(4.1)
где ЗП – основная и дополнительная заработная плата персонала по организации и осуществлению перевозок;
Осс– отчисления на социальное страхование и в фонд занятости;
– затраты на топливо;
– затраты на смазочные и другие эксплуатационные материалы;
– затраты на ремонт автомобильных шин;
– затраты на ремонт и техническое обслуживание подвижного состава;
– амортизация основных фондов.
Зарплата персонала по организации и осуществлению перевозок определяется в соответствии с действующими на предприятии положениями об оплате труда, структуры и штатного расписания административно-управленческого персонала, разработанных на основании Рекомендаций по оплате труда работникам автомобильного транспорта, утвержденных Министерством транспорта и коммуникаций и Положения по оплате труда руководителей.
В этой статье затрат учитываются все виды основной и дополнительной зарплаты. В ее состав включаются выплаты по сдельным расценкам, тарифным ставкам и должностным окладам, выплаты компенсирующего и стимулирующего характера, доплаты, надбавки, а также резерв начислений к оплате трудовых отпусков, компенсация за неиспользованный отпуск и другие виды дополнительной зарплаты [1].
Для целей планирования зарплата по организации и осуществлению перевозок определяется по формуле:
(4.2)
где – заработная плата водителей, руб.
– заработная плата руководителей, специалистов и служащих, руб.
Основная и дополнительная зарплата водителей за месяц рассчитывается по формуле:
(4.3)
где – заработная плата водителя по тарифу, руб:
, (4.4)
где – тарифный коэффициент;
–часовая тарифная ставка водителя автобуса, действующая на предприятии, руб. На 05.2003г. руб;
–коэффициент, учитывающий премии за производственные результаты работы. Принимается равным 0,5;
– коэффициент, учитывающий доплаты к заработной плате водителя (за интенсивность труда, за работу в вечернее и ночное время и с особыми условиями труда, за работу на изношенном подвижном составе др.). Принимается равным 1,2;
– коэффициент, учитывающий надбавки к заработной плате водителя (за классность, за стаж работы и др.). Принимается равным 1,0;
–коэффициент, учитывающий специальные виды премий (за экономию материальных ресурсов и автомобильного топлива, увеличение пробега автомобильных шин и др.). Принимается равным 0,5;
– коэффициент, учитывающий дополнительную заработную плату водителя (на оплату очередных отпусков, компенсация за неиспользованный отпуск и др.). Принимается равным 1,25.
Зарплата руководителей, специалистов и служащих определяется по формуле:
(4.5)
где – коэффициент заработной платы руководителей, специалистов и служащих, приходящийся на 1 рубль зарплаты водителей. Принимается равным при перевозках автобусами 1,12.
Отчисления на социальное страхование и в фонд содействия занятости производятся по нормам, установленным законодательными актами, и определяются по формуле:
, (4.6)
где 0.01 и 0.35 – нормативы отчислений соответственно на социальное страхование и в фонд содействия занятости.
Затраты на автомобильное топливо определяются исходя из расхода топлива в зависимости от пробега, выполненной транспортной работы, стоимости топлива и рассчитываются по формуле:
(4.7)
где – нома расхода автомобильного топлива на плановое задание, л;
– цена 1 л (м3) автомобильного топлива без учета НДС, руб.;
– общий пробег автобусов на маршрутах.
Затраты на смазочные и другие эксплуатационные материалы вычисляются по формуле:
(4.8)
где – норма расхода смазочных и других эксплуатационных материалов на 1 руб. затрат на топливо, %, рассчитанная согласно Укрупненным нормам затрат на техническое обслуживание и ремонт подвижного состава автотранспорта, утвержденным Министерством транспорта и коммуникаций Республики Беларусь. =7.
Материальные затраты на ремонт и восстановление автомобильных шин определяются по формуле:
(4.9)
где – цена одной автомобильной шины, руб. На 1.02.2003 г.
=148000 руб.;
– количество шин, установленных на автобусе, ед.;
- средний срок эксплуатации шины. Принимается согласно Правилам эксплуатации автомобильных шин, утвержденным Министерством транспорта и коммуникаций. =93000 км.
Материальные затраты на техническое обслуживание, текущий и капитальный ремонты автобусов рассчитываются по следующей формуле:
, (4.10)
где – норма затрат на запасные части, узлы, агрегаты и другие материалы технического обслуживания и ремонта подвижного состава, руб. Определяется на основании Укрупненных норм затрат на техническое обслуживание и ремонт подвижного состава автотранспорта, =83,254.
–индекс цен производителей промышленной продукции производственно-технического назначения, рассчитанный с нарастающим итогом к декабрю 2003 года, ИЦ=165,2.
Амортизационные отчисления на полное восстановление основных фондов определяются по формуле:
, (4.11)
где БС - балансовая стоимость автомобиля, принимается 136000000 руб;
Н - норма амортизации автомобиля, принимается 0,18%;
- пробег автомобиля в планируемом периоде
Произведем расчет суммарных эксплуатационных затрат, связанных с перевозкой пассажиров, на час работы автобуса.
Заработная плата водителя по тарифу рассчитывается по формуле (4.4):
Основная и дополнительная зарплата водителей за месяц рассчитывается по формуле (4.3):
Зарплата руководителей, специалистов и служащих определяется по формуле (4.5):
Зарплата по организации и осуществлению перевозок определяется по формуле (4.2):
Отчисления на социальное страхование и в фонд содействия занятости производятся по нормам, установленным законодательными актами, и определяются по формуле (4.6):
Затраты на автомобильное топливо определяются исходя из расхода топлива в зависимости от пробега, выполненной транспортной работы, стоимости топлива и рассчитываются по формуле (4.7):
Затраты на смазочные и другие эксплуатационные материалы вычисляются по формуле (4.8):
Материальные затраты на ремонт и восстановление автомобильных шин определяются по формуле (4.9):
Материальные затраты на техническое обслуживание, текущий и капитальный ремонты автобусов рассчитываются по формуле (4.10):
Амортизационные отчисления на полное восстановление основных фондов определяются по формуле (4.11):
Суммарные эксплуатационные затраты, связанные с перевозкой пассажиров, определяются по формуле (4.1):
4.2 Расчет экономического эффекта мероприятий по повышению эффективности использования автобусов при выполнении городских пассажирских перевозок
Экономический эффект мероприятий по повышению эффективности использования автобусов при выполнении городских пассажирских перевозок рассчитывается по формуле:
(4.12)
где Зтс – суммарные эксплуатационные затраты, связанные с перевозкой пассажиров, при существующей форме организации перевозок;
Зтп - суммарные эксплуатационные затраты, связанные с перевозкой пассажиров, при предлагаемой форме организации перевозок.
Суммарные эксплуатационные затраты, связанные с перевозкой пассажиров, при существующей форме организации перевозок определяются по формуле:
(4.13)
где АЧс – автомобиле часы работы автобусов при существующей форме организации перевозок, авт-ч.
Суммарные эксплуатационные затраты, связанные с перевозкой пассажиров, при предлагаемой форме организации перевозок определяются по формуле:
(4.14)
где АЧп – автомобиле часы работы автобусов при предлагаемой форме организации перевозок, авт-ч.
Приведем пример расчета эксплуатационных затрат для маршрута №1 «Вокзал – Любенский».
Суммарные эксплуатационные затраты, связанные с перевозкой пассажиров, при существующей форме организации перевозок определим по формуле (4.13):
Суммарные эксплуатационные затраты, связанные с перевозкой пассажиров, при предлагаемой форме организации перевозок определим по формуле (4.14):
Экономический эффект мероприятий по повышению эффективности использования автобусов при выполнении городских пассажирских перевозок рассчитаем по формуле (4.12):
Результаты расчетов экономического эффекта по остальным маршрутам приведены в таблице 4.1.
4.3 Определение эффективности использования основных фондов Автобусного парка №6
Для оценки эффективности использования основных фондов на автомобильном транспорте применяются показатели фондоотдачи, фондоемкости, фондовооруженности и рентабельности основных фондов [2].
Фондоотдача представляет собой показатель, который характеризует сумму доходов, приходящуюся на 1 руб. основных производственных фондов и определяется по формуле:
(4.15)
где - сумма доходов от перевозок, руб.;
Фосн – основные производственные фонды, руб.
Фондоемкость характеризует величину основных производственных фондов, приходящихся на каждый рубль дохода:
(4.16)
Степень оснащенности каждого работника основными производственными фондами представляет собой фондовооруженность предприятия:
(4.17)
где Nc – среднесписочная численность работников автотранспортного предприятия, чел.
Рентабельность основных фондов представляет собой отношение балансовой прибыли автотранспортного предприятия к сумме основных производственных фондов:
(4.18)
где Пб – балансовая прибыль предприятия, руб.
Балансовая прибыль определяется как разница между доходами и затратами предприятия от перевозок:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27