Рефераты. Эрос как страсть






Их практически не беспокоит чувство вины, досаждавшее их родителям и

представителям так называемого скептического поколения. В данном случае

прогресс в деле освобождения от сексуальных прежних табу очевиден.

Однако при ближайшем знакомстве с типом прогрессивно мыслящего

человека, для которого нет ничего невозможного, начиная частой сменой

половых партнеров и заканчивая групповым сексом, приходишь к другим

выводам. Зачастую такой человек не способен на любовь, которую он в то же

время постоянно ищет и не находит. Таким образом, он никогда сам не

испытывал чувства любви и не ведает, что это такое. В отношении чувств

подобный человек ощущает себя опустошенным. Обладая функциональной

«генитальной потенцией», он является «эмоциональным импотентом», у которого

полностью блокированы чувства, имеющие отношение к любви и страстям. Каждая

новая связь, на которую он в очередной раз возлагает свои надежды, его

разочаровывает. Вспомогательные средства, например наркотики, которые он

использует для того, чтобы заполнить невыносимый вакуум чувств, приносят

лишь временное облегчение. Этот самообман неминуемо раскрывается, и тогда

безжалостная реальность душевной пустоты может довести до отчаяния.

В Песне Песней Соломона есть такие слова: «Ласки твои лучше вина

Я изнемогаю от любви Левая рука его у меня под головою, а правая

ласкает меня На ложе моем ночью искала я того, которого любит душа

моя Души во мне не стало, когда он говорил Крепка, как смерть,

любовь; люта, как преисподняя, ревность Стрелы ее — стрелы огненные;

она пламень весьма сильный. Большие воды не могут потушить любви, реки не

зальют ее Если бы кто давал все богатство дома своего за любовь, то

он был бы отвергнут с презрением». В этих строках страсть выражена

непосредственно. Здесь нет и тени пренебрежения или пуританской морали. Все

чисто и непорочно, как в первый день творения; перед нами великолепный

образец несокрушимой, незамутненной, необезображенной любви.

Сравняться ли с такой любовью чувства Казаковы, величайшего ловеласа

всех времен? В своих мемуарах он писал: «Ничему не обязан я так, как

любви». Он без смущения описывал пикантные подробности своих многочисленных

похождений. Однако действительно ли он любил женщин, которых желал?

Действительно ли ощущал он в экстазе обольщения высочайшее блаженство? С

точки зрения современной глубинной психологии Казакова — это, несомненно,

сексуально одержимый, но, в принципе, неспособный на любовь человек,

принадлежащий к тому распространенному сейчас типу молодых людей, который

характеризует постоянная смена половых партнеров, что, объясняется

отсутствием душевных сил, необходимых для длительных отношений. Элементы

негативной тенденции кроются в стойком желании отвергать одну женщину в

угоду другой. Не обнаруживается ли здесь скрытое женоненавистничество?

Подобным же образом ведут себя и сексуально одержимые женщины, часто

меняющие мужчин. В основе их действий также лежит неспособность любить по-

настоящему.

Возникает вопрос, почему именно страстная любовь столь редко бывает

счастливой не только в романах и драмах — вспомним хотя бы роковое

заблуждение, погубившее Ромео и Джульетту, смерть Тристана и Изольды, — но

и в жизни?

Изард К. Э. «Психология эмоций»

По традиции, психология пренебрегала изучением любви (Berschied, 1982).

Предметом ее исследования было «межличностное влечение», и гипотезы

формулировались в терминах отношения.

Как правило, аффективный компонент межличностного влечения оценивало

при помощи биполярной шкалы симпатии (с диапазоном от «очень нравится» до

«очень не нравится»), и в качестве стимульного материала использовалась

фотография или видеоизображение более или менее привлекательного

незнакомца. По мнению Бершид исследователь, предъявляющий в качестве

стимульного материала фотографию незнакомого испытуемому человека, рискует

получить данные, не учитывающие эмоциональный компонент межличностного

влечения или любви. Она пришла к выводу, что исследование межличностного

влечения и любви не может быть эффективным до тех пор, пока исследователь

не обратит пристального внимания на эмоциональные корни этих явлений.

Бершид утверждала, что исследователи межличностного влечения и любви могли

бы обогатить свои исследования, приняв во внимание теорию эмоций.

Любовь существенно отличается от эмоций, рассмотренных нами в

предыдущих главах. Эмоции, о которых мы говорили, — радость, печаль, гнев,

страх — это базовые, дискретные эмоции. Каждая из них представляет собой

отдельный феномен, включающий в себя свое уникальное переживание. Мы

определили их как базовые эмоции отчасти потому, что такие эмоции, как

интерес или страх, имеют собственные способы выражения, собственные

специфические переживания и собственные конкретные паттерны активности

нервной системы. Любовь также является фундаментальным и базовым чувством,

но характеристики этой фундаментальности в отношении любви принимают иное,

более комплексное звучание.

В некотором смысле, любовь может быть определена как паттерн эмоций,

драйвов и когнитивных процессов. Любовь включает в себя как чувственный,

так и мыслительный компонент, и, кроме того, дополнительно к основным

эмоциональным переживаниям, некоторые разновидности любви включают

сексуальное влечение, то есть биологический драйв. Весь этот комплекс мы

называем любовью, и потому говорим о ее сложности и даже загадочности.

Любовь как паттерн эмоций. Очевидно, что любовь складывается из таких

эмоций как интерес — возбуждение и удовольствие — радость. Эти базовые

эмоции могут оказаться важнейшими компонентами мотивации, определяющей наше

поведение в любви. Кроме того, если рассматривать любовь в контексте

межличностных отношений, то, очевидно, что в ней представлены и негативные

эмоции.

Несомненно, бывают случаи, когда любовь заставляет человека испытывать

печаль. Эта печаль может быть вызвана разочарованием в любимом человеке или

разлукой с ним, но главной причиной печали, несомненно, будет любовь.

Известно, что в любви можно испытать и злость. Некоторые люди говорят о

том, что самые тяжелые огорчения и самый пламенный гнев у них вызывал

именно любимый человек. Я хочу подчеркнуть, что интенсивность чувств и

взаимоотношений между любящими людьми может стать причиной интенсивных

эмоций разного рода.

Разновидности любви. Еще одна причина, заставляющая нас рассматривать

любовь как феномен, отличный от феномена эмоций, заключается в том, что

невозможно дать одно-единственное, исчерпывающее определение любви.

Возможно, это объясняется тем, что существует несколько разновидностей

любви, однако меня не покидает ощущение, что все они имеют нечто общее в

своей основе, нечто, благодаря чему каждая из них важна и значима для

человека, нечто, что проходит красной нитью через все типы любви —

романтическую любовь, любовь между родителем и ребенком, братскую любовь,

дружескую привязанность, любовь к родине и родному дому, любовь к животным,

любовь к ценностям и идеалам и. наконец любовь к Богу. Кроме упомянутых

типов любви, мы будем различать любовь как переживание и любовь как

отношение.

Наверное, можно, понаблюдав за любящим человеком и его поступками,

достаточно полно и определенно описать его переживания. Чтобы сделать это,

мы должны определить тип любви и природу любовного переживания или

поступка. Любовь как длительные отношения между двумя людьми, прошедшими

через множество испытаний, в любой момент может пробудить в партнерах

практически любую эмоцию, вызвать в их сознании любые образы, натолкнуть на

любые мысли и фантазии, на какие только способен человек.

Вопрос 6: Христианская любовь

Христианство принесло с собой радикальное переосмысление любви. Отныне

она стала пониматься не только как человеческая страсть, но и как державная

основа человеческого бытия. Братская любовь — это любовь ко всем людям. Не

случайно главный объект человеческой любви в Ветхом Завете — бедняк,

чужестранец, вдова и сирота и даже тот, кто является национальным врагом —

египтянин и эдомит.

Личность при христианстве несет на себе отпечаток абсолютной благости

творца. Она обретает некую самоценность.

Реальный земной человек во всей неповторимости присущих ему физических

и психических черт оценивается теперь как непреходящая и неоспоримая

ценность. Телесность, которую прославляли древние эллины, в христианском

идеале соотносится с духовностью. Любовь отныне воспринимается как святыня.

Человеку, захваченному страстью, надлежит взращивать в себе чувства, через

которые и раскрывается личностное богатство. Любовное переживание не только

уникально. Оно носит всеобъемлющий характер, потому что безграничны объекты

этого чувства — Бог, ближний, дальний...

Под влиянием христианских принципов преобразились все стороны жизни

людей. Проповедуя пылкую, страстную любовь, христианство отделило ее от

секса. Христианство с его неприятием чувственности подчеркивало

неправедный, преступный характер многих видов поведения, которые без особых

сложностей осуществлялись в античном мире, Оно запретило получать

удовольствие от секса, любви и брака как таковых, осудив проституцию,

супружескую измену и гомосексуализм. В то же время оно затруднило

возможность получения одновременного удовольствия от любви и брака,

поскольку, как указывал Апостол Павел в «Послании к Галатам», «плоть желает

противного духу, а дух — противного плоти». Обет безбрачия и девственность

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.