Рефераты. Шпоры по философии






мышления. Я сомневаюсь, поскольку я мыслю. Если т.о сомнение - достов.

факт, то оно сущ. лишь поскольку сущ мышление, лишь поск я сам сущ в

качестве мыслящего. (Я мыслю следов. я сущ) Это положение и есть искомая

достоверная опора знания. Этот вывод не тр. логического док-ва, он есть р-т

интуиции ума.

Ясность и отчетливость мышления Д ошибочно объявляет необх и

достаточными признаками всякого достоверного знания. Критерий истинности

знания т.о не в практике, а в челов. сознании.

Науки вскрывают неразрывную связь мышления с мат процессами в чел

организме, с чувств восприятиями итд. Чел неотделим от природы; мышление

есть необходимое выражение присущей ему биол, физиолог. деятельности.

Сознание - это высшая, свойственная только человеку и связанная с

речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном

отражении действительности.

Сознание можно абсолютно противопоставить материи только в рамках

основного вопроса. За этими пределами противопоставл относительно., ибо

сознание не есть самостоятельная субстанция, а одно из свойств материи и ,

следовательно, неразрывно связано с материей. Абсол противопоставление мат

и созн ведет к тому, что созн выступает как некая самост субстанция, сущ

наряду с материей. Сознание есть одно из свойств движ материи, есть особое

свойство высокоорг материи. Это означает, что между созн и материей сущ и

различие, и связь, и единство. Различие - сознание не есть сама материя,

а одно из ее свойств.

Сущностью созн является его идеальность, кот выражается в том, что

составл созн образы не обладают ни свойствами отрадаемых в нем предметов,

ни свойствами нервных процессов, на основе кот они возникли.

Как свойство жив организмов выступает раздражимость. Ощущ составляют нач

форму психики.

Психика - это способность ж существ создавать чувственные и обобщеные

образы внешней действительности и реагировать на них сообразно своим

потребностям.

Под психикой чел понимается вся совокупность явлений и состояний его

внутреннего мира.Сознание является частью психики. Психика охватывает не

только сознательные, но и подсознательные и бессознательные процессы.

Самые перывые представления о сознании возникли в древности. Тогда же

возникли и представл о душе и были поставлены вопросы: что представляет

собой душа? как она соотносится с предметным миром? С тех пор продолж споры

о сущности созн и возможности его познания. Одни исходили из познаваемости,

другие что попытки понять сознание тщетно также как попытка из окна увидеть

себя идущим по улице.

Идеализм - сознание первично. Дуализм - сознание и материя независимы друг

от друга.

Материализм - материя первична и исторически и гносеологически. Она

носитель и причинаего возникновения. сознание - производное от материи.

Сознание вязано не со всей материей, а только с частью мозга и только в

опред периоды времени. Причем мыслит не мозг, а чел. при помощи мозга.

Сознние - это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью

функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении

действительности.

Сознание можно абсолютно противопоставить материи только в рамках основного

вопроса, за ними - нет. За этими пределами противопоставл относительно.,

ибо сознание не есть самостоятельная субстанция, а одно из свойств материи

и , следовательно, неразрывно связано с материей. Абсол противопоставление

мат и созн ведет к тому, что созн выступает как некая самост субстанция,

сущ наряду с материей. Сознание есть одно из свойств движ материи, есть

особое свойство высокоорг материи. Это означает, что между созн и материей

сущ и различие, и связь, и единство.

Различие - сознание не есть сама материя, а лдно из ее свойств.

Составляющие содержание сознания образы внешних объектов отличны по форме

от этих объектов, как идеальные их копии.

Единство и связь - Псих явления и мозг тесно вязаны как свойство и мат

субстрат, кот это свойство принадлежит и без кот оно не сущ. С др стороны

возникающие в созн псих образы сходны по содержанию с вызывающими их матер

объектами.

Сущностью созн является его идеальность,кот выражается в том, что составл

созн образы не обладают ни свойствами отрадаемых в нем предметов, ни

свойствами нервных процессов, на основе кот они возникли.

Идеальное выступает как момент практического отношения человека к миру,

отношения, опосредованного формами, созданными предшествующиим поколениями

- прежде всего способеностью отражать в матер формах языка, знаков, и

превращать их посредством деятельности в реальные предметы.

Идеальное не явл чем-то самостоятельным по отношению к созн в целом: оно

характеризует сущность сознания в отношении к материи. В этом плане

идеальное позволяет глубже осмыслить вторичность высшей формы отражения.

Такое пониманиеимеет смысл только при изучении соотнош материи и созн,

отнош сознания к мат миру.

Идеальное и матер не разделены непроходимой гранью, Идеальное есть ни что

иное, как материальное, пересаженное в чел голову и преобразованное в ей.

Такое преобр материального в идеальное производит мозг.

Сознание сущ не всегда. Оно возникло в ходе истор развития материи,

усложнения ее форм, как свойство высокоорганиз матер систем.

Материи присуще свойство, сходное с созн - отражение. Отражением облад все

мат образования. Оно явл моментом любого взаимодействия. Отраж - это

изменение одного явления под воздействием другого. В неживой природе

распроствранены изоморфные отражения - отпечатки , следы...

Как свойство жив организмов выступает раздражимость. Дальнейший этап

развития форм отражения после раздражимости связан с возникновением

чувствительности, т.е. способности иметь ощущения, отражающие свойства

предметов, воздействующих на организм. Ощущ составляют нач форму психики.

Психика - это способность ж существ создавать чувственные и обобщеные

образы внешней действительности и реагировать на них сообразно своим

потребностям.

Под психикой чел понимается вся совокупность явлений и состояний его

внутреннего мира. Сознание является частью психики. Психика охватывает не

только сознательные, но и подсознательные и бессознательные процессы.

38. Стpyктypa cознaния.

Сознание структурно организованно, представляет систему элементов,

находящихся между собой в закономерных отношениях. В структуре сознания

наиболее отчетливо выделяются такие элементы как осознание вещей, а также

переживание, т.е. отношение к содержанию того что отражается. Развитие

сознания предполагает прежде всего обогащение его новыми знаниями. Познание

вещей имеет разные уровни проникновения и степень ясности понимания. Отсюда

обыденное, философское, научное, и.т.д. осознание мира а также чувственный

и рациональный уровень сознания. Ощущения, понятия, восприятия, мышление

образуют ядро сознания. Но они не исчерпывают всей структурной полноты

сознания: оно включает в себя и акт внимания как свой необходимый компонет.

Именно благодаря сосредоточенности внимания определенный круг объектов

находится в фокусе сознания. Воздействующие на нас предметы, события

вызывают у нас не только познавательные образы, но и эмоции. Богатейшая

сфера эмоциональной жизни человека включает в себя собственно чувства,

настроение, или эмоциональное самочувствие и аффекты (ярость, ужас и.т.д.).

Чувства, эмоции суть компоненты сознания Сознание не ограничивается

познавательными процессами, направленностью на объект, эмоциональной

сферой. Наши намерения претворяются в жизнь благодаря усилиям воли. Однако

сознание - это не сумма множества составляющих его элементов, а их

интегральное сложно-структуированное целое.

39. Бессознательное как психический феномен.

Бессознательное в шир смысле – совокупность психических процессов, операций

и состояний, не представленных в сознании субъекта. В ряде псих теорий Б –

особая сфера психического или система процессов, качественно отличных от

явлений сознания. Термин “Б” используется также для характеристики

индивидуального и группового поведения, действительные цели и последствия

которого не осознаются.

Концепция Б впервые была четко сформулирована Лейбницем, трактовавшим Б как

низкую форму душевной деятельности, лежащую за порогом осознанных

представлений. Первую попытку материалистического объяснения Б предпринял

Д. Гартли, связавший Б с деятельностью нервной системы.

В нач 19 в началось собственно психологическое изучение Б. Динамическую

характеристику Б ввел Гербарт (1824), согласно которому несовместимые идеи

могут вступать между собой в конфликт, причем более слабые вытесняются из

сознания, но продолжают на него воздействовать, не теряя своих динамических

свойств. Новый стимул в изучении Б дали работы в области психопатологии,

где в целях терапии стали применять специфические методы воздействия на Б

(гипноз). Исследования франц псих школы позволили вскрыть отличную от

сознательной псих деятельность, не осозноваемую пациентом. Продолжил эту

линию Фрейд, который представил Б в виде могущественной иррациональной

силы, антагонистичной деятельности сознания. Бессозн влечения по Фрейду

могут выявляться и ставиться под контроль сознания с помощью техники

психоанализа. Юнг помимо личного Б, ввел понятие коллективного Б,

идентичного у лиц определенной группы, того или иного народа, всего

человечества.

Б представляет собой форму псих отражения, в которой образ действительности

и отношение субъекта к этой действительности представлены как одно

нерасчлененное целое: в отличии от сознания в Б отражаемая реальность

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.