результате таких изменений – создается группа цивилизаторов –
административные центры, которые живут за счет рент и налогов. Город
выступает деспотом по отношению к сельскохозяйственным общинам. Сплошь и
рядом администрации меняются но жизнь в общинах идет своим чередом.
Земледельческие общины знают частную собственность но не выделяет ее, люди
живут дружно и общиной, что определило устойчивость цивилизации.
Индустриальное общество. Предыстория индустриального общества это Рим и
Греция. Земледельцы не могли прокормиться, жили за счет торговли и
предпринимательства. Поэтому в древней греции и в древнем мире сложилась
частная собственность и рабство. Однако, рабство развращало человечество,
что ипогубило эти государства. Но дух предпринимательства и частной
собственности благоприятно повлияли на развитие науки и техники. Установка
на развитие науки и техники – это установка этого общества. У древних
обществ Китая, Индии и т.д. были другие ценности.
На развалинах Рима и Греции сформировались западно-европейские государства.
Унаследовав их опыт, они получили возможность эксперементировать, но им
нужны были уже новые ценности.
Первая ценность крестьянства – бедность, потом пришла ценность –
милосердие. Протестанство изменило ситуацию, появилась система ценностей:
работай и молись, т.е. работай ради обогащения; работай, будь бережлив и ты
будешь богат, а следовательно ты будешь полезен обществу. Эта система
ценностей сломала аграрную цивилизацию и проложила путь к индустриальному
обществу. В основу цивилизации лег рационализм экономический, политический,
технический. Экономический рационализм – то, что не окупается то должно
отбрасываться. Политический рационализм – нужно стабильное общество,
которое возможно за счет демократии. Многие считают что экономический
рационализм ведет к гибели, т.к. человек создан трудом, то если все
автоматизировать, человек лишится свой сущности.
28. ФОРМИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВА.
Бытие человека в общ-ве предполагает существование власти. В животном
мире существует власть лидера, им является наиболее сильное животное. Дети
нуждаются в охране, след-но существует власть родителей. Она разумна,
естественна, построена на авторитете родителей. Это сохранятся в
общественных отношениях. Общ-во не может быть без власти. Обществення
власть базируется на опыте, знании специалистов. Люди передают им власть.
Т.О. выделяется особая группа, занятая управлением. Она требует
предоставлетия соответствующих прав, которые и получает. В следствии этого
она начинает выполнять свои функции не считаясь со справедливостью,
традициями. Войны, разделение труда и товарные отношения причина
возникновения государства.
Гос. власть - особая власть. 1.Она предполагает наличия особой
профессиональной группы,которая всю жизнь управляет общественными делами.
2. Это особые вооруженные отряды, выражающие гос. власть.
Правовые нормы имеют особенности: провозглашаются от имени всего общеста
и формально они направлены на поддержание усилий общественного производства
и жизни.
Об-во не может жить без госуд.органов. Они берут на себя выполнение
многих функций: образование, здравоохранение, развитие современных отраслей
производства, защита граждан.
Гос-во - это правовая общественная власть, опирающаяся на материальную
силу своего административн., судебного и военного аппарата. Это организация
полит. власти, экономики. Издает положения, направленные на регулирование
администрат., имуществ., финансовых и др. отношений между гражданами и
учреждениями.
Располагая крупными финансовыми и др. возможностями, гос-во берет на себя
инициативу по созданию новых отраслей производства, по решению рупных
народохозяйственных задач.. Правовое гос-во, если и не обеспечивает
интересы всех слоев населения, то во всяком случае дает максимальную
возможность в этом отношении.
В отличие от нравственных норм в правосознании понятия должного и
справедливого мыслятся как возведенные на уровень гос. закона, нарушение
которого сопровождается правовыми санкциями. Особенность правовых норм
состоит в том, что если нормы правосознания формулируются и проводятся в
жизнь государствм, то нравственые нормы складываются и функционируют в
непосредственной практике поведения. Они закрепляются общественным
признанием их ценности с т.зр. всеобщего блага для того или иного
коллектива,не имея при этом юридически закрепленной силы.
29. Человечество перед лицом глобальных проблем.
ХХ век истории человечества ознаменован возникновением и углублением
глобальных проблем. Глобальные проблемы – это совокупность проблем всего
человечества, от решения которых зависит сохранение цивилизации. Они
многообразны. К числу наиболее важных относят: стремительный рост
народонаселения Земли, ведущий к демографическому взрыву; ближайшая
перспектива исчерпания традиционных энергетических и других природных
ресурсов; беспрецедентное загрязнение среды обитания человечества, грозящее
экологической катастрофой.
Серьезной проблемой современного мира является “демографический взрыв”.
Десять тыяч лет назад было около 5млн человек, 2 тысячи лет назад – около
200 млн, в 1960 г – 3 млрд, в 1975 – 4 млрд, в 1987 - 5 млрд. Если этот
темп прироста населения сохранится то к 2000г на Земле будет более 6 млрд
человек, а к концу 21 века в два раза больше.
Для своей жизни люди нуждаются в кислороде, продуктах питания, промышленных
товарах. Все это своим источником имеет природу. Исходя из среднего уровня
жизни человека в США, на 1 км2 могут жить 57 человек, а на всей земле – 5,7
млрд человек. Особая острата этой проблемы подчеркивается тем, что свыше
4/5 прироста мирового населения приходится на развивающиеся страны. В итоге
столь быстрого роста численности населения развивающихся стран и их
экономического отставания усиливается нестабильность в мировой экономике и
политике. К этому надо добавить что во многих странах СНГ хоть уровень
прироста населения не высокий, но за счет снижения жизненого уровня в
относительном отношении, делает эти страны опсными с т.зр. ядерного
потенциала. Неуклонный рост народонаселения планеты сталкивается с не менее
сложной глобальной проблемой – исчерпания традиционных энергитических
ресурсов. Так запасы угля составляют 600 лет, нефти – 90 лет, природного
газа – 50 лет, урана – 27 лет. Т.о. все виды топлива по всем категориям
будут сожены за 800 лет. При этом НТП в направлении создания революционных
технологий производства на базе принципиально новых предметов и средств
труда не зарекомендовал себя. Традиционные энергитические ресурсы не только
ограничены, их использование загрязняет атмосферу. На сжигание угля, газа и
нефти из атмосферы ежегодно изымается 20 млн тонн кислорода, а в замен
выбрасываются миллионы тонн углекислого газа и прочих ядовитых веществ.
Планета буквально тонет в массе ядовитых отходов промышленности.
В настоящее время биосфера вышла из состояния устойчивости. Она перестала
поглащать избыток углерода в атмосфере и, наоборот, начала выбрасывать
углерод в нее. Биосфера утратила способность стабилизировать окружающую
среду. Порог устойчивости континентальной части биосферы превышен в 5-7
раз. При этом следует иметь в виду, что если ресурсная модель допускает
численность населения Земли в 7-8 млрд человек, то биосфера – всего 1-2
млрд.
Возрастание темпов прироста населения тяжким грузом легло на биосферу,
потребовав более интенсивного использования плодородия почв. В связи с
ростом населения средняя площадь посевов зерновых культур, приходящихся на
одного человека, уменьшилась за последние тридцать лет на одну треть. Если
в начале 20 века на 1 человека приходилось 9 га культурных земель, то к
середине века этот показатель составлял уже 6га, а в наст вр около 3 га (но
в США земли отводят под парки и т.д.).
Так называемые интенсивные технологии истощают плодородие почв (чушь – в
США сам видел отличие земель тридцать лет назад и в наст вр.)
Увеличивающееся число глобальных проблем и их углубление являются признаком
кризиса цивилизации и это кризис не отдельных сторон бытия, а основных форм
жизнедеятельности европейской индустриально технической цивилизации, идейно-
мировозренчески восходящей к греческой культуре. Одновременно этот кризис
касается и современного человека вообще, способа его самореализации, ибо
все страны мира, все народы, пытаясь достичь уровня жизни промышленно
развитых стран Западной Европы и США, стремяться идти по их пути. Другого
способа успешной самореализации современный человек не знает. Вот почему
можно сказать, что современный человек, способ его бытия находятся в
глубочайшем кризисе.
30. Понятие экосистемы. Глобальные экологические проблемы современной
цивилизации.
Глобализация социальных, культурных, экономических и политических процессов
в мире, породила ряд серьезных проблем, одной из которых является
экологическая проблема.
Сущность экологической проблемы состоит в отчетливо обнаружившемся и
углубляющемся противоречии между производительной деятельностью
человечества и стабильностью природной среды его обитания. Как отмечал
основатель Римского Клуба А. Печчеи: “Истинная проблема человеческого вида
в том что он оказался неспособным в культурном отношении идти в ногу и
приспособится к тем изменениям, которые сам внес в этот мир”. Эти изменения
являются плодом всей культурно-преобразовательной, и прежде всего,
производственной деятельности. Масса всех искусственно созданных человеком
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32