Рефераты. Шпоры к ГОСам (теория государства и права)






 

27. Понятие, классификация и содержание принципов права.

Принципы права — это руководящие идеи, характеризующие содержание права, его сущность и назначение в обществе. С одной стороны, они выражают закономерности права, а с другой — представляют собой наиболее общие нормы, которые действуют во всей сфере правового регулирования и распространяются на всех субъектов. Эти нормы либо прямо сформулированы в законе, либо выводятся из общего смысла законов.

Правовые принципы подразделяются на свойственные праву в целом (общеправовые), его отдельным отраслям (отраслевые) или группе смежных отраслей (межотраслевые). Например, к отраслевым относится принцип индивидуализации наказания в уголовном праве, /к межотраслевым — принцип состязательности в гражданском процессуальном и уголовно-процессуальном праве.

Рассмотрим некоторые общеправовые принципы более подробно.

Принцип справедливости имеет особую значимость. Он в наибольшей степени выражает общесоциальную сущность права, стремление к поиску компромисса между участниками правовых связей, между личностью и обществом, гражданином и государством. Справедливость требует соответствия между действиями и их социальными последствиями. Должны быть соразмерны труд и его оплата, нанесение вреда и его возмещение, преступление и наказание. Законы отражают эту соразмерность, если отвечают принципу справедливости.

Принцип уважения прав человека отражает тот факт, что естественные, прирожденные, неотчуждаемые права человека составляют ядро правовой системы государства. В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства. В ст. 18 Конституции записано: «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием».

Принцип равноправия закрепляет равный правовой статус всех граждан, т. е. их равные конституционные права и единую для всех правосубъектность. В ч. 2 ст. 19 Конституции РФ говорится: «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности». В соответствии с принципом равноправия обеспечивается равенство возможностей граждан во всех сферах их жизнедеятельности. Степень реализации этих возможностей зависит от социально-правовой активности самого человека.

Содержание принципа законности заключается в том, что, как гласит ст. 15 Конституции РФ, «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Органы государственной власти, местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы».

Принцип правосудия выражает гарантии защиты субъективных прав в судебном порядке. В ч. 1 ст. 46 Конституции РФ записано: «Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод».

За многовековую историю развития права постепенно сложились также принципы, свойственные форме права, которые в юридической науке получили наименование правовых аксиом. В их числе можно назвать следующие: закон обратной силы не имеет; все, что законом не запрещено, дозволено; никто не может быть судьей в собственном деле; нельзя осуждать дважды за одно и то же правонарушение. Большинство правовых аксиом закреплено в законе.

 

28. Понятие и общая характеристика системы социальных норм.

 
 







































29. Англо-саксонская, Романо-германская и социалистическая правовые семьи.

Англо-саксонская правовая семья.

Правовая семья – совокупность национальных правовых систем, основанная на общности источников, структуры права и историческом пути его формирования.

Иначе ее называют семьей общего права. Исторически она сложилась в  Англии и оправдывает свое название тем, что оно действовало на территории всей Англии (период становления – 10-13 века) в виде судебных обычаев, возникавших помимо законодательства и распространялось на всех свободных подданных короля в гражданском судопроизводстве. Обобщая судебную практику в своих решениях, судьи руководствовались нормами уже сложившихся общественных отношений и на их основе вырабатывали свои юр. принципы. Совокупность этих решений, точнее принципов (прецедентов), на которых они основывались, была обязательной для всех судов и т.о. составила систему общего права. Норма общего права носит казуистический (индивид.) хар-р, т.к. она модель конкретного решения, а не результат законодательного абстрагирования от отдельных случаев. Общее право приоритетное значение придает процессуальным нормам, нормам судопроизводства, источникам доказательств, т.к. они составляют одновременно и мех-зм правообразования и мех-зм правореализации. Важным признаком общего права выступает автономия судебной власти от любой др. вл. в гос-ве, что проявляется отсутствием прокуратуры и административной юстиции.

Романо-германская правовая система.

РГП система – это совокупность правовых систем континентальной Европы; Северной Африки, Южной Америки, Японии, России и некоторых других гос-в, чья отличительная особенность в том, что основным источником права в данной семье являются нормативно-правовые акты, которые составляют иерархическую систему нормативно-правовых актов

Во всех странах семьи есть писаные конституции, за нормами которых признается высшая юридическая сила, выражающаяся как в соответствии Конституции законов и подзаконных актов, так и в установлении государственного судебного контроля за конституционностью обычных законов. В своем становлении и развитии прошла 3 основных этапа: 1. Эпоха Римской империи – зарождение римского права и его упадок в связи с её гибелью, господство в Европе архаических способов решения споров – фактическое отсутствие права; 2. Возрождение 13-17 в. – распространение его в Европе и приспособление к новым условиям, достижение независимости права от королевской власти; 3. 18 в. – наши дни – кодификация права, появление Конституций и отраслевых кодексов, создание национальных правовых систем.

 Основным источником является закон. Кроме законов принимаются подзаконные акты: декреты, регламенты, инструкции, циркуляры, др. документы. Второй источник – обычай: в качестве дополнения к закону. Третий – судебная практика: решения публикуются в судебных сборниках и являются частью правовой системы. 

Система социалистического права.

При рассмотрении этого вопроса следует обратиться к понятию социалистического гос-ва. Теоретические основы соц. гос-ва и права были заложены в трудах основоположников научного коммунизма К Маркса и Ф. Энгельса и развиты в произведениях В. Ленина. Это учение практически не было полностью реализовано ни в одном из гос-в и правовых систем. Существовавшие же государства с провозглашенным в них соц. строем в современной юр. науке считаются псевдосоц. Гос-во вообще, согласно марксистско-ленинской теории является состоянием переходным и со временем должно отмереть.

Говоря о соц. правовой семье, имеются в виду страны бывшго социалист. содружества: СССР, ГДР, Венгрия, Чехословакия, Румыния.

 Основанием для выделения соц. правовой семьи были в свое время социально-экономические и идеологические критерии, находившие концентрированное выражение в понятиях «общественно-экономическая формация», «социальный строй общества», который с помощью права стремилась утвердить и развивать гос. вл. этих стран. Согласно марксистской концепции сущность права заключается в том, что оно выражает волю и интересы господствующего класса, право – средство, с помощью которого эти интересы, трансформируясь в гос. волю, роводятся в жизнь.

В настоящее время в современной науке существует мнение о том, что указанные страны ранее принадлежали к романо-германской правовой семье и теперь речь идет лишь об их возвращении в это сообщество.

 

30. Мусульманская, Индусская, Скандинавская и Южно-американская правовые семьи.

Происхождение мусульманской правовой системы. Мусульманское право возникло как часть шариата  представляющего собой важнейший компонент исламской религии. История мусульманского права начинается с пророка Му-хаммеда (Мухаммада). Мухаммед от имени Аллаха адресовал некоторые основные правила поведения, нормы верующим мусульманам. Позднее и те нашли отражение в первичных источниках мусульманской религии и права. Однако их было мало для системного регулирования всей совокупности правовых отношений. После смерти Мухаммеда его нормотворческую деятельность продолжили ближайшие сподвижники «праведные» халифы Абу-Бакр, Омар, Осман и Али. Опираясь на Коран и сунну, они формулировали новые правила поведения, соответствующие, на их взгляд, воле Аллаха и Мухаммеда. В случае же «молчания» Корана и сунны нормы устанавливались совместным усмотрением либо единолично каждым халифом.

Источники мусульманского права. Первым по значению Коран — священная книга мусульман.  Генетически близок Корану и тесно связан с ним второй источник мусульманского права — сунна, представляющий собой сборник хадисов, т. е, преданий о жизни Мухаммеда, его поведении, поступках, образе мыслей и действий.  Третьим источником мусульманского права является иджма общее решение авторитетных исламских правоведов. Мухаммед считал, что мусульманская община не может ошибаться. Это утверждение легло в основу признания правомерности данного источника. Четвертый источник мусульманского права — кийяспредставляет собой обычное решение по аналогии.

Структура мусульманского права также имеет существенные особенности, вытекающие из его природы. Оно не подразделяется на общее и частное право или на общее право и право справедливости. Все поступки в мусульманском праве подразделяются на пять основных категорий: обязательные, рекомендуемые, разрешаемые, порицаемые и запрещенные. В основе данной классификации лежат соответствующие религиозно-нравственные оценки тех или иных актов поведения. Нормы мусульманского права могут быть также классифицированы (с точки зрения их общности) на нормы-принципы, сформулированные в виде теоретических обобщений, и казуальные нормы, возникавшие, как правило, эмпирическим путем (таковы, например, нормы сунны).

Латиноамериканское право. Латиноамериканское право имеет построение по европейским образцам кодексы, аналогичную систему права, абстрактных характер юридических норм, что приближает его к Романо-германской семье. Причина этого колонизация. Особенностью латиноамериканского права является особое внимание конституцией стран данного региона к институту судебного контроля за конституционностью законов.

Скандинавское право – исторически развитие правовых систем северных стран происходило совершенно независимо от английского права. Скандинавское право не имеет ярких признаков общего права: правила прецедента, особой роли процессуального права. Источниками  права – явл. Кодекс короля Христиана V, принятый в Дании в 1683 году, а так же свод законов Шведского Шведского государства. 1734 г., что создало две ветви скандинавского права – датскую и шведскую. Кодифицированное законодательство в нём существует, но в Норвегии, Дании и Швеции большое значение имеет судебная практика.

Индусское право – главная особенность индусского права тесное сплетение с религией. Оно не имеет относительной самостоятельности и является неотъемлемой частью индуизма – синкретичной традиционной системы, охватывающей религиозные верования и обряды, моральные и философские ценности, предполагающие определять образ жизни, общественный порядок, социальную организацию или структуру.

Индусская система права одна из древнейших в мире. Веды – сборники индийских религиозных песен, молитв, гимнов и присловий, созданы во втором тысячелетии до нашей эры.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.