Рефераты. Шпоры по философии






истина, доказуемая теоретически, но есть необх постулат или требование

“практического разума”.

11. Система и метод Гегеля.

Высшим достижением немецкой классической философии являлась диалектика

Гегеля (1770-1831). великая заслуга которого состоит в том, что он впервые

представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса,

т.е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и

сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития...

значение философии Гегеля заключалось в том, что в ней в систематической

форм/е было изложено диалектическое миропонимание и соответствующий ему

диалектический метод исследования. Гегель разрабатывал диалектику как

философскую науку, обобщающую всю историю познания и исследующую наиболее

общие закономерности развития объективной действительности. В особенности

же Гегель стремился исследовать и всесторонне обосновать важнейшие принципы

диалектического способа мышления, в корне противоположного метафизике.

Подвергнув глубокой и основательной критике метафизический метод, Гегель

сформулировал, правда в идеалистической форме, законы и категории

диалектики. Категории качества и количества. Качество это то, без чего

объект существовать не может. Количество безразлично к объекту, но до

определенного предела. Количество плюс качество есть мера. Три закона

диалектики (суть истории развития). 1. Закон перехода количественных

отношений в качественные (при изменении количественных отношений после

определенной стадии происходит изменение качества из-за неразрушения меры).

2. Закон направления развития (отрицание отрицания). Голое отрицание -

нечто идущее после данного объекта, полностью его уничтожающее.

Диалектическое отрицание: сохраняется нечто от первого объекта -

воспроизведение этого объекта, но в другом качестве. Вода - лед. Смолотить

зерно - голое отрицание, посадить зерно - диалектическое отрицание.

Развитие происходи по спирали. 3. Закон единства и борьбы

противоположностей. Противоречие между формой и содержанием, возможностью и

реальностью. Причина развития - единство и борьба противоположностей. Это

присуще духу. Изначально тождество, но потенциально таит различие.

Тождество - различие - противоположность. Противоположности

взаимодействуют, то есть борются. Борьба ведет к трем исходам: взаимное

уничтожение, иллюминация одной из сторон или компромисс.

Исходя из диалектического положения о единстве сущности и явления, Гегель

отверг кантовское учение о непознаваемости "вещи в себе"; в природе вещей

нет никаких непреодолимых преград для познания. “Все что разумно -

действительно, а все что действительно – разумно”. Абсолютный идеализм

Гегеля заключается в выносе всей причины вовне. Существуют три стадии

развития абсолюта: 1. субъективный дух (уровень индивида), 2. объективный

дух, 3. абсолютный дух. Абсолют является в этих трех ипостасях.

Всю мировую историю Гегель разделял на три основные эпохи: восточную,

античную и германскую.

12. АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП ФЕЙЕРБАХА

Последним великим представ класс нем фил был Л.Феербах (1804 -

1872). Осуждая идеалист олкование мышления как внеприродной и сверхчел

сущности, Ф приходит к выводу, что вопрос об отнош бытия к мышл есть вопрос

о сущности человека, ибо мыслит лишь чел. Следов фил.,поскольку она реш

вопрос об отнош мышл к бытию, должна быть антропологией, т.е. учением о

чел, в существовании, в деят которого этот вопрос находит свое фактическое,

реальное решение.

Чел неотделим от природы; мышление есть необходимое выражение

присущей ему биол, физиолог. деятельности. Ф. Антропология Ф указыв на его

стремление разработать матер сист взглядов. Существенным содержанием и

назнач. антрополог. принципа является по Ф. научное истолкование

общественного сознания, в кот он видит отражение сущности чел. Эта сущность

по Ф прежде всего чувственная жизнь ума и сердца, многообразие пережив

индивида. Речь идет следов о том, чтобы рассматривать разл формы общ

сознания (и религию) с точки зрения закл. в ней жизненного содержания.

Основой антропол Ф является мат учение о природе. Прир явл

единственной реальностью, а чел ее высшим продуктом. В чел и благодаря ему

прир ощущает себя, созерцает себя, мыслит о себе. Природа вечна.

Возникновение и уничтожение относятся тоько к отдельным явлениям. Прир

бесконечна в пространстве. Ф. отстаивает положение о неразрывной связи

материи и движения. Однако не указывает на качественное многообразие форм

движ. материи, на их взаимопереходу. Целесообразность в жив и раст мире

представляет собой не р-т реализации внутренне присущей явл цели, а

следствие единства мат мира. Т.о он не отрицает объект целесообразности в

жив природе, он прав указывает на ее относительность.

Т.о ф. учение о природе в целом не выходит за рамки метаф

материализма. Ф признает важную познав функцию теорет мышления и его

способности достичь более глубокого познания действительности. Задача

мышления - собирать, сравнивать различать, классифицировать чувств данные,

осознавать, понимать, обнаруживать их скрытое, непосредственно не

являющееся содержание. Мышление носит опосредованный хар-тер, поэтому то, о

чем мы мыслим, не всегда явл объектом непосредств восприятия.

13. Волюнтаризм Шопенгауэра и программа переоценки всех ценностей Ницше.

Шопенгауэр пытался конкурировать с Гегелем и назначал часы лекций

одновременно с ним, но студенты шли на лекции Гегеля, несмотря на то что

лекции читал хуже. Он написал книгу “Мир как воля и представление”. При

жизни она издавалась дважды, но не имела успеха. Только после смерти он

стал наиболее читаемым мыслителем и Гегель ему не соперник. Шопенгауэр

отталкивается от Канта от его “вещи в себе”. С т зр Канта воля -- это вещь

в себе, но в отличии от других вещей в себе, она раскрывается, становится

доступной человеку, ибо выражением человека является его телесное

поведение, которое подвержено воли человека и по Шопенгауэру все вещи это

есть выражение воли. Мир выражение мировой воли, которая в своей сущности

зла. Шопенгауэр яркий пессимист, его основная идея: жизнь людей – сплошное

страдание, сплошная боль, человек не на что не может надеяться, отсюда его

желание урезать свои желания и принять буддизм. Он одним из первых принял

Нирвану, учение о постепенном отказе от желаний. Но в действительности он

любил хорошо поесть и развлечься.

Ницше с одной стороны продолжает традицию начатую Кертигором, который начал

атаку на разум и науку, Шопенгауэр продолжил, но родоначальником является

Ницше, который в отличии от Канта, Гегеля, Фейербаха не претендует на

создание сильной и не противоречивой философии.

Ницше обладал хорошей литературной подготовкой. Ницше оригинален и тем, что

он быстро получил звание профессора, но преподавательство его не увлекло,

он сошел с ума и 12 лет провел в психбольнице. Философия Ницше – это

философия жизни, к созданию которой подтолкнула теория Дарвина об эволюции

животных и растений, которая базируется на выживании сильнейшего, наиболее

приспособленного.

Ницше выбирает объектом критики разум, науку, нравственность, христианскую

религию. Он выступает как воинствующий анти демократ, с его т зр элита это

сильные и воинствующие люди. Т о большая часть населения – это низшие,

неполноценные, которых можно доделать при помощи войны. Одни считали Ницше

интересным мыслителем, который провозгласил переоценку ценностей, а другие

считают что Ницше предтече немецкого фашизма. Ницше не был воинствующим

националистом, он не провозглашал немцев высшей нацией, но по Ницше

“белокурая бестия” (нордическая нация) должна утвердить себя, переделать

мир, освободив человечество от отбросов (лгунов, трусов и т п). Ницше

говорит что для этого должна сформироваться интернациональная элита, но из

нордической расы. Т о, идеи Ницше вполне совместимы с фашистским целе

устремлением. Поэтому упреки в адрес Ницше вполне заслуживают внимания.

Ницше говорит, что разум возомнил себя господином мира, природы, смысл

имеет только жажда жизни которая должна сочетаться с волей власти. Ницше

отрицательно относиться к христианской религии, т к она проповедовала

равенство всех перед богом, сострадание, терпимость, следование заповедям И

Х, что сделало европу слабой не противостоящую Азии и Африке. Во главе

должен стоять деспот художник, из фильмов видно, что Гитлер считал себя

художником.

Идеал у Ницше – деспот художник. Ницше не жалеет красок говоря что

христианин святоша не достоин уважения и почета. При этом Ницше враждебно

относится к женщинам. “Женщины – это кошки и птицы, в лучшем случае коровы.

Мужчина должен воспитываться как воин, а женщина для его вдохновления,

причем мужчина должен идти к женщине с плеткой”.

Но у Ницше есть и интересные положения, которые касаются пересмотра

обществом ценностей нравственности, он стоит за честность, здоровье и т п ,

за стремление людей к исскуству. Идеалом Ницше был композитор Вагнер.

14. Неокантианство XIX в.

Одним из направлений “философии науки” является неокантианство.

Неокантианство пыталось возродить важные принципы философии Канта.

Неокантианство зародилось в 60-х гг 19 в в Германии. В неокантианстве

отчетливо выделяются две философские школы: Марбургская и Баденская.

И те и др занимались методологией и разрабатывали основы научного познания.

Марбургская школа занималась матем-м естествознанием, а Баденская – соц-ми

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.