5. Внутренние функции государства. Изменения их
содержания на этапах развития общества.
Термин «функция Г» применяется для обозначения
основных , наиболее важных направлений деятельности Г. Г-ва устанавливаются
в зависимости от основных задач, стоящих перед Г на том или ином этапе его
развития и представляющие собой средство реализации этих задач. Конкретная
же ф Г представляет собой единство содержания, форм и методов осуществления
гос. вл., неразрывно связанных с данным направлением деятельности Г. Т.о.
фф Г – это основные направления его деятельности, в которых выражается
сущность и соц. назначение гос. управления обществом. А по
продолжительности действия – на постоянные и временные. Постоянные фф
осуществляются на всех этапах развития Г, а временные – прекращают своё
действие с решением определенной задачи, как правило, имеющей чрезвычайный
характер, например, ликвидация стихийного бедствия, масштабных катастроф, антиконституционных
выступлений.
Внутренние фф – основные направления деятельности Г
по управлению внутренней жизнью общества. Классификация внутренних фф
проводится по сферам деятельности Г. Каждое Г решает ряд основополагающих
экономических, социальных , охранных и контрольных задач. Кроме того в
настоящее время важнейшей задачей всех гос-в явл. охрана окружающей среды.
В соответствии с указанными сферами деятельности внутренние фф гос-ва
подразделяются на эконом., соц., финансового контроля, охраны правопорядка
и экологическую (природоохранительную).1. Экономическая – выражается в
выработке и координации гос-вом стратегичесеких направлений развития
экономики страны в наиболее оптимальном режиме: формирование гос. бюджета и
контроль за его расходованием; определение общих программ эк. развития
страны; стимулирование наиболее приоритетных отраслей экономики; создание
благоприятных условий для предпринимательской деятельности.2. Социальная –
призвана обеспечить соц. защищенность личности, нормальные условия для
жизни всех членов общества в независимости от их непосредственного участия
в производстве благ – оказание соц. помощи нуждающимся в ней членам
общества, выделении необходимых средств на здравоохранение, просвещение,
отдых, строительство дорог, жилья, работа транспорта, связи и т.д.3. ф
финанс. контроля – выражается в выявлении и учете гос-вом доходов
производителей, часть этих доходов в виде налогов направляется в гос.
бюджет для удовлетворения соц. и др. общегос. нужд. Г осуществляет контроль
за расходованием налогов. Высший финанс. контроль за доходами и расходами
явл. прерогативой парламента. На местах эти фф выполняют местные органы
гос. вл. Широкими полномочиями обладают министерства финансов. Гос. таможни
контролируют провоз материальных ценностей через госю границу и взимает
таможенные пошлины и сборы, которые идут в доход Г. 4. охрана правопорядка
– деятельность Г , напрвленная на обеспечение точного и полного
осуществления его законодат. предписаний всеми участниками общественных
отношений. 5. Экологическая ф. – система гос. мероприятий, напрвленная на
сохранение, восстановление и улучшение природных условий жизни человека.
6. Внешние функции государства. Изменения их
содержания на этапах развития общества.
Термин «функция Г» применяется для обозначения
основных , наиболее важных направлений деятельности Г. Г-ва устанавливаются
в зависимости от основных задач, стоящих перед Г на том или ином этапе его
развития и представляющие собой средство реализации этих задач. Конкретная
же ф Г представляет собой единство содержания, форм и методов осуществления
гос. вл., неразрывно связанных с данным направлением деятельности Г. то фф
Г – это основные направления его деятельности, в которых выражается
сущность и соц. назначение гос. управления обществом. А по продолжительности
действия – на постоянные и временные. Постоянные фф осуществляются на всех
этапах развития Г, а временные – прекращают своё дейстиве с решением
определенной задачи, как правило, имеющей чрезвычайный характер, например,
ликвидация стихийного бедствия, масштабных катастроф, антиконституционных
выступлений.
Внешние фф. – основные направления деятельности на
международной арене. Они призваны для установления и поддержания нормальных
отношений с др. гос-вами и обеспечением обороны страны от возможной внешней
агрессии. Т.о. существует 2 основные внешние фф Г. : 1. взаимовыгодное
сотрудничество с другими гос-вами – деятельность Г, направленная на
развитие равноправных, экономических, политических, культурных и др.
отношений, гармонично сочетающих интересы данного Г с общими интересами др.
гос-в . 2. Оборона страны от внешней агрессии, охрана гос. границ – повседневное
совершенствование воор. сил, повышение их боеготовности и боеспособности,
укрупнение оборонной мощи страны, военное обучение запаса воор. сил.
Т.о. Ф Г – это целенаправленная, взаимосвязанная
деятельность всей системы гос. органов, направленная на гармоничное
экономическое, соц. и духовное развитие общетсав, рпи непременном
взаимодействии и сотрудничестве с др. гос-ваим.
7. Соотношение личности, общества и государства. Решение этого вопроса в
Конституции РФ.
Человеческое общество – состоит из конкретных
людей, находящихся в системе многообразных связей – обще6ственных
отношений, в которые они вступают в процессе производства и распределения
материальных благ, участвуя в политической, культурной и иных сферах
социального события. Без всех этих связей конкретный индивид, предстаёт как
человек, т.е. лишь живое существо.
В соответствии с толкованием понятия личности в
словаре С.И. Ожегова, под личностью понимается следующее – “Человек как носитель
каких ни будь свойств”. Личностью не рождаются, а становятся, и не всякий
может выступать в этом качестве. Личностью не является малолетний ребёнок и
душевнобольной человек. Нельзя считать личностью и первобытного дикаря, не
имевшего развитой системы знаний и не способного преобразовывать окружающий
мир сообразно собственным потребностям.
Личность как продукт общества характеризуется
единством её индивидуальных социальных и биологических черт включая в себя:
- признаки, характеризующие социальные связи и
отношения человека (экономические, политические, национальные, классовые и
т.д.)
Конкретная личность всегда индивидуальна.
Психологические черты, социальный опыт, род деятельности, темперамент
интенсивность проявления этих черт в каждом человеке сочетаются самым
различным образом и составляют неповторимость его личности, отличие от всех
других членов общества.
Государство с момента своего появления,
регулировало отношения в обществе по нормам права. По мимо права
регулятором общественных отношений является мораль.
В современной России в связи с принятием
Конституции от 12.12.1993г., отношения в обществе регулируются правом в
соответствии с конституцией.
В ней были закреплены следующие принципы:
- политической свободы на право выражения своих
мнений и убеждений, политической воли.
- усиления правовых гарантий прав личности на
жизнь, свободу и личную неприкосновенность.
- равенство всех перед судом.
- снятия лишних запретов, и предоставления
альтернативы выбора.
8. Национально-государственное устройство. Политико-правовые проблемы
национано-государственного устройства России.
Государственное устройство держится на трёх
основных составляющих:
Форма правления – выражает основные принципы организации высших
органов гос. ал. (их структуру, порядок образования и рапределение
компетенции между ними). Она, по Хропанюку, дает возможность уяснить: -
как создаютяс высшие орагны Г и каково их строение; - какой принцип лежит в
основе взаимоотношений между высшими и др. гос. орагнами; - как строятся
взаимоотношения между верховной гос. вл. и населением страны; - в какой
мере организация высших органов Г позвоялет обеспечивать права и свободы
гражданиина. По этим признакам формы гос. правления подразделяютяс на
монархические и республиканские.
Форма гос. устройства – это национальноеи администртивно-территориальное
строение Г, которое раскрывает характер взаимоотношений между его
состоавными частями, между центр. и местными органами гос. вл. ФГУ
показывает: - из каких частей состоит внутренняя труктура Г; каково
правовое положение этих частей, каковы взаимоотношения их органов; - как
строятся отношения между центральными и местными органами; - в какой гос.
форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на территории данного
гос-ва. По форме гос. устр-ва все Г. можно подразделить на 3 основные
группы: унитарное, федеративное, конфедеративное.
Политический режим – составляет совокупность приемов и методов
осуществления вл. Г-вом. (это понятие более широкое, чем гос. режим, т.к.
включает в себя не только методы гос. властвования, но и характерные
способы деятельности гос. и негос. политических организаций, например,
партии и движения), в наидолее обобщенном виде можно выделить 2
разновидности пол. режима: демократический и антидеомкратичесикй.
Государство может образовываться по принципу
национальности, в котором преобладает титульная нация. А так же гос-во
может образовываться по территориальному признаку, например Россия. Форма
гос. устройства федерация. Способ образования субъектов по национальному признаку,
и территориальному.
В конституции РФ в ст. 3 закреплено что “единственным
источником власти является её многонациональный народ”.
Форме же гос. устройства в конституции РФ отведена
глава №3. В которой приводится весь перечень субъектов РФ (89). Они хоть и
имеют разные названия и свои особенности, но они равны между собой и в
отношениях с РФ.
Часть субъектов формировалось и по национальному
признаку: Еврейская автономная область.