Рефераты. Шпоры по философии






науками и ценностями.

Марбургская школа (Г. Коген 1842 -1918, П. Наторп 1854 -1924). Они

говорили, что Кант сделал многое, но не завершил учение и сделал оплошность

в понятии “вещь в себе” (иатер-ая вешь которая воздействует на органы

чувств и вызывает ощущение). Они говорили, что вещь в себе это источник

чувств, опыта, а кому в науке нужны чувства и опыт. Чувства дают знания

единичного, поэтому наука не включает ни какие чувства и для науки не имеет

значения опыт. Наука строится с помощью понятий, с помощью которых строятся

функциональные связи. Математические формулы – это достояние науки. Т.о.

они выступают против чувств и эмперического исследования. Для науки важно

всеобщее – логическая структура науки, которая обеспечивает конструирование

идеальных объектов, которые являются следствием логической необходимости.

Коген и Наторп не против признания природы, но какое это имеет значение для

науки – никакого. Для науки важно естествознание. Для структуры науки имеют

значение категории. Коген и Наторп возвращаются к Канту, но по свему дают

классификацию этим категориям. Они считают что эти категории лежат в основе

трансцендентального метода, который сводится к освобождению научного

познания от психологизма, т е исследование логической структуры познания

независимо от ее связей не только с действительностью, но и чувственным

познанием. Этот метод обуславливает развитие теоретического естествознания.

Марбургская школа подняла проблему теоретического уровня знания, которая

базируется на конструировании идеальных объектов.

Баденская школа: В. Виндельбанд (1848 - 1915) Г. Риккерт (1863 - 1936). Им

принадлежит мысль, что м/у общ-ми науками и естествознанием непреодалимая

грань. Различие это в том, что естествознание стремиться к тому, чтобы

единичное поднять на уровень генерализации (напр. Естествоиспытатель

изучает состав воды, разлагает молеулу и получает водород и кислород, затем

переводит это для всех молекул воды), от частного к более высокому

(общему). В социальном познании законов нет по мнению этих ученых, оно

имеет дело с индивидуальными событиями, в истории все случается один раз и

для общ-ой науки важно вклиниться в это событие и понять что в нем

уникальное, неповторимое. Т е в первом случае генерализация, а во втором

индивидуализация.

Если соц-ое познание орентировано на описание неповторяемых событий, тогда

исследователь в трудном положении: Какие события брать? Следовательно

социальное познание не возможно. Тогда они впервые выдвинули теорию

ценностей и возникла оксиология – философия ценностей.

Они различают ценность и оценку. Оценка – выявление ценностей, связана с

субъективизмом исследователя. Ценность объективна, возникает стихийно в

общественной жизни. Это не фактичность, а значимость, что общ-во выбирает в

качестве значимого, но общ-во может выбирать в качестве значимого разное.

Для Виндельбанда и Риккерта ценность является основой исследования, то что

значимо для общества, сообщества и т п. Это использовалось в изучении

цивилизации, т е каждая цивилизация имеет свою систему ценностей.

15. ОНТОЛОГИЯ, ГНОСЕОЛОГИЯ, АКСИОЛОГИЯ

Структура фил. Знания: 1) Ядро фил - диалектика, наука о наиболее общих

законах развития природы, общества и мышления. 2) Гносеология (теория

познания) - наука о том, как ч-к познает мир и самого себя. 3) Онтология -

учение о бытии. 4) Общая социология - о закономерностях и движущих силах

развития обва. От общей соц. Отделились такие науки : этика, политология,

религиоведение и др., которые сущ. Сегодня как самостоятельные науки. 5)

Историко-филосовский раздел - изучение истории фил учений. 1-5 Ф в полном

смысле слова, 1-3 фил. в узком смысле слова.

Онтология равнозначно метафизике изучает высшие, недоступные органам

чувств, лишь предполагаемые начала всего существующего, обязятельное для

всех наук. Она выступает в тесной связи с естественнонаучным и гуманитарным

знанием. Онтология выступает как систеа умозрительных всеобщих определений

бытия. Проблему бытия тесным образом связывают с научным и жизненным

(экзистенциальным) опытом, с границами и возможностями познания

действительности.

Гносеология - важная часть философской теории, учение о способности

человека познать действительность, об источниках, формах и методах

познания, об истине и путях ее достижения. Термин ввел Кант.

Материалистическая гносеол. исходит из признания объективности внешнего

мира и возможности его познания. Идеалистическая гносеол. либо утверждает,

что познание является отражением мистической идеи, либо считает, что мир

создается в процессе восприятия, т.к. предметы суть “комплексы ощущений”,

либо в принципе отрицает возможность познания мира.

Аксеология - раздел философии, посвященный учению о ценностях. Преобразую

окружающий мир, люди создают матер. и духовн. ценнсти. Среди них

производственно-бытовая техника, здоровье, семья, нравственные нормы,

художественные произведения. В контакте с ними проходит жизнь индивида и

для него не безразлично, какой круг ценностей будет ориентиром и мотивом в

его жизни. Особое значение в качестве ценностей имели истина, добро и

красота. Религиозно-христ. мысль в качестве незыблемой основы ценностей

предложила Бога, а главной ценностью - спасение души. Критика религиозных

догматов способствовала возрождению науки и искусства и завершиласть

разработкой новой системы ценностей, в которой должное место заняли труд,

здоровье, просвещение, познание и техника, гос-во и социальная

справедливость.

16. Проблема бытия. Гл онтол категории.

Онтология – учение о бытии, раздел философии, изучающий фундамент.

принципы, наиболее общие сущности и категории сущего. Бытие – самое широкое

(абстрактное) понятие, термин “быть” означает наличествовать, существовать.

Признание факта существования многообразных вещей окружающего мира, природы

и общества, самого человека является первой предпосылкой формирования

картины мироздания. Из этого вытекает второй аспект проблемы бытия, который

оказывает сущ. влияние на мировозр. чел-ка. П. Бытие (сущее) противостоит

категория “ничто”. У Демокрита – пустота, у Платона – чистая возможность,

пассивность и зависимость. Третий аспект проблемы – связан с признанием

единства мироздания. Человек в своей повседневной жизни, практической

деятельности приходит к выводу о своей общности с другими людьми,

существования природы и т.д. Но в то же время для него не менее очевидны и

различия, которые существуют м/д людьми, вещами, м/д обществом и природой,

итд. И, естественно, возникает вопрос о возможности всеобщего, то есть

общего для всех явлений окружающего мира. Все многообразие вещных и

духовных явлений объединяет то, что они есть, наличествуют, существуют,

несмотря на различие форм своего существования. И именно благодаря факту

своего существования они образуют целостное единство мироздания. Единое –

начало всякого множества, всякого бытия и ума, предшествующее им и

превосходящее. Существование и сущность: В истории философии П.

существования употреблялось обычно для обозначения внешнего бытия вещи,

которое в отличии от сущности постигается не мышлением, а опытом. П.

Сущность в настоящее время понятие существования обычно отождествляют с

бытием, а П. сущности служит для обозначения первоосновы, основной черты и

источника существования той или иной вещи и в этом смысле сродни категории

субстанции. На основе категории бытия в Ф дается самая общая хар-ка

мироздания: все существующее – это и есть мир, к которому мы принадлежим.

Эта характеристика не содержит никаких мировоззренческих оценок.

Противоречия м/д Ф школами – что служит объединяющим началом мироздания.

17. Реальность объективная и субъективная. Материя.

Реальность – вещественный, действительный. Объективная реальность –

объктивный мир существующий не зависимо от человеческой воли,

представлений. Субъективная реальность – наоборот. Материя – бесконечное

множество всех существующих в мире объектов и систем, всеобщая субстанция,

субстрат любых свойств, связей, отношений и форм движения. Весь окружающий

мир представляет собой движущуюся материю в ее бесконечных формах и

проявлениях.

Уже в древности философы пытались представить видимое многообразие вещей

как проявление видимого начала. Это общее, несотворимая и не уничтожимая

основа всех вещей получила название субстанции. Формирование субстанции -

это и формирование научного понимания материи. В древней Греции под

субстанцией материалисты понимали конкретное вещество. Древнегреческие

атомисты считали, что субстанция это атом. Все что состоит из атомов и

пустоты. В философии и естествознании нового времени и в работах Ньютона,

Ломоносова анатомические идеи получили развитие. С конца 16в.до начала 19в.

господствовала механистическая картина мира. Материя рассматривалась как

совокупность неделимых атомов, которые наделены геометрическими и

механическими свойствами: массой, протяженностью, формой, непроницаемостью

и способностью перемещаться. Но в это время были высказаны и другие идеи о

материи:

1) о самодвижении в материи 2) материя понималась как абстрактное понятие,

в котором отображены свойства многообразных веществ. 3) Материи присуща

внутренне мысль. Трактовка материи идеалистическими направлениями фил.

Субъективные идеалисты отождествляли материю с совокупностью ощущений.

Объективные идеалисты считали, что материя пассивна, инертна. Жизнь ей

придает идею. Итак и для материализма и для идеализма характерно

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.