Их практически не беспокоит чувство вины, досаждавшее их родителям и
представителям так называемого скептического поколения. В данном случае
прогресс в деле освобождения от сексуальных прежних табу очевиден.
Однако при ближайшем знакомстве с типом прогрессивно мыслящего
человека, для которого нет ничего невозможного, начиная частой сменой
половых партнеров и заканчивая групповым сексом, приходишь к другим
выводам. Зачастую такой человек не способен на любовь, которую он в то же
время постоянно ищет и не находит. Таким образом, он никогда сам не
испытывал чувства любви и не ведает, что это такое. В отношении чувств
подобный человек ощущает себя опустошенным. Обладая функциональной
«генитальной потенцией», он является «эмоциональным импотентом», у которого
полностью блокированы чувства, имеющие отношение к любви и страстям. Каждая
новая связь, на которую он в очередной раз возлагает свои надежды, его
разочаровывает. Вспомогательные средства, например наркотики, которые он
использует для того, чтобы заполнить невыносимый вакуум чувств, приносят
лишь временное облегчение. Этот самообман неминуемо раскрывается, и тогда
безжалостная реальность душевной пустоты может довести до отчаяния.
В Песне Песней Соломона есть такие слова: «Ласки твои лучше вина
Я изнемогаю от любви Левая рука его у меня под головою, а правая
ласкает меня На ложе моем ночью искала я того, которого любит душа
моя Души во мне не стало, когда он говорил Крепка, как смерть,
любовь; люта, как преисподняя, ревность Стрелы ее — стрелы огненные;
она пламень весьма сильный. Большие воды не могут потушить любви, реки не
зальют ее Если бы кто давал все богатство дома своего за любовь, то
он был бы отвергнут с презрением». В этих строках страсть выражена
непосредственно. Здесь нет и тени пренебрежения или пуританской морали. Все
чисто и непорочно, как в первый день творения; перед нами великолепный
образец несокрушимой, незамутненной, необезображенной любви.
Сравняться ли с такой любовью чувства Казаковы, величайшего ловеласа
всех времен? В своих мемуарах он писал: «Ничему не обязан я так, как
любви». Он без смущения описывал пикантные подробности своих многочисленных
похождений. Однако действительно ли он любил женщин, которых желал?
Действительно ли ощущал он в экстазе обольщения высочайшее блаженство? С
точки зрения современной глубинной психологии Казакова — это, несомненно,
сексуально одержимый, но, в принципе, неспособный на любовь человек,
принадлежащий к тому распространенному сейчас типу молодых людей, который
характеризует постоянная смена половых партнеров, что, объясняется
отсутствием душевных сил, необходимых для длительных отношений. Элементы
негативной тенденции кроются в стойком желании отвергать одну женщину в
угоду другой. Не обнаруживается ли здесь скрытое женоненавистничество?
Подобным же образом ведут себя и сексуально одержимые женщины, часто
меняющие мужчин. В основе их действий также лежит неспособность любить по-
настоящему.
Возникает вопрос, почему именно страстная любовь столь редко бывает
счастливой не только в романах и драмах — вспомним хотя бы роковое
заблуждение, погубившее Ромео и Джульетту, смерть Тристана и Изольды, — но
и в жизни?
Изард К. Э. «Психология эмоций»
По традиции, психология пренебрегала изучением любви (Berschied, 1982).
Предметом ее исследования было «межличностное влечение», и гипотезы
формулировались в терминах отношения.
Как правило, аффективный компонент межличностного влечения оценивало
при помощи биполярной шкалы симпатии (с диапазоном от «очень нравится» до
«очень не нравится»), и в качестве стимульного материала использовалась
фотография или видеоизображение более или менее привлекательного
незнакомца. По мнению Бершид исследователь, предъявляющий в качестве
стимульного материала фотографию незнакомого испытуемому человека, рискует
получить данные, не учитывающие эмоциональный компонент межличностного
влечения или любви. Она пришла к выводу, что исследование межличностного
влечения и любви не может быть эффективным до тех пор, пока исследователь
не обратит пристального внимания на эмоциональные корни этих явлений.
Бершид утверждала, что исследователи межличностного влечения и любви могли
бы обогатить свои исследования, приняв во внимание теорию эмоций.
Любовь существенно отличается от эмоций, рассмотренных нами в
предыдущих главах. Эмоции, о которых мы говорили, — радость, печаль, гнев,
страх — это базовые, дискретные эмоции. Каждая из них представляет собой
отдельный феномен, включающий в себя свое уникальное переживание. Мы
определили их как базовые эмоции отчасти потому, что такие эмоции, как
интерес или страх, имеют собственные способы выражения, собственные
специфические переживания и собственные конкретные паттерны активности
нервной системы. Любовь также является фундаментальным и базовым чувством,
но характеристики этой фундаментальности в отношении любви принимают иное,
более комплексное звучание.
В некотором смысле, любовь может быть определена как паттерн эмоций,
драйвов и когнитивных процессов. Любовь включает в себя как чувственный,
так и мыслительный компонент, и, кроме того, дополнительно к основным
эмоциональным переживаниям, некоторые разновидности любви включают
сексуальное влечение, то есть биологический драйв. Весь этот комплекс мы
называем любовью, и потому говорим о ее сложности и даже загадочности.
Любовь как паттерн эмоций. Очевидно, что любовь складывается из таких
эмоций как интерес — возбуждение и удовольствие — радость. Эти базовые
эмоции могут оказаться важнейшими компонентами мотивации, определяющей наше
поведение в любви. Кроме того, если рассматривать любовь в контексте
межличностных отношений, то, очевидно, что в ней представлены и негативные
эмоции.
Несомненно, бывают случаи, когда любовь заставляет человека испытывать
печаль. Эта печаль может быть вызвана разочарованием в любимом человеке или
разлукой с ним, но главной причиной печали, несомненно, будет любовь.
Известно, что в любви можно испытать и злость. Некоторые люди говорят о
том, что самые тяжелые огорчения и самый пламенный гнев у них вызывал
именно любимый человек. Я хочу подчеркнуть, что интенсивность чувств и
взаимоотношений между любящими людьми может стать причиной интенсивных
эмоций разного рода.
Разновидности любви. Еще одна причина, заставляющая нас рассматривать
любовь как феномен, отличный от феномена эмоций, заключается в том, что
невозможно дать одно-единственное, исчерпывающее определение любви.
Возможно, это объясняется тем, что существует несколько разновидностей
любви, однако меня не покидает ощущение, что все они имеют нечто общее в
своей основе, нечто, благодаря чему каждая из них важна и значима для
человека, нечто, что проходит красной нитью через все типы любви —
романтическую любовь, любовь между родителем и ребенком, братскую любовь,
дружескую привязанность, любовь к родине и родному дому, любовь к животным,
любовь к ценностям и идеалам и. наконец любовь к Богу. Кроме упомянутых
типов любви, мы будем различать любовь как переживание и любовь как
отношение.
Наверное, можно, понаблюдав за любящим человеком и его поступками,
достаточно полно и определенно описать его переживания. Чтобы сделать это,
мы должны определить тип любви и природу любовного переживания или
поступка. Любовь как длительные отношения между двумя людьми, прошедшими
через множество испытаний, в любой момент может пробудить в партнерах
практически любую эмоцию, вызвать в их сознании любые образы, натолкнуть на
любые мысли и фантазии, на какие только способен человек.
Вопрос 6: Христианская любовь
Христианство принесло с собой радикальное переосмысление любви. Отныне
она стала пониматься не только как человеческая страсть, но и как державная
основа человеческого бытия. Братская любовь — это любовь ко всем людям. Не
случайно главный объект человеческой любви в Ветхом Завете — бедняк,
чужестранец, вдова и сирота и даже тот, кто является национальным врагом —
египтянин и эдомит.
Личность при христианстве несет на себе отпечаток абсолютной благости
творца. Она обретает некую самоценность.
Реальный земной человек во всей неповторимости присущих ему физических
и психических черт оценивается теперь как непреходящая и неоспоримая
ценность. Телесность, которую прославляли древние эллины, в христианском
идеале соотносится с духовностью. Любовь отныне воспринимается как святыня.
Человеку, захваченному страстью, надлежит взращивать в себе чувства, через
которые и раскрывается личностное богатство. Любовное переживание не только
уникально. Оно носит всеобъемлющий характер, потому что безграничны объекты
этого чувства — Бог, ближний, дальний...
Под влиянием христианских принципов преобразились все стороны жизни
людей. Проповедуя пылкую, страстную любовь, христианство отделило ее от
секса. Христианство с его неприятием чувственности подчеркивало
неправедный, преступный характер многих видов поведения, которые без особых
сложностей осуществлялись в античном мире, Оно запретило получать
удовольствие от секса, любви и брака как таковых, осудив проституцию,
супружескую измену и гомосексуализм. В то же время оно затруднило
возможность получения одновременного удовольствия от любви и брака,
поскольку, как указывал Апостол Павел в «Послании к Галатам», «плоть желает
противного духу, а дух — противного плоти». Обет безбрачия и девственность
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24