к вынужден

целе направлено изменять окр мир. Чтобы изменение было рациональным

человечество выработало познание. Задача Г – выяснение природы

человеческого познания, его осн законом-й, определение целей и возм-ей

челов-ого познания. Она рассматривает основные механизмы познавательной

деятельности, анализирует структуру чел-ого знания, основные свойства

знания (Что есть истина важнейший вопрос Г), роль биолог и соц-х факторов

познания, иссле-т закон-ти развития чел-го зна-я и т.д. Г пытается дать

образ чел-го поз-я, опир-ся на многовековой опыт, связана с психологией,

лингвистикой, кибернетикой и т.д.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.