Рефераты. Шпоры по философии






понималось движение познания от фактов к утверждениям общего характера, а

под дедукцией – движение мысли от общих утверждений к менее общим, в том

числе к утверждениям об отдельных предметах. Часто эти методы

противопоставлялись друг другу и рассматривались в отрыве от других средств

познания. Так Ф Бэкон считал основным методом познания индукцию, а Р Декарт

– дедукцию вместе с интуицией. Однако в эпоху Нового времени эти крайние

точки зрения начали преодолеваться. Так, Галилей, Ньютон, Лейбниц,

признавая за опытом, а значит и за индукцией большую роль в познании,

отмечали в месте с тем, что процесс движения от фактов к законам не

является чисто логическим процессом, а включает в себя интуицию. Они

отводили важную роль дедукции при построении и проверке научных теорий и

отмечали, что в научном познании важное место занимает гипотеза, не

сводимая к индукции и дедукции. Однако полностью преодолеть

противопоставление индуктивного и дедуктивного методов познания долгое

время не удавалось. В совр науч познании противопоставление индукции и

дедукции как методов познания теряет смысл, поскольку они не

рассматриваются как единственные методы. В познании важную роль играют

другие методы, а также приемы, принципы и формы (напр абстрагирование,

идеализакция, проблема, гипотеза и т.д.).

Индукция представляет собой умозаключение в котором заключение не вытекает

логически из посылок, и истинность посылок не гарантирует истинность

заключения. Из истинных посылок индукция дает вероятностное заключение.

Общая индукция – это индукция в которой переходят от знания о нескольких

предметах к знаниям о их совокупности. Это типичная индукция. Именно общая

индукция дает нам общее знание. Общая индукция м.б. представлена двумя

видами: (1) полная индукция – это умозаключение от знания об отдельных

предметах класса к знанию о всех предметах класса, предполагающее

исследование каждого предмета этого класса: А1 имеет признак В, А2 имеет

признак В,..., Аn имеет признак В, множество А1,..., Аn это весь класс А =>

вероятно что все объекты типа А имеют признак В; (2) Умозаключение от

знания лишь о некоторых предметах класса к знанию о всех предметах класса

называют неполной индукцией.

Статистическая не полная индукция. Делается выборка Аn +n из совокупности

предметов А, в этой выборке элементы А1,..., Аn обладают признаком В, а

элементы Аn+1,..., Аn+n не имеют признака В, из этого следует вывод, что

объекты А могут иметь свойство В с вероятностью n/(n+n) – общее число

наблюдений.

В отличии от индуктивных умозаключений, которые лишь наводят на мысль,

посредством дедуктивных умозаключений выводят некоторую мысль из других

мыслей. Дедуктивные умозаключения: условнокатегорические, разделительно-

категорические, дилеммы, условные умозаключения и т.д.

71. Эмпирическое знание: данные наблюдения, эмпирические факты,

эмпирические законы. Методы научно-эмпирического исследования.

В структуре научного знания выделяют прежде всего два уровня знания –

эмпирический и теоретический. Им соответствуют два взаимосвязанных, но в то

же время специфических вида познавательной деятельности: эмпирическое и

теоретическое исследование. Эмпирическое знание имеет сложную структуру и

можно выделить по меньшей мере два подуровня: наблюдений и эмпирических

фактов.

Данные наблюдения содержат первичную информацию, которую мы получаем

непосредственно в процессе наблюдения за объектом. Эта информация дана в

особой форме – в форме непосредственных чувственных данных субъекта

наблюдения, которые фиксируются в форме протоколов наблюдения. Протоколы

наблюдения выражают информацию, получаемую наблюдателем, в языковой форме.

В протоколах указывается кто осущ-ет наблюдение, с помощью каких приборов,

даются характеристики прибора.Это не случайно поскольку в данных наблюдений

наряду с объективной информацией о явлениях содержится некоторый пласт

субъективной информации, зависящий от условий наблюдения, приборов и т.д.

Приборы могут давать ошибки, поэтому данные наблюдения еще не являются

достоверным знанием, и на них на может опираться теория. Базисом теории

являются эмпирические факты. В отличии от данных наблюдения – это всегда

достоверная, объективная информация; это такое описание явлений и связей

м/у ними, где сняты субъективные наслоения. Поэтому переход от наблюдений к

фактам сложный процесс. Этот процесс предполагает следующие познавательные

операции. (1) рациональную обработку данных наблюдения и поиск в них

устойчивого, инвариантного содержания. Для формирования факта необходимо

сравнить наблюдения выделить повторяющиеся, устранить случайные и с

погрешностью. (2) для установления факта необходимо истолкование

выявляемого в наблюдениях инвариантного содержания. В процессе такого

истолкования широко используются ранее полученные теоретические знания. В

формировании факта участвуют знания, которые проверены независимо от

теории, а факты дают стимул для образования новых теоретических знаний,

которые в свою очередь, если они достоверны, могут снова участвовать в

формировании новейших фактов, и т.п.

Методы научно-эмпирического исследования. (1) Наблюдение – целенаправленное

восприятие явлений объективной действительности, в ходе которого мы

получаем знание о внешних сторонах, свойствах и отношениях изучаемых

объектов. Процесс наблюдения не пассивное созерцание действительности – это

особая деятельность, включающая наблюдателя, объект наблюдения и средства

наблюдения. Важнейшей особенность наблюдения является его целенаправленный

характер, которая обусловлена наличием предварительных идей, гипотез,

которые ставят задачи наблюдению. Наблюдение связано с описанием, которое

закрепляет и передает результаты наблюдений с помощью определенных знаковых

средств. Эмпирич описание – это фиксация средствами естественного или

искусственного языка сведений об объектах, данных в наблюдении. Описание

подразделяется на два вида – качественное и количественное. Количественное

описание осуществляется с применением языка математики и предполагает

проведение различных измерительных процедур. В узком смысле слова его можно

рассматривать как фиксацию данных измерения. В широком смысле оно включает

также нахождение эмпирических зависимостей м/у результатами измерений. Лишь

с введением метода измерения естествознание превращается в точную науку. В

основе операции измерения лежит сравнение объектов по каким либо сходным

свойствам или сторонам ( рассказать самостоятельно). Наблюдение и сравнение

могут проводится как относительно самостоятельно, так и в тесной

взаимосвязи с экспериментом. В отличии от обычного наблюдения в

эксперименте исследователь активно вмешивается в протекание изучаемого

процесса с целью получить о нем определенные знания. Исследуемое явление

наблюдается здесь в специально создаваемых и контролируемых условиях, что

позволяет восстанавливать каждый раз ход явления при повторении условий.

72. Научно-эмпирические методы установления причинных связей м/д явлениями.

Конечная цель исследований – объяснить совокупность фактов, выявить причины

фактов. Первоначально о причинных зависимостях говориться на уровне

эмпирических наблюдений с помощью методов Бэкона Миля.

Причина – это явление, которое в определенных условиях порождает другое

явление, называемое следствием. Следствие – это явление, порождаемое

причиной. Под этими явлениями понимается: (1) событие, существование или не

существование предметов и т.д. (наличие вирусов в организме – причина

заболевания), (2) взаимодействия предметов и изменения этих предметов, (3)

взаимодействие противоположных сторон предмета и изменения, происходящие в

данном предмете в результате этого взаимодействия. В методах под причиной

понимается обстоятельство, добавление которого к имеющимся обстоятельствам

вызывает следствие – явление, представляющее собой событие, существование

предмета, изменение предмета, возникновение нового свойства у предмета и

т.д. Есть группа явлений без которых следствие может не наступить – это

релевантносопутствующие обстоятельства. Это не необходимые события но

влияют на силу действия причин на событие.

Принципы причинности: 1) причинно-следственная связь является объективной;

2) эта связь необходимая: определенная причина в соответствующих условиях

обязательно вызывает определенное следствие; 3) эта связь является

всеобщей: в природе нет беспричинных явлений; 4) причина предшествует

следствию во времени.

Метод единственного сходства. Рассматриваются различные случаи, когда

наблюдается явление а. Во всех случаях явлению а предшествуют группы

обстоятельств, сходные только в отношении обстоятельства А. Отсюда делается

вывод о том, что обстоятельство А является причиной явления а. В социальном

познании метод единственного сходства дает выводы высокой степени

правдоподобия, если: (1) установлено, что обстоятельство А и явление а не

вызваны общей причиной или двумя различными причинами; (2) установлено, что

обстоятельство А предшествует явлению а; (3) учтены все обстоятельства,

предшествующие явлению (из тех которые могут быть его причиной); (4) если

велико число рассмотренных случаев. Этот метод может выступать в качестве

метода наблюдения.

Метод единственного различия. Рассматривается два случая. В первом случае

обстоятельства АВС предшествуют явлению а. Во втором случае одно из

обстоятельств (а) отсутствует , явление а тоже отсутствует. Делается вывод

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.