Рефераты. Шпоры по философии






стала почти неограниченной. Здесь также становится очевидным универсальное

значение языка с его возможностью предавать конкретные образы при помощи

слов.

Значение языка в познании огромно. Язык представляет собой результат

аккумуляции, обобщения предшествующего чел опыта. “ Всякое слово - уже

обобщает”. Данный факт сущ образом влияет на специфически-челов

функционирование органов чувств. В то же время он днмонстрирует

несостоятельность представл метафизического мат-ма о чувств опыте как

совершенно самостоятельном и обособленном этапе, урове познав деятельности

человека.

Локк: с самого начала мы имеем на одной стороне вещи, а на др - человека,

совершенно лишенного знания. Вещи прир воздействуют на его органы чувств и

вызыв в организме ответную реакцию - сначала в виде самостоятельно сущ

ощущений. Последующее комбинирование разнообр ощущ дает чел восприятие

предмета в целом. (комбинация белого цвета, сладкости и особой формы

частичек приводит к возникновению целостного восприятия сахара) Многократно

воспринимая предм, челов закрепляет восприятие в памяти, он может

припоминать восприятие и образ в отсутствии предмета - так возникает

представление. Т.е ощущ, восприятия, представления предстают в виде

совершенно независимых, последовательно примыкабщих друг к другу реальных

этапов познав деятельности. Мышление лишь надстраивается над рез и формами

чувств познания.

53. Рациональное познание и его основные формы.

Чувственное восприятие чел конкретных событий, фактов зависит от содержания

понятий, а также от того в какой мере сод понятий освоено данным чел.

Следовательно речь идет о зав-ти чувств опыта и восприятия от языка, от

понятийного аппар, используемого чел в его практ деятеьности. Однако эта

зав не явл односторонней.

Понятие явл рез-том истор опыта человечества. Усвоение конкр людьми уже сущ

понятий, роль этих понятий в их созн и деятельности - все это зав. от

непоср контакта людей с объект реальностью. В ходе таких конт понятия

многокр проверяются, обогащаются, дополняются нов смыслом.

Т.о. чувств и рац мышление находятся в неразрывном единстве и

взаимодействии. В их сложном взаимод обнаруживается 2 типа деятельности:

1.практ деятельность в широком смысле. 2. деят , специально направл на

создание знаний, на продуцирование понятий, т.е. теоретическая деят как

особый вид умственного труда.

Понятия- это такие воплощенные в словах продукты социально-истор проц

познания, кот выделяют и фиксируют общие существенныесвойства, отношения

предметов и явлений. Если бы в ходе истории не выработались такие понятия,

то каждый чел в каждом поколении вынужден был бы вновь и вновь описывать

каждую конкр вещь, факт, явление.

Обратим внимание на действия, кот имеют место в проц. образовуания чувств

понятий. Взаимосвязанные действия отвлечения, сравнения и сопоставл,

выделение того общего св-ва, кот присуще необозр множеству предметов и

целым классам предм, в фил именуется абстрагированием, а р-ты

абстрагирования - абстракциями. Абстрагирование есть превращение отношений

в объект познания. Тут сущ 2 важных момента: При абстр чел исходит из

объект, действит свойств объектов и явлений и из их реальных отнош друг к

другу, фиксируется их действительное, независимо от созн существующее

единство.. Но при этом деятельность отвлечения и объедин свидетельствует о

активности чел познания, о возникнов особого типа деятельности, особого

типа познания, направл на фиксирование отношений.

Объяснение и понимание.

Теор познания различает структурные объяснения, отвеч на вопрос, как

устроен объект; функциональные объясн - как действует и функционирует

объект; причинные - почему возникло данное явление, почему именно данный

набор фактов привел к такому-то следствию. При этом в проц объясн мы

используем уже имеющиеся знания для объясн других. Переход от более общих

знаний к более конкретным и эмпирическим и составляет процедуру объяснения.

Знания, кот служат основанием для объясн называются объясняющими. Знания,

кот ими обосновываются - объясняемыми. В качестве объясняющего могут

выступать как зак так и отдельные факты.

Понимание - это не единичный акт, а длятельный и сложн процесс. Мы

постоянно переходим от одного уровя понимания к другому. При этом осущ

такие процедуры как Интерпретация- превоначальное приписывание информации

смысла и значения; реинтерпретация - уточнение и изменение смысла и

значения; ковергенция - объединение, слияние прежде разрозненых смыслов и

значений; Дивергенция - разъединеие единого смысла на отдельные подсмыслы;

конверсия - качественное видоизменение смысла и значения, их радикальное

преобразование.

Понимание, следовательно представляет собой реализ многих процедур,

обеспечивающих преобразование информ при переходе от незнания к знанию.

Процесс поним состоит не олько в усвоении уже выработанных другими людьми

или эпохами знаний, но м в конструировании на основе ряад сложных

преобразований принципиально новых знаний, не существовавших ранее.

Иррационализм - фил учение, настаивающее на ограниченных возможностях

разума, мышления и признающее осн родом познания интуицию, чувство,

инстинкт...Считает действительность хаотичной, лишенной закономерностей,

подчин игре слусая, слепой воле. (ирр. в частности явл экзистенциализм)

Рационализм - Учение в теор познания, согласно кот всеобщность и

необходимость - логические признаки всеобщего знания - не могут быть

выведены из опыта и его обобщений. Они могут быть почерпнуты из самого ума

либо из понятий, присущих уму от рождения (Декарт), либо из понятий, сущ

только в виде задатков, предрасположений ума. Опыт стимулирует из

проявление. (Спиноза, Лейбниц, Кант, Гегель, Фихте, Шеллинг.)

Мышление. Это активный процесс познавательной деятельности сознания. Оно

действ на том уровне, где нет непосредственного контакта с объективной

действительностью. Мышл опирается на результаты чувств познания и дает

обобщ-е знание. Сторонники деалектического матер-ма: Мыш-е – это

целенаправленное,опосредованное и обобщенное отражение в сознании человека

существенных свойств и отношений действительности. Мышл осуществляется в

трех формах. 1) Понятие – это форма мысли, в которой отражаются общие,

существенные свойства, связи и отношения действительности. Понятие и

представление сближает то, что их содержание носит обобщенный и

опосредованный характер. Но м/у ними есть различие. Предст-е дает наглядный

образ действительности. Содержание понятия лишено наглядности. 2) Суждение

– это такая форма мысли, в которой посредством связи утверждается (или

отрицается) что-либо о чем-либо. 3) Умозаключение – это форма мысли в виде

рассуждения, в ходе которого из одного или нескольких суждений именуемых

посылками выводится новое суждение, которое наз следствием или заключением.

Напр 1. Все элем частицы имеют массу 2ю Х – вновь открыта элем част,

вытекает вывод Х – имеет массу. Логическая деятельность мышления

осуществляется в таких формах: понятие, суждение, умозаключение, анализ и

синтез, индукция и дедукция, т.д.

54. Язык и мышление. Основные аспекты и функции языка. Естественные и

искусственные языки.

Принципиальное отличие мышления от чувственного познания в том, что оно

неразрывно связано с языком, системой знаков. Знак – это материальный

предмет который служит в процессе мышления и общения людей представлением

другого предмета. Виды знаков: 1) знаки индексы (высокая температура тела);

2) связаны с представляемыми ими предметами некоторым причинным образом; 3)

знаки символы ни как не связаны физически с обозначаемыми предметами и не

имеют структурного сходства, связь устанавливается стихийно или по

соглашению.

Аспекты языка: Синтаксический аспект составляет многообразие отношений

знаков к др знакам, а также правила образования одних знаков из других при

полном отвлечении от того что они обозначают. Сематический аспект

составляет совокупность отношений знаков к объектам неязыковой

действительности (каково значение и смысл слова?). Прагматический аспект

включает в себя эмоционально психологические факторы в процессе

употребления языка как средства общения. Два знака имеющие одинаковую

сематику могут иметь разную прогматику (дурак и не умный). Знаки

характеризуются выделением смысла и прдметного значения. Предметное

значение знака – это любой объект мысли, это не сам знак, а то что он

обозначает. Смысловое содержание знаков это такая характеристика связанная

с обозначаемым объектом знаком, которая позволяет выделить объект из

множества других. В случае наличия у одного знака разных значений –

называется омонимония. Разные знаки с одним значением – это синонимия.

Естественные и искусственные языки. Искус языки создаются не просто для

замены естественных. У них разные цели. Естественные языки складываются в

процессе коммуникативной деятельности и служат средством общения, передачи

информации, выражения эмоций и мироощущений. Отсюда их многогранность,

многоплановость, многозначность и гибкость. И я ориентированны на строго

ограниченные и специальные задачи исследования. Они заключаются в

построении выводимого знания из уже известных исходных предпосылок. И я

можно рассма-ть как фрагменты, модели определенных аспектов естественных

языков. Символические языки математики и др точных наук преследуют не

только цель сокращения записи. Это можно делать и при помощи стенографии.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.