довлеющего, отличается от человека, так и обязанности по отношению к богу
отличаются от обязанностей по отношению к людям, и в душе вера обособляется
от морали и любви*. Нельзя указывать на то, что вера в бога есть вера в
любовь, в добро, что вера есть выражение доброго чувства. Нравственные
определения исчезают в понятии личности; они становятся второстепенным
делом, простыми акциденциями. Сутью дела является субъект, божественное я.
Любовь к богу как к существу личному носит не нравственный, а личный
характер. Множество благочестивых песен дышат любовью только к господу, но
в этой любви не обнаруживается ни малейшей искры какой-либо высокой
нравственной идеи или настроения.
Для веры нет ничего выше ее самой, ибо ее объектом является
божественная личность. Поэтому она ставит вечное блаженство в зависимость
от себя, а не от исполнения общих человеческих обязанностей. Но все, что
имеет своим последствием вечное блаженство, неизбежно становится в глазах
человека главным делом. Поэтому мораль, которая внутренне подчиняется вере,
может и должна подчиняться ей и во внешнем, практическом отношении. Поэтому
неизбежны и такие поступки, в которых обнаруживается не только различие, но
и противоречие между верой и моралью,— поступки дурные в нравственном
отношении, но похвальные в отношении веры, целям которой они наилучшим
образом служат. Все спасение заключается в вере; поэтому все зависит от
спасительности веры. При опасности для веры подвергаются опасности и вечное
блаженство, и слава божия. Поэтому вера разрешает все, что способствует ее
утверждению; ведь вера, в строгом смысле, есть единственное благо в
человеке, подобно тому, как сам бог есть единственное благое существо,
почему первая, высшая заповедь гласит: «веруй!».
Но так как между верой и нравственным настроением нет никакой
естественной, внутренней связи и так как вера по существу равнодушна к
нравственным обязанностям и приносит любовь к человеку в жертву славе
божией, то именно поэтому от веры и требуется, чтобы она сопровождаларь
добрыми делами и проявляла себя актами любви. Вера, безразличная в
отношении любви или бессердечная, противоречит разуму, естественному
чувству справедливости человека, нравственному сознанию, из которого
непосредственно возникает любовь, как закон и истина. Поэтому вера, в
противоречии со своей сущностью, в себе самой ограничивается моралью: вера,
не творящая добра, не проявляющая себя актами любви, не есть истинная,
живая вера. Но это ограничение не вытекает из самой веры. Независимая от
веры сила любви предписывает ей законы; ибо здесь критерием истинности веры
становится нравственное качество; истина веры делается зависимой от
истинности морали — отношение, противоречащее вере.
Вера делает человека блаженным; но, несомненно, она не внушает ему
действительно нравственных настроений. Если она исправляет человека и имеет
своим результатом моральные настроения, то это исходит лишь из внутреннего,
не зависящего от веры убеждения в неопровержимой истинности морали. Мораль,
а никоим образом не вера взывает к совести: твоя вера ничто, если она не
способна тебя исправить. Правда, нет спора, уверенность в вечном
блаженстве, в прощении грехов, в благодати, спасающей от всех наказаний,
может побудить человека делать добро. Человек, у которого есть эта вера,
обладает всем; он блажен, он становится равнодушным к благам этого мира; он
не знает зависти, стяжания, тщеславия, чувственных желаний; все земное
исчезает перед божественной благодатью и вечным неземным блаженством. Но
добрые дела исходят у веры не из любви к самой добродетели. Не любовь, не
объект любви, не человек, основа всякой морали, является - пружиной его
добрых дел. Нет! Он делает добро не ради добра, не ради человека, а ради
бога — из благодарности к богу, который все для него сделал и для которого
он в свою очередь должен сделать все, что только находится в его власти. Он
перестает грешить, ибо грех оскорбляет бога, его спасителя, его господа и
благодетеля. Понятие добродетели заменяется здесь понятием искупительной
жертвы. Бог принес себя в жертву человеку, поэтому и человек должен
жертвовать собою богу. Чем крупнее жертва, тем лучше и деяние. Чем больше
деяние противоречит природе человека, чем больше самоотречение, тем выше
добродетель. Особенно католицизм развил и осуществил это исключительно
отрицательное понятие добра. Его высшее моральное понятие есть понятие
жертвы, отсюда высокое значение отрицания половой любви — девство.
Целомудрие или, вернее, девство есть характерная добродетель католической
веры. Оно не основано на природе и есть чрезвычайная, самая
трансцендентная, фантастическая добродетель, добродетель
супранатуралистической веры; оно есть высшая добродетель для веры, но не
добродетель сама по себе. Следовательно, вера считает добродетелью то, что
само по себе, по своему содержанию, не есть добродетель; ей, стало быть,
неведомо чувство добродетели; она необходимо должна снижать истинную
добродетель, потому что превозносит мнимую добродетель и не руководится
никаким иным понятием, как только понятием отрицания, противоречия
человеческой природе.
Итак, деяния истории христианской религии соответствуют христианству,
хотя и противоречат любви; поэтому противники догматического христианства
совершенно правы, когда они винят его за жестокие поступки христиан; однако
они в то же время противоречат и христианству, так как христианство есть не
только религия веры, но и религия любви и обязывает нас не только верить,
но и любить. Значит, бессердечные деяния, внушенные ненавистью к еретикам,
одновременно соответствуют и противоречат христианству? Как же. это
возможно? Да, христианство санкционирует в одно и то же время как поступки,
вытекающие из любви, так и поступки, вытекающие из веры без любви. Если бы
христианство сделало законом только любовь, то приверженцы его были бы
правы и христианство нельзя было бы обвинять во всех ужасах истории
христианской религии; если бы оно сделало законом только веру, то и упреки
людей неверующих были бы справедливы, безусловно, без всяких ограничений.
Но христианство не отдалось всецело любви; оно не поднялось до той высоты,
чтобы понимать любовь абсолютно. И оно не могло достичь этой свободы, раз
оно есть религия,— и поэтому любовь осталась в подчинении у веры. Любовь
есть экзотерическое, а вера эзотерическое учение христианства — любовь есть
только мораль, а вера — религия христианской религии.
Бог есть любовь. Это положение есть высший принцип христианства. Но
противоречие между верой и любовью заключено уже и в этом положении. Любовь
есть только предикат, а бог — субъект. Чем же является этот субъект в
отличие от любви? Я должен по необходимости так ставить вопрос и делать это
различие. Необходимость различия отпала бы лишь в том случае, если бы имело
силу обратное положение: любовь есть бог, любовь есть абсолютное существо.
В положении «бог есть любовь» субъект является тьмою, в которой прячется
вера; а предикат — светом, которым впервые освещается сам по себе темный
субъект. В предикате я проявляю любовь, а в субъекте — веру. Любовь не
наполняет всего моего духа: я оставляю еще место и для нелюбви, когда я
мыслю бога, как субъект в отличие от предиката. Поэтому я не могу не терять
из виду или мысль о любви, или мысль о субъекте и должен жертвовать то
любовью ради личности бога, то личностью бога ради любви. История
христианства достаточно подтверждает это противоречие. Католицизм с
особенным воодушевлением превозносил любовь как божественную сущность, так
что у него в этой любви совершенно исчезала личность бога. Но в то же время
в одной и той же душе он жертвовал любовью ради величия веры. Вера зиждется
на самостоятельности бога, а любовь уничтожает ее. «Бог есть любовь», это
значит: бог есть ничто сам по себе; кто любит, тот поступается своей
эгоистичной самостоятельностью; он обращает то, что любит, в неотъемлемую
сущность своего бытия. Но когда я погружаюсь в глубину любви, во мне опять
всплывает мысль о субъекте и нарушает гармонию божественной и человеческой
сущности, которую установила любовь. Выступает вера со своими притязаниями
и оставляет на долю любви только то, что принадлежит вообще предикату в
обыкновенном смысле. Она не позволяет любви свободно и самостоятельно
развиваться; она делает себя сущностью, главным делом, фундаментом. Любовь
веры есть только риторическая фигура, поэтическая фикция веры — вера в
экстазе. Когда же вера начинает приходить в себя, тогда и от любви ничего
не остается. Это теоретическое противоречие должно было неизбежно
проявиться и практически. Неизбежно,— ведь любовь в христианстве замарана
верою, она не берется свободно и в чистом виде. Любовь, ограниченная
верой,— не подлинная любовь. Любовь не знает закона вне себя самой; она
божественна сама по себе; она не нуждается в благословении веры; она может
быть обоснована только самой собой. Любовь, скованная верой, есть любовь
узкая, ложная, противоречащая понятию любви, т. е. себе самой, любовь
лицемерная, поскольку она в себе прячет зародыш религиозной ненависти; она
добра только до тех пор, пока не задевается вера. В этом противоречии с
собою она оказывается во власти дьявольских софизмов, чтобы сохранить вид
любви, к каким прибегал, например, Августин в своей Апологии гонения на
еретиков. Любовь, ограниченная верою, не находит для себя противоречия в
тех деяниях, в которых нет любви и которые разрешает себе вера; она толкует
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24