Рефераты. Шпоры по философии






Схемы: 1 Если все S есть Р, то ни один не Р не есть S, 2 Если ни одно S не

есть Р, то некоторые не Р есть S, 3 Если некоторые S не есть Р, то

некоторые не Р есть S.

Рассмотрим опосредованные умозаключения, как они были сформулированы в

силлогистике. Силогистика – теория дедуктивного вывода, оперирующая

высказываниями субъектно-предикативной структуры. (следование из одной

посылки – это непосредст силлогический вывод; из двух – силлогизм; из

многих – полисиллогизм).

Опосредованные умозакл-я: простой категорический силлогизм, сложные,

сокращенные и сложносокращенные силлогизмы, условные, разделительные и

условно-разделительные силлогизмы.

Простой категорический силлогизм. Его посылки и заключение представляют

собой категорические, или атрибутивные, суждения (напр “все планеты имеют

форму шара”, “земля – планета” следовательно Земля имеет форму шара).Схема

М – Р, S – Р => S – Р. Принцип с помощью к-ого обосновывается вывод из

посылок категорического силлогизма, называется аксиомой силлогизма. Она

имеет два две формулировки: 1, Все что утверждается или отрицается

относительно всех предметов класса, также утверждается или отрицается

относительно каждого предмета и любой части предметов этого класса. 2,

Признак признака вещи есть признак самой вещи: то, что противоречит

признаку вещи, противоречит самой вещи. Характерной чертой простого катег

сил явл-ся то, что в нем некоторое общее знание применяется к единичному

или частному на основании установления связи данного единичного или

частного случая с общим. От местоположения среднего термина выделяют четыре

фигуры силлогизма (см рис).

Умозаключение, в котором пропущена одна из из его частей (посылка или

заключение), называется сокращенным умозаключением (энтимемой). Пример

“Иванов – студент, следовательно он должен получать стипендию” . При

анализе легко восстановить недостающие части. Одним из сложносокращенных

силлогизмов явл-яс сорит: прогрессивный и регрессивный, их схемы

соответственно: 1.Все А есть В, все С есть А, все Д есть С, все Е есть Д

следовательно все Е есть В. 2. Все А есть В, все В есть С, все С есть Д,

все Д есть Е, следовательно все А есть Е. Пример: Все научные законы имеют

объективное содержание. Все законы естествознания – научные законы. Все

законы физики – законы естествознания. Все законы квантовой физики –

физические законы. Следовательно, все законы квантовой физики имеют

объективное содержание.

Условные силлогизмы в них одна либо обе посылки – условные суждения. Схема:

Если А, то В, Если В, то С, следовательно если А, то С.

Разделительными силлогизмами называются такие, в которых первая посылка

разделительное суждение (дизъюнктивное) суждение. Вторая посылка и вывод

представляют собою разделительные или категорические суждения.

В условно-разделительном силлогизме одна посылка является условным

суждением, а вторая – разделительным . В зависимости от количества

альтернатив содержащихся в разделительном суждении силлогизма, он

называется дилеммой, трилеммой, тетралеммой. Наиболее употребительна в

практике мышления – дилемма. Она бывает простой и сложной, конструктивной и

деструктивной. Схемы: а) простая конструктивная дилемма Если А, то В; Если

С, то В; А или С, => В. б) простая деструктивная дилемма Если А, то не В;

Если С, то не В; А или С => В. в) сложная конструктивная дилемма: Если А,

то В; Если С, то Д; => В или Д. Г) сложная деструктивная дилемма аналог

последней, но к В и Д добавляется частица “не”.

59. Наука в техногенном мире.

В современной цивилизации наука играет особую роль . Технологический

прогресс 20 века , приведший в развитых странах Запада и Востока к новому

качеству жизни , основан на применении научных достижений.. Наука не

только революционизирует сферу производства , но и оказывает влияние на

многие другие сферы человеческой деятельности , начиная регулировать их,

перестраивая их средства и методы. Проблемы будущего современной

цивилизации не могут обсуждаться вне анализа современных тенденций

развития науки и ее перспектив. Хотя в современном обществе существуют и

антисциентические движения, в целом наука воспринимается как одна из

высших ценностей цвилизации и культуры.

Техногенная цивилизация является довольно поздним продуктом человеческой

истории. Долгое время эта история протекала как взаимодействие традиционных

обществ. Лишь в 15-17вв. в европейском регионе сформировался особый тип

развития, связанный с появлением техногенных обществ , их последующей

экспансией на остальной мир и изменением под их влиянием традиционных

обществ. В традиционном обществе выражен замедленный темп социальных

изменений, виды деятельности, их средства могут столетиями существовать в

качестве устойчивых стереотипов, соответственно в культуре этих обществ

приоритет отдается традициям, образам и нормам, аккумулирующим опыт предков

, канонизированным стилям мышления , инновационная деятельность не

воспринимается как высшая ценность.

Техногенная цивилизация это особый тип социального развития и особый

вид цивилизации, определяющие признаки которой в извесной степени

противоположны характеристикам традиционных обществ. Здесь возникает

особый вид автономии личности : человек может менять свои корпоративные

связи, он жестко к ним не привязан , может и способен очень гибко строить

свои отношения с людьми. Развитие техногенной цивилизации начинается с

момента эпохи Ренесанса. Она проходит три стадии: прединдустиальную,

индустриальную и постиндустриалную. Важнейшей основой ее жизнедеятеяльности

становится развитие техники, технологии не только путем стихийно

протекающей иновации в сфере самого производства , но и за счет

регенерации всех новых научных знаний, их внедрения в технико -

технологическкие процессы.. Так возникает тип развития , основанный на

ускоряющемся изменении природной Среды. Изменение этого мира приводит к

активным трансформациям социальных связей людей. В техногенной цивилизации

НТП постоянно меняет типы общения , формы комуникации людей , типы

личностей и облаз жизни. В результате возникает отчетливо выраженная

направленность прогресса с ориентацией на будущее. Человек понимается как

активное существо , которое находится в деятельном отношении к миру .

Деятельность человека должна быть направленна на преобразование и

переделку внешнего мира. В свою очередь внешний мир расматривается как

арена деятельности человека.

Второй важный аспект, который характерен для техногенного общества -

понимание природы как упорядоченного, закономерно устроенного поля , в

котором разумное существо , познавшее законы природы, способно осуществить

свою власть над внешними процессами и объектами , поставить их под свой

контроль., а в традиционном обществе природа понимается как живой организм

, в который органично всторен человек , само понятие закона природы

,отличного от законов , которые регулируют социальную жизнь , было здесь

чуждо.

Власть и господство в техногенной цив-и предпологает владение и

присвоение товаров.. Сама преобразующая деятельность расценивается как

процесс, обеспечивающий власть человека над предметом, господство над

внешними обстоятельствами . которые человек призван подчинить себе..

Характеристика цивилизационных достижений в терминах силы (

производительные силы и т.п.) выражала установку на приобретение человеком

все новых возможностей, позволяющих расширять горизонт его преобразующей

деятельности. С этим связан особый статус научной рациональности в системе

ценностей техногенной цивилизации, особая значимость научно - технического

взгляда на мир, ибо познание мира является условием для его преобразования.

Оно создает уверенность в том, что человек способен, раскрыв законы природы

и социальной жизни, регулировать природные и социальные процессы в

соответствии со своими целями. Поэтому в новоевропейской культуре и в

последующем развитии техногенных обществ категория научности обретает

своеобразный символический смысл. Она воспринимается как необходимое

условие процветания и прогресса. Ценность научной рациональности и ее

активное влияние на другие сферы культуры становится характерным признаком

жизни техногенных обществ.

60. Глобальные кризисы и проблема ценности НТП.

Престижный статус науки стимулирует развертывание большого многообразия ее

развитых форм. Исследуя их и анализируя, как менялись функции науки в

социальной жизни, можно выявить основные особенности научного познания, его

возможности и границы. Проблема этих возможностей в наст вр ставиться особо

остро. Все дело в том, что само развитие техногенной цивилизации подошло к

критическим рубежам, которые обозначили границы этого типа цивилизационного

роста. Это обнаружилось во второй половине 20 в. в связи с возникновением

глобальных кризисов. Выделяют три главных проблемы.

Первая из них – это выживание в условиях непрерывного совершенствования

оружия массового поражения. В ядерный век человечество в первые за всю свою

историю стало смертным, и этот печальный итог был “побочным эффектом” НТП,

открывающего все новые возможности развития военной техники.

Второй, пожалуй самой острой проблемой современности становится нарастание

экологического кризиса в глобальных масштабах. Два аспекта человеческого

существования как части природы и как деятельного существа, преобразующего

природу, приходят в конфликтное столкновение.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.