Рефераты. Эрос как страсть






себя. Если бы познание другого человека шло вглубь, если бы познавалась

бесконечность его личности, то другого человека никогда нельзя было бы

познать окончательно - и чудо преодоления барьеров могло бы повторяться

каждый день заново. Но у большинства людей познание собственной личности,

так же как и познание других личностей, слишком поспешное, слишком быстро

исчерпывается. Для них близость утверждается, прежде всего, через половой

контакт. Поскольку они ощущают отчужденность другого человека, прежде всего

как физическую отчужденность, то физическое единство принимают за

преодоление отчужденности.

Кроме того, существуют другие факторы, которые для многих людей

означают преодоление отчужденности. Говорить о собственной личной жизни, о

собственных надеждах и тревогах, показать свою детскость и ребячливость,

найти общие интересы - все это воспринимается как преодоление

отчужденности. Даже обнаружить свой гнев, свою ненависть, неспособность

сдерживаться - все это принимается за близость. Этим можно объяснить

извращенность влечения друг к другу, которое в супружеских парах часто

испытывают люди, кажущиеся себе близкими только тогда, когда они находятся

в постели или дают выход своей взаимной ненависти и ярости. Но во всех этих

случаях близость имеет тенденцию с течением времени сходить на нет. В

результате - поиски близости с новым человеком, с новым чужим. Опять чужой

превращается в близкого, опять напряженное и сильное переживание

влюбленности. И опять она мало-помалу теряет свою силу и заканчивается

желанием новой победы, новой любви - при иллюзии, что новая любовь будет

отличаться от прежних. Этим иллюзиям в значительной степени способствует,

обманчивый характер полового желания.

Половое желание требует слияния, но физическое влечение основывается не

только на желании избавления от болезненного напряжения. Половое желание

может быть внушено не только любовью, но также и тревогой и одиночеством,

жаждой покорять и быть покоренным, тщеславием, потребностью причинять боль

и даже унижать. Оказывается, половое желание вызывается или легко сливается

с любой другой сильной эмоцией, лишь одной из которых является любовь. Из-

за того, что половое желание в понимании большинства людей соединено с

идеей любви, они легко впадают в заблуждение, что они любят друг друга,

когда их физически влечет друг к другу. Когда желание полового смятения

вызвано любовью, то физическая близость лишена жадности, потребности

покорять или быть покоренным, но исполнена нежности. Если желание

физического соединения вызвано не любовью, если эротическая любовь еще не

дополняется братской любовью, это никогда не поведет к единству, которое

было бы чем-то большим, чем оргиастическое преходящее единение. Половое

влечение создает на краткий миг иллюзию единства, однако без любви это

единство оставляет чужих такими же чужими друг другу, какими они были

прежде. Иногда оно заставляет их стыдиться и даже ненавидеть друг друга,

потому что когда иллюзия исчезает, они ощущают свою отчужденность еще

сильнее, чем прежде. Нежность не означает, как думал Фрейд, сублимацию

полового инстинкта; это прямой результат братской любви, и она присутствует

как в физической, так и в нефизической формах любви.

В эротической любви есть предпочтительность, которой нет в братской и

материнской любви. Этот предпочтительный характер эротической любви требует

дальнейшего рассмотрения. Часто предпочтительность эротической любви

неверно интерпретируется как привязанность, основанная на обладании.

Нередко можно найти двух людей, влюбленных друг в друга и не испытывающих

любви больше ни к кому. На самом деле их любовь это эгоизм двоих. Два

человека отождествляются друг с другом и решают проблему одиночества,

увеличивая единичную индивидуальность вдвое. Они достигают чувства

преодоления одиночества, однако, поскольку они отделены от всего остального

человечества, они остаются отделенными и друг от друга, и каждый из них

отчужден от самого себя. Их переживание единства - иллюзия. Эротическая

любовь делает предпочтение, но в другом человеке она любит все

человечество, все, что есть живого. Она предпочтительна только в том

смысле, что я могу соединить себя целиком и прочно с одним человеком.

Эротическая любовь исключает любовь к другим только в смысле эротического

слияния, полного соединения во всех аспектах жизни - но не в смысле

глубокой братской любви.

Эротическая любовь, как любовь, имеет одну предпосылку. Что я люблю

глубинной сутью моего существа - и воспринимаю в другом глубинную суть его

или ее существа. В сущности, все человеческие существа одинаковы. Мы все

часть Единства, мы - единство, А раз так, то не должно быть никакой

разницы, кого любить. Любовь должна быть по существу актом воли, решимостью

полностью соединить жизнь с жизнью другого человека. На этом построено

рациональное обоснование идеи нерасторжимости брака, как и обоснование

многих форм традиционного брака, в котором два партнера никогда сами не

выбирают друг друга, за них выбирают другие - и, однако ж, ожидается, что

они будут друг друга любить. Для современной западной культуры эта идея

оказалась от начала и до конца неприемлемой. Считается, что любовь должна

явиться результатом спонтанной, эмоциональной вспышки, внезапно возникшего

непреодолимого чувства. С этой точки зрения, важны только характерные

особенности двух захваченных порывом индивидов - а не факт, что все мужчины

- часть Адама, а все женщины - часть Евы. Эта точка зрения не желает видеть

такой важный фактор эротической любви, как воля. Любовь к кому-либо это не

просто сильное чувство, - это решимость, это разумный выбор, это обещание.

Если бы любовь была только чувством, то не было бы основания обещать любить

друг друга вечно. Чувство приходит и уходит. Как я могу знать, что оно

останется навечно, если мое действие не включает разумного выбора и

решения?

Принимая во внимание все эти точки зрения, можно было бы придти к

заключению, что любовь это исключительно акт воли и обязательства, и

поэтому в корне безразлично, каковы два человека. Устраивался ли брак

другими или он результат индивидуального выбора, однажды этот брак

заключен, и акт воли должен гарантировать продолжение любви. Такой взгляд,

как представляется, не учитывает парадоксального характера человеческой

природы и эротической любви. Мы все - единство, однако каждый из нас

уникальное неповторимое существо. В наших отношениях с другими повторяется

тот же парадокс. Так как все мы - одно, мы можем любить каждого человека

братской любовью. Но ввиду того, что все мы еще и различны, эротическая

любовь требует определенных особенных, в высшей степени индивидуальных

элементов, которые наличествуют у отдельных людей, но не у всех.

Обе точки зрения - одна, что эротическая любовь это от начала до конца

уникальное индивидуальное влечение двух определенных людей, а другая, что

эротическая любовь не что иное как акт воли, - верны. Или, если выразиться

более точно, - неверна ни та, ни другая. Так, идея, что отношения могут

быть легко расторгнуты, если они безуспешны, ошибочна в той же мере, как и

идея, что отношения не должны быть расторгнуты ни при каких

обстоятельствах.

Вопрос 18: Любовь к себе

Можно выделить еще и такой тип любви — любовь к себе. Хотя никто не

возражает против применения понятия любви к различным объектам, широко

распространено мнение, что в то время как любить других — добродетель,

любить себя — грех. Предполагается, что чем больше я люблю себя, тем меньше

я люблю других, что любовь к себе то же самое, что эгоизм. Эта точка зрения

имеет в западном мышлении глубокие корни. Кельвин, в частности, называл

любовь к себе «чумой». Таким образом, любовь и себялюбие —

взаимоисключающие понятия в том смысле, что чем сильнее одно, тем слабее

другое. Если любить себя — плохо, значит, не быть эгоистом — хорошо.

Однако подтверждается ли тезис о фундаментальном противоречии между

любовью к себе и любовью к другим психологическими наблюдениями?

Утверждение своей собственной жизни, своего счастья, развития свободы

основано на способности любить; то есть па заботе, уважении,

ответственности и знании. Если индивид способен на плодотворную любовь, он

любит также и себя. Если он способен любить только других, он не способен

любить вообще. (Гуревич П. С.)

Эрих Фромм из книги «Искусство любить»

Хотя не вызывает возражения применение понятия любви к различным

объектам, широко распространено мнение, что любить других людей -

добродетельно, а любить себя - грешно. Считается, что в той мере, в какой я

люблю себя, я не люблю других людей, что любовь к себе это то же, что и

эгоизм. Этот взгляд довольно стар в западной мысли. Кальвин говорил о любви

к себе как о „чуме". Фрейд говорил о любви к себе в психиатрических

терминах, однако, смысл его суждения такой же, как и у Кальвина. Для него

любовь к себе это то же, что и нарциссизм, обращение либидо на самого себя.

Нарциссизм являет собой раннюю стадию человеческого развития, и человек,

который в позднейшей жизни возвращается к нарциссистской стадии,

неспособен, любить; в крайних случаях это ведет к безумию. Фрейд утверждал,

что любовь это проявление либидо, и если либидо направлено на других людей,

то это любовь, а если оно направлено на самого его носителя - то это любовь

к себе. Следовательно, любовь и любовь к себе взаимно исключаются в том

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.