стала почти неограниченной. Здесь также становится очевидным универсальное
значение языка с его возможностью предавать конкретные образы при помощи
слов.
Значение языка в познании огромно. Язык представляет собой результат
аккумуляции, обобщения предшествующего чел опыта. “ Всякое слово - уже
обобщает”. Данный факт сущ образом влияет на специфически-челов
функционирование органов чувств. В то же время он днмонстрирует
несостоятельность представл метафизического мат-ма о чувств опыте как
совершенно самостоятельном и обособленном этапе, урове познав деятельности
человека.
Локк: с самого начала мы имеем на одной стороне вещи, а на др - человека,
совершенно лишенного знания. Вещи прир воздействуют на его органы чувств и
вызыв в организме ответную реакцию - сначала в виде самостоятельно сущ
ощущений. Последующее комбинирование разнообр ощущ дает чел восприятие
предмета в целом. (комбинация белого цвета, сладкости и особой формы
частичек приводит к возникновению целостного восприятия сахара) Многократно
воспринимая предм, челов закрепляет восприятие в памяти, он может
припоминать восприятие и образ в отсутствии предмета - так возникает
представление. Т.е ощущ, восприятия, представления предстают в виде
совершенно независимых, последовательно примыкабщих друг к другу реальных
этапов познав деятельности. Мышление лишь надстраивается над рез и формами
чувств познания.
53. Рациональное познание и его основные формы.
Чувственное восприятие чел конкретных событий, фактов зависит от содержания
понятий, а также от того в какой мере сод понятий освоено данным чел.
Следовательно речь идет о зав-ти чувств опыта и восприятия от языка, от
понятийного аппар, используемого чел в его практ деятеьности. Однако эта
зав не явл односторонней.
Понятие явл рез-том истор опыта человечества. Усвоение конкр людьми уже сущ
понятий, роль этих понятий в их созн и деятельности - все это зав. от
непоср контакта людей с объект реальностью. В ходе таких конт понятия
многокр проверяются, обогащаются, дополняются нов смыслом.
Т.о. чувств и рац мышление находятся в неразрывном единстве и
взаимодействии. В их сложном взаимод обнаруживается 2 типа деятельности:
1.практ деятельность в широком смысле. 2. деят , специально направл на
создание знаний, на продуцирование понятий, т.е. теоретическая деят как
особый вид умственного труда.
Понятия- это такие воплощенные в словах продукты социально-истор проц
познания, кот выделяют и фиксируют общие существенныесвойства, отношения
предметов и явлений. Если бы в ходе истории не выработались такие понятия,
то каждый чел в каждом поколении вынужден был бы вновь и вновь описывать
каждую конкр вещь, факт, явление.
Обратим внимание на действия, кот имеют место в проц. образовуания чувств
понятий. Взаимосвязанные действия отвлечения, сравнения и сопоставл,
выделение того общего св-ва, кот присуще необозр множеству предметов и
целым классам предм, в фил именуется абстрагированием, а р-ты
абстрагирования - абстракциями. Абстрагирование есть превращение отношений
в объект познания. Тут сущ 2 важных момента: При абстр чел исходит из
объект, действит свойств объектов и явлений и из их реальных отнош друг к
другу, фиксируется их действительное, независимо от созн существующее
единство.. Но при этом деятельность отвлечения и объедин свидетельствует о
активности чел познания, о возникнов особого типа деятельности, особого
типа познания, направл на фиксирование отношений.
Объяснение и понимание.
Теор познания различает структурные объяснения, отвеч на вопрос, как
устроен объект; функциональные объясн - как действует и функционирует
объект; причинные - почему возникло данное явление, почему именно данный
набор фактов привел к такому-то следствию. При этом в проц объясн мы
используем уже имеющиеся знания для объясн других. Переход от более общих
знаний к более конкретным и эмпирическим и составляет процедуру объяснения.
Знания, кот служат основанием для объясн называются объясняющими. Знания,
кот ими обосновываются - объясняемыми. В качестве объясняющего могут
выступать как зак так и отдельные факты.
Понимание - это не единичный акт, а длятельный и сложн процесс. Мы
постоянно переходим от одного уровя понимания к другому. При этом осущ
такие процедуры как Интерпретация- превоначальное приписывание информации
смысла и значения; реинтерпретация - уточнение и изменение смысла и
значения; ковергенция - объединение, слияние прежде разрозненых смыслов и
значений; Дивергенция - разъединеие единого смысла на отдельные подсмыслы;
конверсия - качественное видоизменение смысла и значения, их радикальное
преобразование.
Понимание, следовательно представляет собой реализ многих процедур,
обеспечивающих преобразование информ при переходе от незнания к знанию.
Процесс поним состоит не олько в усвоении уже выработанных другими людьми
или эпохами знаний, но м в конструировании на основе ряад сложных
преобразований принципиально новых знаний, не существовавших ранее.
Иррационализм - фил учение, настаивающее на ограниченных возможностях
разума, мышления и признающее осн родом познания интуицию, чувство,
инстинкт...Считает действительность хаотичной, лишенной закономерностей,
подчин игре слусая, слепой воле. (ирр. в частности явл экзистенциализм)
Рационализм - Учение в теор познания, согласно кот всеобщность и
необходимость - логические признаки всеобщего знания - не могут быть
выведены из опыта и его обобщений. Они могут быть почерпнуты из самого ума
либо из понятий, присущих уму от рождения (Декарт), либо из понятий, сущ
только в виде задатков, предрасположений ума. Опыт стимулирует из
проявление. (Спиноза, Лейбниц, Кант, Гегель, Фихте, Шеллинг.)
Мышление. Это активный процесс познавательной деятельности сознания. Оно
действ на том уровне, где нет непосредственного контакта с объективной
действительностью. Мышл опирается на результаты чувств познания и дает
обобщ-е знание. Сторонники деалектического матер-ма: Мыш-е – это
целенаправленное,опосредованное и обобщенное отражение в сознании человека
существенных свойств и отношений действительности. Мышл осуществляется в
трех формах. 1) Понятие – это форма мысли, в которой отражаются общие,
существенные свойства, связи и отношения действительности. Понятие и
представление сближает то, что их содержание носит обобщенный и
опосредованный характер. Но м/у ними есть различие. Предст-е дает наглядный
образ действительности. Содержание понятия лишено наглядности. 2) Суждение
– это такая форма мысли, в которой посредством связи утверждается (или
отрицается) что-либо о чем-либо. 3) Умозаключение – это форма мысли в виде
рассуждения, в ходе которого из одного или нескольких суждений именуемых
посылками выводится новое суждение, которое наз следствием или заключением.
Напр 1. Все элем частицы имеют массу 2ю Х – вновь открыта элем част,
вытекает вывод Х – имеет массу. Логическая деятельность мышления
осуществляется в таких формах: понятие, суждение, умозаключение, анализ и
синтез, индукция и дедукция, т.д.
54. Язык и мышление. Основные аспекты и функции языка. Естественные и
искусственные языки.
Принципиальное отличие мышления от чувственного познания в том, что оно
неразрывно связано с языком, системой знаков. Знак – это материальный
предмет который служит в процессе мышления и общения людей представлением
другого предмета. Виды знаков: 1) знаки индексы (высокая температура тела);
2) связаны с представляемыми ими предметами некоторым причинным образом; 3)
знаки символы ни как не связаны физически с обозначаемыми предметами и не
имеют структурного сходства, связь устанавливается стихийно или по
соглашению.
Аспекты языка: Синтаксический аспект составляет многообразие отношений
знаков к др знакам, а также правила образования одних знаков из других при
полном отвлечении от того что они обозначают. Сематический аспект
составляет совокупность отношений знаков к объектам неязыковой
действительности (каково значение и смысл слова?). Прагматический аспект
включает в себя эмоционально психологические факторы в процессе
употребления языка как средства общения. Два знака имеющие одинаковую
сематику могут иметь разную прогматику (дурак и не умный). Знаки
характеризуются выделением смысла и прдметного значения. Предметное
значение знака – это любой объект мысли, это не сам знак, а то что он
обозначает. Смысловое содержание знаков это такая характеристика связанная
с обозначаемым объектом знаком, которая позволяет выделить объект из
множества других. В случае наличия у одного знака разных значений –
называется омонимония. Разные знаки с одним значением – это синонимия.
Естественные и искусственные языки. Искус языки создаются не просто для
замены естественных. У них разные цели. Естественные языки складываются в
процессе коммуникативной деятельности и служат средством общения, передачи
информации, выражения эмоций и мироощущений. Отсюда их многогранность,
многоплановость, многозначность и гибкость. И я ориентированны на строго
ограниченные и специальные задачи исследования. Они заключаются в
построении выводимого знания из уже известных исходных предпосылок. И я
можно рассма-ть как фрагменты, модели определенных аспектов естественных
языков. Символические языки математики и др точных наук преследуют не
только цель сокращения записи. Это можно делать и при помощи стенографии.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32