Рефераты. Шпоры по философии






преодолеет собственные трудности общественного развития, но и поможет

Западу решить его проблемы. Но для этого Россия должна быть коренным

образом преобразована во всех отношениях.

Как было отмечено, социально-политические воззрения Чаадаева наибольшее

завершение получили в его философии истории. Однако и другие философские

области, включая онтологию и гносеологию, не были оставлены его вниманием.

В основе онтологических представлений чаадаева лежат принципы объективности

и единства. Их взаимодействие порождает “логику причин и следствий”.

Гносеология Чаадаева опирается всецело на его онтологические представления.

Ключевой выступает идея объективной обусловленности сознания. Постижение

бытия осуществляется с помощью естественных средств - опытности и

рассуждения. К этому добавляется интуиция.

46. РАЗРАБОТКА ИДЕОЛОГИИ СЛАВЯНОФИЛЬСТВА.

Оригинальным русским философско-идеологическим течением является

славянофильство ( Хомяков, Киреевский, Аксаков). Славянофилы опирались на

“самобытников”, на православно-русское направление в общественной мысли

России. В основе их философского учения лежала идея о мессианской роли

русского народа, о его религиозной и культурной самобытности и, даже,

исключительности. Исходный тезис учения славянофилов состоит в утверждении

решающей роли православия для развития всей мировой цивилизации. По мнению

Хомякова, именно православие сформировало “те исконно русские начала, тот

“русский дух”, кот. создал русскую землю в ее бесконечном объеме”.

Какие же качества православия дают ему преимущество перед другими

религиями. Для ответа на этот вопрос Хомяков проводит исследования, в кот.

оценивает роль различных религий в мировой истории. Он делит все религии на

две основные группы: иранскую и кушитскую. Различие между этими двумя

группами религий, по его мышлению, опред-ся соотношением в них свободы и

необходимости. Кушинство строится на началах необходимости, обрекая его

последователей на бездумное подчинение, превращает людей в исполнителей

чуждой им воли. Иранство - это религия свободы, она обращается к

внутреннему миру человека, требует от него сознательного выбора между

добром и злом.

Наиболее полно сущность иранства выразило, по мнению Хомякова,

христианство. Но христианство раскололось на три крупных направления:

католицизм, православие и протестантизм. В различных направлениях

христианства сочетание свободы и необходимости представлено по-разному.

Католицизм обвиняется славянофилами в отсутствии церковной свободы.

Протестантизм же впадает в другую крайность - в абсолютизацию человеческой

свободы, индивидуального начала, кот. разрушает церковность. Только

православие, считает Хомяков, гармонически сочетает свободу и

необходимость, индивидуальную религиозность с церковной организацией.

Решение проблемы сочетания свободы и необходимости, индивидуального и

церковного начала служит у славянофилов важным методологическим принципом

для разработки ключевого понятия их религиозно-философских воззрений -

понятия соборности. Определябщим признаком соборности служит принцип

“единства и множественности”. Соборность проявляется во всех сферах

жизнедеятельности человека: в церкви, в семье, в отношениях между

государствами и т.д.

Одной из важных тем размышлений славянофилов была тема гармоничного

сочетания соборных истин и рассудочных положений, религиозной жизни и

светской философии. Славянофилы подвергали резкой критике распространенный

в русском православии тезис о существовании непримиримого противоречия

между религией и философией. Они признавали важную роль в жизни людей

рассудочного начала, философских исканий и призывали к созданию самобытной

русской философии как общего основания всех наук и духовного опыта русского

народа, ратовали за соединение соборных истин с современным просвещением.

Однако, по их мнению, философские размышления полезны лишь постольку,

поскольку не стремятся господствовать над религиозной жизнью. В тех же

случаях, когда происходит выдвижение философии на первый план, соборное

сознание подменяется рассудочным.

Славянофилы отстаивают тезис о принципиальном отличии развития России

от всей западной цивилизации. И здесь на передний план выходит религиозное

начало. Западные народы, извратив символ веры, тем самым предали забвению

соборное начало. А это в свою очередь породило недостатки европейской

культуры. Россия же, опираясь на православную духовную основу, идет своим

особым путем, кот. должен привести ее к мировому лидерству.

Православие породило специфическую социальную организацию - сельскую

общину. Общинное устройство русской жизни явл-ся важным признаком русского

народа, определяющего его особый путь в историческом развитии. Славянофилы

верили, что по мере распространения “общинного принципа” в российском

обществе будет все более укрепляться “дух соборности”.

47. ГЕРЦЕН И ЧЕРНЫШЕВСКИЙ КАК ФИЛОСОФЫ

Материалисты А.И.Герцен (1812-1870), Н.Г.Чернышевский (1828-1889),

Они являлись не только филос теоретиками, но и идеологами р. рев

демократии. Р ф прошли поучительную школу нем клас фил и Фр просвещения.

После глубокого увлечения гегельянством р фил повернулась в стор мат-ма (не

без помощи Феерб), стремясь однако сохранить диалектичность. Они обосновали

принцип единства сознания и бытия, первичность матер по отнош к сознанию,

идею о том , что созн есть св-во не всей, а только высокоорганиз материи -

мозга.

В природе, по Чернышевскому, нечего искать идей: в ней лишь

разнооформленная материя с разнородными качествами, в р-те столкновения кот

и начинается жизнь природы.

Обосновали принцип постояной эволюции общественной истории. Герцен:

природа и челов история вечно и непрерывно изменяются, они течение, прелив,

движение, причем движ происходит посредством борьбы 2 противопол тенденций:

возникновения и разрушения. Развитие идет через противоречия, борьбу нового

со старым, отрицанием отжившего нарождающимся.

Самобытным р мыслителем был Лев Толстой(1828-1910). Подвергая критике

общ-полит устройство Р, Т уповал на нравственно-религиозный прогресс в

сознании чел. Идею истор прогр он связывал с решением вопр о назначении чел

и смысле жизни, ответ на кот должна дать созданная им истинная религия. В

ней он признавал лишь этическую сторону, отрицая богословские аспекты.

Отказ от любой борьбы, непротивление злу, проповедь всеобщей любви.

“Царство божие внутри нас” - он неприемлилобычное рел понимание бога.

Всякая власть - насилие — отрицание гос-ва. Т.к. он отвергал борьбу то

упразднение гос должно произойти путем отказа каждого от выполнения общ и

гос обязанностей.

Ф.М.Достоевский. (1821-1881). В своих обществ-полит исканиях он

пережил несколько периодов. Увлекался идеями утопического социализмат (в

кружке Петрашевцев). Затем в его взглядах произошел перелов, связ с

усвоением религиозно-нравств идей. Исповедывал идеи почвеничества, ля кот

хар-но религ ориентированность фил осмысления судеб рус истории. Вся истор.

человечества с этой точки зрения представлялась как борьба за торжество

христианства. Р народ - миссия, носитель высшей дух истины.

48. Философия всеединства В.С. Соловьева.

В.С Соловьев (1853 - 1900) – крупнейший русский философ, заложивший основы

русской религиозной философии. Он пытался создать целостную

мировозренческую систему, которая связала бы воедино запросы религиозной и

социальной жизни человека. Основой такого мировозрения по Соловьеву, должно

стать христианство. Особенность подхода Соловьева в том, что он ратовал за

объединение всех христианских конфессий (православия, католицизма и

протестантизма). Другая его особенность в том, что он пытался включить в

христианское мировозрение новейшее достижение естествознания, истории и

философии, создать синтез религии и науки.

Центральная идея его философии – идея всеединства. По его учению, сущее

есть единое, всеобъемлющее. Низший и высший уровень бытия взаимосвязаны,

т.к. низшее обнаруживает свое тяготение к высшему, а каждое высшее вбирает

в себя низшее. Онтологической основой всеединства у Соловьева выступает

божественная троица в ее связи со всеми божественными творениями и,

главное, с человеком. Основной принцип всеединства: “Все едино в боге”.

Всеединство – это единство творца и творения. Бог по С “космический разум”,

“ особая организующая сила, действующая в мире”.

Окружающий мир по С не может рассматриваться как совершенное создание,

непосредственно исходящее из воли одного божественного художника.

Божественный ум, органическая сила по Сол распадается на множество

элементарных сущностей или вечных и неизменных причин, которые лежат в

основании всякого предмета или явления. Эти элементарные сущности он

называет атомами, которые своими движениями и колебаниями образуют реальный

мир. Сами атомы Соловьев трактует как особые проявления Божества, живые

элементарные существа или идеи. Каждая идея обладает определенной силой,

что делает ее деятельным существом. Соловьев был сторонником

диалектического подхода к действительности. Общий признак всего живущего

состоит в последовательности изменений. Для обоснования непрерывной

динамики бытия Соловьев вводит такое активное неачало как мировая душа.,

которая выступает субъектом всех изменений и представляет собой энергию

которая одухотворяет все существующее. Но действует она не самостоятельно,

она нуждается в божественном импульсе. Импульс – бог дает мировой душе идею

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.