Показателями эффективности использования автобусов являются: энергоемкость перевозок, их материалоемкость, трудоемкость использования, производительность, себестоимость перевозок, приведенные затраты и объем перевезенных пассажиров [13].
Энергоемкость перевозок Э - это количество энергии, расходуемой на их выполнение конкретным автомобилем, ккал/100 пасс.-км:
, (1.1)
где -количество автомобильного топлива, расходуемого на перевозки, л;
-плотность топлива;
-теплотворная способность топлива, ккал;
-производительность, пасс.-км.
Материалоемкость перевозок М показывает количество материалов, расходуемое на выполнение определенной транспортной работы, кг/1000 пасс.-км:
, (1.2)
где -масса материала в конструкции автомобиля, кг;
-масса материала, расходуемая в процессе эксплуатации за амортизационный срок службы, кг;
-амортизационный срок службы автомобиля, лет;
-коэффициент использования материала в производстве.
Трудоемкость использования Тр есть количество труда всех категорий трудящихся, приходящееся на единицу транспортной продукции, чел.-ч/100 пасс.-км:
, (1.3)
где Трвк, Трор, Трау-трудовые затраты соответственно водителей и кондукторов, на техническое обслуживание и ремонт автомобилей, административно-управленческих работников, чел.-ч.
Производительность автомобиля Wq определяется числом перевезенных пассажиров, а Wp-числом выполненных пасс.-км, за единицу времени:
, (1.4)
, (1.5)
где -номинальная вместимость автобуса, пасс;
,-соответственно статический и динамический коэффициенты использования вместимости;
-коэффициент сменности пассажиров;
-среднее расстояние перевозки, км;
-время рейса, ч.
Себестоимость перевозок S определяется отношением суммы расходов, связанных с выполнением перевозок за определенный период времени, к выполненной за это же время транспортной работе, р./пасс.-км:
, (1.6)
где -сумма переменных расходов на 1 км пробега, руб;
-эксплуатационная скорость, км/ч;
-сумма постоянных расходов на 1 ч работы, руб.
Приведенные затраты Зп представляют собой сумму эксплуатационной себестоимости и годового эффекта использования капитальных вложений, отнесенных к единице транспортной продукции, р./100 пасс.-км:
, (1.7)
где -нормативный коэффициент эффективности;
-капитальные вложения;
-ликвидационная стоимость транспортных средств.
Объем перевозок пассажиров Qав представляет собой фактическое количество перевозимых пассажиров за определенный период времени:
, (1.8)
где -объем перевозок пассажиров, пасс;
-среднее время нахождения автомобиля в наряде, ч;
-коэффициент использования пробега,
-вместимость автобуса, пасс;
-коэффициент использования вместимости,
-автомобиле-дни работы;
-средняя дальность поездки пассажира, км.
Среднее время в наряде для автобусных парков зависит от размера объема перевозок на обслуживаемых маршрутах, его колебаний в течении суток, протяженности маршрута и т.д.
Эксплуатационная скорость зависит от планировки города, длины перегона, модели автобуса, а также от простоев на конечных остановках, остановочных пунктах, между остановками, вызванными условиями движения.
Коэффициент использования пробега в автобусных парках всегда бывает высоким. Уменьшение коэффициента использования пробега может быть вызвано увеличением нулевых пробегов за счет заездов в парк из-за технических неисправностей.
Вместимость автобуса определяется его конструкцией и является величиной постоянной. Коэффициент использования вместимости в значительной степени зависит от стабильности пассажиропотоков, от их колебаний по временам года и часам суток.
Реализация функций управления по второму направлению обеспечивает контролирование, регулирование и координацию работы подвижного состава при выполнении планов перевозок пассажиров в условиях многочисленных внешних и внутренних факторов неустойчивости.
Внешними факторами неустойчивости перевозочного процесса являются неравномерность интенсивности транспортного потока во времени и пространстве, рассогласованность работы технических средств регулирования дорожного движения, изменчивость дорожно-климатических условий и др. Основным внутренним фактором неустойчивости транспортного процесса является техническое состояние подвижного состава, которое может явиться причиной отказов его узлов и агрегатов, потерь рабочего времени.
Совместное действие факторов неустойчивости, невозможность определить все причины того или иного результата деятельности пассажирского транспорта требуют рассматривать его как сложную хозяйственную систему. Это, в свою очередь, вызывает необходимость разработки и использования специальных вероятностных методов и человеко-машинных процедур принятия решений при управлении перевозками пассажиров.
Производственные объединения пассажирского автомобильного транспорта в первую очередь нуждаются в объективной оценке текущего состояния системы управления и результатов производственной деятельности. Такая оценка затруднена по ряду причин, в том числе из-за:
отсутствия обоснованного критерия оптимальности, обеспечивающего правильную оценку состояния хозяйственной системы отрасли и качества управления ею;
отсутствия совершенной методики прогнозирования объемов перевозок пассажиров, обеспечивающей разработку прогнозов как в целом по региону, так и по административным районам и городам;
сложности обоснования требуемого горизонта прогноза и определения достигнутой степени точности прогностических оценок;
сложности учета циклических составляющих перевозок при построении прогностических функций;
отсутствия научно обоснованной методики формирования сбалансированных технико-экономических планов отрасли и алгоритмов управления, обеспечивающих высокую эффективность и необходимую скорость выполнения плановых заданий, перевода за минимальный промежуток времени хозяйственной системы в наивыгоднейшее для данных условий состояние.
1.2 Анализ технологии перевозок пассажиров автобусами в городе Гомеле
Организация движения автобусов в городе Гомеле осуществляться по маршрутному принципу.
Сущность маршрутного принципа пассажироперевозок состоит в организации движения транспортных средств по определенным, заранее установленным направлениям – маршрутам, разделенным остановочными пунктами на отдельные участки – перегоны. Режим движения на маршруте представляет собой чередование пусков, выбега, торможения и стояния на остановочных пунктах для осуществления пассажирообмена. Характеристики организации движения этого типа определяют длина перегона, наибольшая скорость, достигаемая автобусом на перегоне, ходовые время и скорость на перегоне, скорости сообщения и эксплуатационная.
Маршрутный принцип пассажироперевозок позволяет:
принудительно организовать и оптимально распределить пассажиропотоки на транспортной сети;
освоить огромные пассажиропотоки при минимальном использовании площади городских проездов по сравнению с внемаршрутной организацией движения по принципу свободного выбора пассажирами направлений движения в пределах заданной транспортной сети;
оборудовать маршруты различными устройствами, повышающими комфорт транспортного обслуживания (павильонами для ожидания транспорта, посадочными площадками и т. д.).
Для выполнения перевозок пассажиров организованы маятниковые маршруты, которые, в свою очередь, в зависимости от их расположения на территории обслуживаемого района разделяются на: диаметральные, соединяющие периферийные районы города и проходящие через центр; радиальные, соединяющие периферийные районы города с центральной его частью; полудиаметральные, проходящие через центр города и городские районы, но не диаметрально расположенные; тангенциальные, соединяющие отдельные периферийные районы и не проходящие через центр; вылетные, выходящие за пределы обслуживаемого района.
Характеристика городских автобусных маршрутов по видам представлена в таблице 1.1.
Наименование маршрута
Протяженность маршрута, км
1
радиальный
7,3
2
Радиозавод-Радиологический центр
тангенциальный
20,4
3
Вокзал-Нефтебаза
12,9
4
10,6
5
Клёнковский-ЗЛиН
11,8
6
Вокзал-ЗСУ-ПТУ
6,4
7
Вокзал- Клёнковский
9,9
7а
10,0
8
Вокзал-Мильча
10,9
8а
Вокзал-ЗЛиН
8,7
9
Вокзал -Универсам ОТС
7,6
10
9,5
11
Вокзал-ул.Чернышевского
8,9
12
Зайцева-Н.Ополчения
полудиаметральный
16,1
13
Любенский-Химзавод
10,8
13а
вылетный
18,0
15
Вокзал-Запад.р-он
8,2
16
Вокзал- Медгородок
12,1
19
Вокзал-Агрофирма
20
12,5
21
Вокзал-Урицкое
21а
22,5
22
Любенский-ЗЛиН
11,3
23
Торг.обор-Осовцы
7,2
24
Медгородок-Залинейный
9,3
25
Кормаш-- Медгородок
27
Вокзал-Ст.Волотова
8,5
28
Вокзал-Мельников Луг
6,9
29
Универмаг-Мельников Луг
3,0
31
З-д Кристалл-Березки
15,3
46
Торг.обор-Рандовка
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27