науками и ценностями.
Марбургская школа (Г. Коген 1842 -1918, П. Наторп 1854 -1924). Они
говорили, что Кант сделал многое, но не завершил учение и сделал оплошность
в понятии “вещь в себе” (иатер-ая вешь которая воздействует на органы
чувств и вызывает ощущение). Они говорили, что вещь в себе это источник
чувств, опыта, а кому в науке нужны чувства и опыт. Чувства дают знания
единичного, поэтому наука не включает ни какие чувства и для науки не имеет
значения опыт. Наука строится с помощью понятий, с помощью которых строятся
функциональные связи. Математические формулы – это достояние науки. Т.о.
они выступают против чувств и эмперического исследования. Для науки важно
всеобщее – логическая структура науки, которая обеспечивает конструирование
идеальных объектов, которые являются следствием логической необходимости.
Коген и Наторп не против признания природы, но какое это имеет значение для
науки – никакого. Для науки важно естествознание. Для структуры науки имеют
значение категории. Коген и Наторп возвращаются к Канту, но по свему дают
классификацию этим категориям. Они считают что эти категории лежат в основе
трансцендентального метода, который сводится к освобождению научного
познания от психологизма, т е исследование логической структуры познания
независимо от ее связей не только с действительностью, но и чувственным
познанием. Этот метод обуславливает развитие теоретического естествознания.
Марбургская школа подняла проблему теоретического уровня знания, которая
базируется на конструировании идеальных объектов.
Баденская школа: В. Виндельбанд (1848 - 1915) Г. Риккерт (1863 - 1936). Им
принадлежит мысль, что м/у общ-ми науками и естествознанием непреодалимая
грань. Различие это в том, что естествознание стремиться к тому, чтобы
единичное поднять на уровень генерализации (напр. Естествоиспытатель
изучает состав воды, разлагает молеулу и получает водород и кислород, затем
переводит это для всех молекул воды), от частного к более высокому
(общему). В социальном познании законов нет по мнению этих ученых, оно
имеет дело с индивидуальными событиями, в истории все случается один раз и
для общ-ой науки важно вклиниться в это событие и понять что в нем
уникальное, неповторимое. Т е в первом случае генерализация, а во втором
индивидуализация.
Если соц-ое познание орентировано на описание неповторяемых событий, тогда
исследователь в трудном положении: Какие события брать? Следовательно
социальное познание не возможно. Тогда они впервые выдвинули теорию
ценностей и возникла оксиология – философия ценностей.
Они различают ценность и оценку. Оценка – выявление ценностей, связана с
субъективизмом исследователя. Ценность объективна, возникает стихийно в
общественной жизни. Это не фактичность, а значимость, что общ-во выбирает в
качестве значимого, но общ-во может выбирать в качестве значимого разное.
Для Виндельбанда и Риккерта ценность является основой исследования, то что
значимо для общества, сообщества и т п. Это использовалось в изучении
цивилизации, т е каждая цивилизация имеет свою систему ценностей.
15. ОНТОЛОГИЯ, ГНОСЕОЛОГИЯ, АКСИОЛОГИЯ
Структура фил. Знания: 1) Ядро фил - диалектика, наука о наиболее общих
законах развития природы, общества и мышления. 2) Гносеология (теория
познания) - наука о том, как ч-к познает мир и самого себя. 3) Онтология -
учение о бытии. 4) Общая социология - о закономерностях и движущих силах
развития обва. От общей соц. Отделились такие науки : этика, политология,
религиоведение и др., которые сущ. Сегодня как самостоятельные науки. 5)
Историко-филосовский раздел - изучение истории фил учений. 1-5 Ф в полном
смысле слова, 1-3 фил. в узком смысле слова.
Онтология равнозначно метафизике изучает высшие, недоступные органам
чувств, лишь предполагаемые начала всего существующего, обязятельное для
всех наук. Она выступает в тесной связи с естественнонаучным и гуманитарным
знанием. Онтология выступает как систеа умозрительных всеобщих определений
бытия. Проблему бытия тесным образом связывают с научным и жизненным
(экзистенциальным) опытом, с границами и возможностями познания
действительности.
Гносеология - важная часть философской теории, учение о способности
человека познать действительность, об источниках, формах и методах
познания, об истине и путях ее достижения. Термин ввел Кант.
Материалистическая гносеол. исходит из признания объективности внешнего
мира и возможности его познания. Идеалистическая гносеол. либо утверждает,
что познание является отражением мистической идеи, либо считает, что мир
создается в процессе восприятия, т.к. предметы суть “комплексы ощущений”,
либо в принципе отрицает возможность познания мира.
Аксеология - раздел философии, посвященный учению о ценностях. Преобразую
окружающий мир, люди создают матер. и духовн. ценнсти. Среди них
производственно-бытовая техника, здоровье, семья, нравственные нормы,
художественные произведения. В контакте с ними проходит жизнь индивида и
для него не безразлично, какой круг ценностей будет ориентиром и мотивом в
его жизни. Особое значение в качестве ценностей имели истина, добро и
красота. Религиозно-христ. мысль в качестве незыблемой основы ценностей
предложила Бога, а главной ценностью - спасение души. Критика религиозных
догматов способствовала возрождению науки и искусства и завершиласть
разработкой новой системы ценностей, в которой должное место заняли труд,
здоровье, просвещение, познание и техника, гос-во и социальная
справедливость.
16. Проблема бытия. Гл онтол категории.
Онтология – учение о бытии, раздел философии, изучающий фундамент.
принципы, наиболее общие сущности и категории сущего. Бытие – самое широкое
(абстрактное) понятие, термин “быть” означает наличествовать, существовать.
Признание факта существования многообразных вещей окружающего мира, природы
и общества, самого человека является первой предпосылкой формирования
картины мироздания. Из этого вытекает второй аспект проблемы бытия, который
оказывает сущ. влияние на мировозр. чел-ка. П. Бытие (сущее) противостоит
категория “ничто”. У Демокрита – пустота, у Платона – чистая возможность,
пассивность и зависимость. Третий аспект проблемы – связан с признанием
единства мироздания. Человек в своей повседневной жизни, практической
деятельности приходит к выводу о своей общности с другими людьми,
существования природы и т.д. Но в то же время для него не менее очевидны и
различия, которые существуют м/д людьми, вещами, м/д обществом и природой,
итд. И, естественно, возникает вопрос о возможности всеобщего, то есть
общего для всех явлений окружающего мира. Все многообразие вещных и
духовных явлений объединяет то, что они есть, наличествуют, существуют,
несмотря на различие форм своего существования. И именно благодаря факту
своего существования они образуют целостное единство мироздания. Единое –
начало всякого множества, всякого бытия и ума, предшествующее им и
превосходящее. Существование и сущность: В истории философии П.
существования употреблялось обычно для обозначения внешнего бытия вещи,
которое в отличии от сущности постигается не мышлением, а опытом. П.
Сущность в настоящее время понятие существования обычно отождествляют с
бытием, а П. сущности служит для обозначения первоосновы, основной черты и
источника существования той или иной вещи и в этом смысле сродни категории
субстанции. На основе категории бытия в Ф дается самая общая хар-ка
мироздания: все существующее – это и есть мир, к которому мы принадлежим.
Эта характеристика не содержит никаких мировоззренческих оценок.
Противоречия м/д Ф школами – что служит объединяющим началом мироздания.
17. Реальность объективная и субъективная. Материя.
Реальность – вещественный, действительный. Объективная реальность –
объктивный мир существующий не зависимо от человеческой воли,
представлений. Субъективная реальность – наоборот. Материя – бесконечное
множество всех существующих в мире объектов и систем, всеобщая субстанция,
субстрат любых свойств, связей, отношений и форм движения. Весь окружающий
мир представляет собой движущуюся материю в ее бесконечных формах и
проявлениях.
Уже в древности философы пытались представить видимое многообразие вещей
как проявление видимого начала. Это общее, несотворимая и не уничтожимая
основа всех вещей получила название субстанции. Формирование субстанции -
это и формирование научного понимания материи. В древней Греции под
субстанцией материалисты понимали конкретное вещество. Древнегреческие
атомисты считали, что субстанция это атом. Все что состоит из атомов и
пустоты. В философии и естествознании нового времени и в работах Ньютона,
Ломоносова анатомические идеи получили развитие. С конца 16в.до начала 19в.
господствовала механистическая картина мира. Материя рассматривалась как
совокупность неделимых атомов, которые наделены геометрическими и
механическими свойствами: массой, протяженностью, формой, непроницаемостью
и способностью перемещаться. Но в это время были высказаны и другие идеи о
материи:
1) о самодвижении в материи 2) материя понималась как абстрактное понятие,
в котором отображены свойства многообразных веществ. 3) Материи присуща
внутренне мысль. Трактовка материи идеалистическими направлениями фил.
Субъективные идеалисты отождествляли материю с совокупностью ощущений.
Объективные идеалисты считали, что материя пассивна, инертна. Жизнь ей
придает идею. Итак и для материализма и для идеализма характерно
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32