tок, - суммарное время простоя на промежуточных и конечных остановочных пунктах на маршруте за оборот.
Величины sкм и sч могут быть выражены формулами:
sкм=aкм1+aкм2q, (3.5)
sч=aч1+aч2q, (3.6)
где aкм1, aкм2, aч1, aч2 – параметры зависимостей.
Значение nо определяется формулой:
nо=nч=Aм/to, (3.7)
где nч - частота движения транспортных средств на маршруте;
Ам – число пассажирских транспортных средств, работающих на маршруте.
С другой стороны требуемая частота движения пассажирских транспортных средств определяется по наиболее напряженному участку маршрута по формуле:
nч=Qпч/q, (3.8)
где Qпч – максимальный часовой пассажиропоток по участкам маршрута в наиболее напряженном направлении, пасс/ч.
Потери пассажиров от ожидания пассажирских транспортных средств при работе их по интервалу движения определяется формулой:
п= Qобщ.чCпч J/2=Qобщ.чCпч/(2nч), (3.9)
где Qобщ.ч – общий часовой объем перевозок пассажиров на маршруте, пасс;
Cпч – стоимость потерь пассажира за 1 час ожидания транспорта;
J – интервал движения пассажирских транспортных средств на маршруте (J=1/nч).
В свою очередь значение Qобщ.ч может быть выражено формулой:
Qобщ.ч=2 Qср.чnсм=2Qпч/kнерnсм, (3.10)
где Qср.ч – среднечасовая общая загрузка пассажирских транспортных средств при движении на маршруте ;
nсм – средний коэффициент сменности пассажиров за один рейс пассажирского транспортного средства на маршруте;
kнер=Qпч/Qср.ч–коэффициент неравномерности пассажиропотока по участкам маршрута за оборот пассажирского транспортного средства.
После подстановок получаем, что Zч определяется выражением:
Zч=Qпч/q(lо(aкм1+aкм2q)+(lо/vто+t)( aч1+aч2q))+qCпч/kнерnсм=minq, (3.11)
Производная от Zч по q, приравненная к нулю, определяет оптимальное значение qопт.
В результате преобразований имеем:
, (3.12)
Однако значение Qпч изменяется в течение суток, а вместимость единицы пассажирского транспортного средства, работающей на маршруте, остается постоянной. Поэтому принятие решения должно приниматься по минимуму значения целевой функции:
, (3.13)
где Zчi – значение целевой функции для i-го часа суток;
n – число часов за суточный период, в течение которых выполняются перевозки пассажиров на маршруте.
С учетом суточной изменчивости Qпч оптимальное значение пассажировместимости единицы пассажирского транспортного средства определяется формулой:
, (3.14)
где Qпч.ср – среднечасовой пассажиропоток на наиболее загруженном участке маршрута по периодам, когда работа транспортных средств на маршруте организована без информирования пассажиров о расписании движения.
Таким образом, на основе проведенных исследований получена зависимость, позволяющая оптимизировать пассажировместимость транспортных средств для работы на маршрутах в регулярном сообщении.
Приведем расчет рациональной вместимости автобуса на примере маршрута №1 «Вокзал – Любенский» в период времени суток с 6-00 до 7-00:
;
138 пасс.
Рациональная вместимость автобусов для работы на маршрутах по периодам суток приведена в таблице 3.1.
Таблица 3.1 – Рациональная вместимость автобусов для работы на маршрутах по периодам суток
номер марш-рута
рациональная вместимость по периодам суток, пасс
6-7
7-8
8-9
9-10
10-11
11-12
12-13
13-14
14-15
15-16
16-17
17-18
18-19
19-20
20-21
21-22
22-23
23-24
1
138
331
335
276
259
215
173
133
181
198
355
324
220
151
237
159
90
4
206
314
268
187
204
203
224
230
247
219
208
285
291
154
192
118
65
5
191
286
162
144
205
136
119
200
202
193
332
294
165
131
0
12
140
227
239
225
177
122
102
226
236
210
186
150
123
104
16
323
328
269
263
231
172
171
240
371
353
242
249
180
103
25
149
274
245
196
167
52
98
308
284
201
127
91
Имея значения рациональной расчетной вместимости подвижного состава, подбирается стандартная вместимость имеющегося парка автобусов.
Значения стандартной вместимости подвижного состава, определенные исходя из рациональной, приведены в таблице 3.2.
Таблица 3.2 – Стандартная вместимость автобусов для работы на маршрутах по периодам суток
стандартная вместимость по периодам суток, пасс
75
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27