мышления. Я сомневаюсь, поскольку я мыслю. Если т.о сомнение - достов.
факт, то оно сущ. лишь поскольку сущ мышление, лишь поск я сам сущ в
качестве мыслящего. (Я мыслю следов. я сущ) Это положение и есть искомая
достоверная опора знания. Этот вывод не тр. логического док-ва, он есть р-т
интуиции ума.
Ясность и отчетливость мышления Д ошибочно объявляет необх и
достаточными признаками всякого достоверного знания. Критерий истинности
знания т.о не в практике, а в челов. сознании.
Науки вскрывают неразрывную связь мышления с мат процессами в чел
организме, с чувств восприятиями итд. Чел неотделим от природы; мышление
есть необходимое выражение присущей ему биол, физиолог. деятельности.
Сознание - это высшая, свойственная только человеку и связанная с
речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном
отражении действительности.
Сознание можно абсолютно противопоставить материи только в рамках
основного вопроса. За этими пределами противопоставл относительно., ибо
сознание не есть самостоятельная субстанция, а одно из свойств материи и ,
следовательно, неразрывно связано с материей. Абсол противопоставление мат
и созн ведет к тому, что созн выступает как некая самост субстанция, сущ
наряду с материей. Сознание есть одно из свойств движ материи, есть особое
свойство высокоорг материи. Это означает, что между созн и материей сущ и
различие, и связь, и единство. Различие - сознание не есть сама материя,
а одно из ее свойств.
Сущностью созн является его идеальность, кот выражается в том, что
составл созн образы не обладают ни свойствами отрадаемых в нем предметов,
ни свойствами нервных процессов, на основе кот они возникли.
Как свойство жив организмов выступает раздражимость. Ощущ составляют нач
форму психики.
Психика - это способность ж существ создавать чувственные и обобщеные
образы внешней действительности и реагировать на них сообразно своим
потребностям.
Под психикой чел понимается вся совокупность явлений и состояний его
внутреннего мира.Сознание является частью психики. Психика охватывает не
только сознательные, но и подсознательные и бессознательные процессы.
Самые перывые представления о сознании возникли в древности. Тогда же
возникли и представл о душе и были поставлены вопросы: что представляет
собой душа? как она соотносится с предметным миром? С тех пор продолж споры
о сущности созн и возможности его познания. Одни исходили из познаваемости,
другие что попытки понять сознание тщетно также как попытка из окна увидеть
себя идущим по улице.
Идеализм - сознание первично. Дуализм - сознание и материя независимы друг
от друга.
Материализм - материя первична и исторически и гносеологически. Она
носитель и причинаего возникновения. сознание - производное от материи.
Сознание вязано не со всей материей, а только с частью мозга и только в
опред периоды времени. Причем мыслит не мозг, а чел. при помощи мозга.
Сознние - это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью
функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении
действительности.
Сознание можно абсолютно противопоставить материи только в рамках основного
вопроса, за ними - нет. За этими пределами противопоставл относительно.,
ибо сознание не есть самостоятельная субстанция, а одно из свойств материи
и , следовательно, неразрывно связано с материей. Абсол противопоставление
мат и созн ведет к тому, что созн выступает как некая самост субстанция,
сущ наряду с материей. Сознание есть одно из свойств движ материи, есть
особое свойство высокоорг материи. Это означает, что между созн и материей
сущ и различие, и связь, и единство.
Различие - сознание не есть сама материя, а лдно из ее свойств.
Составляющие содержание сознания образы внешних объектов отличны по форме
от этих объектов, как идеальные их копии.
Единство и связь - Псих явления и мозг тесно вязаны как свойство и мат
субстрат, кот это свойство принадлежит и без кот оно не сущ. С др стороны
возникающие в созн псих образы сходны по содержанию с вызывающими их матер
объектами.
Сущностью созн является его идеальность,кот выражается в том, что составл
созн образы не обладают ни свойствами отрадаемых в нем предметов, ни
свойствами нервных процессов, на основе кот они возникли.
Идеальное выступает как момент практического отношения человека к миру,
отношения, опосредованного формами, созданными предшествующиим поколениями
- прежде всего способеностью отражать в матер формах языка, знаков, и
превращать их посредством деятельности в реальные предметы.
Идеальное не явл чем-то самостоятельным по отношению к созн в целом: оно
характеризует сущность сознания в отношении к материи. В этом плане
идеальное позволяет глубже осмыслить вторичность высшей формы отражения.
Такое пониманиеимеет смысл только при изучении соотнош материи и созн,
отнош сознания к мат миру.
Идеальное и матер не разделены непроходимой гранью, Идеальное есть ни что
иное, как материальное, пересаженное в чел голову и преобразованное в ей.
Такое преобр материального в идеальное производит мозг.
Сознание сущ не всегда. Оно возникло в ходе истор развития материи,
усложнения ее форм, как свойство высокоорганиз матер систем.
Материи присуще свойство, сходное с созн - отражение. Отражением облад все
мат образования. Оно явл моментом любого взаимодействия. Отраж - это
изменение одного явления под воздействием другого. В неживой природе
распроствранены изоморфные отражения - отпечатки , следы...
Как свойство жив организмов выступает раздражимость. Дальнейший этап
развития форм отражения после раздражимости связан с возникновением
чувствительности, т.е. способности иметь ощущения, отражающие свойства
предметов, воздействующих на организм. Ощущ составляют нач форму психики.
внутреннего мира. Сознание является частью психики. Психика охватывает не
38. Стpyктypa cознaния.
Сознание структурно организованно, представляет систему элементов,
находящихся между собой в закономерных отношениях. В структуре сознания
наиболее отчетливо выделяются такие элементы как осознание вещей, а также
переживание, т.е. отношение к содержанию того что отражается. Развитие
сознания предполагает прежде всего обогащение его новыми знаниями. Познание
вещей имеет разные уровни проникновения и степень ясности понимания. Отсюда
обыденное, философское, научное, и.т.д. осознание мира а также чувственный
и рациональный уровень сознания. Ощущения, понятия, восприятия, мышление
образуют ядро сознания. Но они не исчерпывают всей структурной полноты
сознания: оно включает в себя и акт внимания как свой необходимый компонет.
Именно благодаря сосредоточенности внимания определенный круг объектов
находится в фокусе сознания. Воздействующие на нас предметы, события
вызывают у нас не только познавательные образы, но и эмоции. Богатейшая
сфера эмоциональной жизни человека включает в себя собственно чувства,
настроение, или эмоциональное самочувствие и аффекты (ярость, ужас и.т.д.).
Чувства, эмоции суть компоненты сознания Сознание не ограничивается
познавательными процессами, направленностью на объект, эмоциональной
сферой. Наши намерения претворяются в жизнь благодаря усилиям воли. Однако
сознание - это не сумма множества составляющих его элементов, а их
интегральное сложно-структуированное целое.
39. Бессознательное как психический феномен.
Бессознательное в шир смысле – совокупность психических процессов, операций
и состояний, не представленных в сознании субъекта. В ряде псих теорий Б –
особая сфера психического или система процессов, качественно отличных от
явлений сознания. Термин “Б” используется также для характеристики
индивидуального и группового поведения, действительные цели и последствия
которого не осознаются.
Концепция Б впервые была четко сформулирована Лейбницем, трактовавшим Б как
низкую форму душевной деятельности, лежащую за порогом осознанных
представлений. Первую попытку материалистического объяснения Б предпринял
Д. Гартли, связавший Б с деятельностью нервной системы.
В нач 19 в началось собственно психологическое изучение Б. Динамическую
характеристику Б ввел Гербарт (1824), согласно которому несовместимые идеи
могут вступать между собой в конфликт, причем более слабые вытесняются из
сознания, но продолжают на него воздействовать, не теряя своих динамических
свойств. Новый стимул в изучении Б дали работы в области психопатологии,
где в целях терапии стали применять специфические методы воздействия на Б
(гипноз). Исследования франц псих школы позволили вскрыть отличную от
сознательной псих деятельность, не осозноваемую пациентом. Продолжил эту
линию Фрейд, который представил Б в виде могущественной иррациональной
силы, антагонистичной деятельности сознания. Бессозн влечения по Фрейду
могут выявляться и ставиться под контроль сознания с помощью техники
психоанализа. Юнг помимо личного Б, ввел понятие коллективного Б,
идентичного у лиц определенной группы, того или иного народа, всего
человечества.
Б представляет собой форму псих отражения, в которой образ действительности
и отношение субъекта к этой действительности представлены как одно
нерасчлененное целое: в отличии от сознания в Б отражаемая реальность
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32