34. Виды нормативно-правовых актов. Акты органов
власти и управления.
В Российском государстве, в
сущности, единственным источником права является нормативно-правовой акт.
Судебного прецедента нет (но роль юридической практики велика), обычая тоже
нет, хотя исключения имеются. В самом общем виде иерархическую систему
нормативно-правовых актов России можно представить следующим образом: 1)
Конституция (Основной закон); 2) федеральные законы; 3) указы Президента;
4) постановления Правительства; 5) нормативные акты министерств и ведомств.
Особую группу образуют: а)
международные договоры России; б) нормативные акты органов государственной
власти субъектов Федерации. Рассмотрим эти виды нормативно-правовых актов
подробнее.
Конституция (Основной закон)
Российской Федерации является основой всего законодательства России.
Верховенство ее в системе нормативных актов Российского государства
определяется следующим: 1) Конституция принята на референдуме в результате
свободного волеизъявления всего народа; 2) Конституция устанавливает
основные начала, принципы, нормы общественного и государственного строя; 3)
Конституция содержит перечень основных прав человека и фиксирует структуру
и компетенцию высших органов государственной власти и управления; 4)
Конституция принимается, изменяется в результате соблюдения усложненной
процедуры правотворчества.
Федеральные законы принимаются в Российской
Федерации Государственной Думой, после чего передаются на рассмотрение
Совета Федерации для одобрения. Закон считается одобренным, если за него
проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в
течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. Роль
Президента РФ в деле принятия законов (наряду с правом законодательной
инициативы) заключается в его подписании в течение четырнадцати дней и
обнародовании.
Особая группа федеральных
законов — конституционные законы, которые принимаются по вопросам,
предусмотренным Конституцией РФ и отличаются особым порядком принятия —
требуется 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и 2/3 голосов
от общего числа членов Думы. В отличие от этого, например, такой важный закон,
как Гражданский кодекс РФ, принимался простым большинством голосовНормативно-правовые
акты Президента Российской федерации. Президент — глава государства, и
в соответствии с этим издаваемые им нормативно-правовые акты (указы)
занимают следующее после законов место и обязательны и для исполнения на
всей территории Российской федерации. В качестве предмета регулирования
указов выступают основные направления внутренней и внешней политики. Нормативно-правовые
акты Правительства. Правительство Российской Федерации осуществляет
исполнительную власть в стране и, реализуя эту задачу, принимает
постановления и издает распоряжения. Решения, имеющие нормативный характер
или наиболее важное значение, издаются в форме постановлений. Решения по
текущим и оперативным вопросам издаются в форме распоряжений. Особенностью
актов
Нормативно-правовые акты
министерств и иных федеральных органов исполнительной власти (ведомств). Особенность их
состоит в том, что министерства и ведомства могут издавать приказы и
инструкции, содержащие нормы права, в случаях и пределах, предусмотренных
законами РФ, указами Президента, постановлениями Правительства.
Нормативные акты органов
государственной власти субъектов Федерации. Локальные нормативные акты. Органы власти и
управления субъектов Федерации, решая задачи, которые встают перед ними, и
согласно своей компетенции принимают решения, облекая их в правовую форму.
Издаваемые ими нормативные правовые акты распространяются лишь на
территории соответствующих регионов.
Нормативный договор. Договор —
эффективное юридическое средство по определению прав и обязанностей, правил
взаимоотношений граждан и юридических лиц. Большое значение он имеет в
отношениях Между государствами. Однако в не меньшей степени договор важен и
как один из основных источников права в сфере коммерческих отношений и
имущественного оборота.
Обычай как источник права. Особенность обычая в
том, что это правило поведения, вошедшее в привычку. С юридической точки
зрения, обычай — неписаный источник права, характеризующийся неупорядоченностью,
множественностью и разнообразием. Причина того заключается в
многочисленности культур, населяющих тот или иной регион. обычай,
санкционированный государством,— весьма редко встречающаяся форма права.
35. Понятие правовых отношений, их предпосылки,
структура и виды.
Некоторые из отношений в обществе охватываются
правовым регулированием и приобретают юридическую форму. Правоотношение –
это общественное отношение, в котором стороны связаны между собой взаимными
юридическими правами и обязанностями охраняемыми государством.
Правоотношение есть та мера внешней свободы, которая предоставляется его
участникам нормами объективного права. Признаки 1 – правоотношение
это форма общественного отношения, складывающееся на основе правовых норм.
В нормах права содержатся общие (безличные) юридические права и обязанности
– типовые образцы тех общественных отношений, которых люди должны
придерживаться. Они реализуются тогда, когда люди выполняют требования
правовых норм. 2- участники правоотношения наделяются взаимными правами и
обязанностями. 3- правоотношения всегда имеют сознательно-волевой характер,
в отличие от экономических отношений, которые скоалываются объективно, в
зависимости от воли индивида. С одной стороны возникают они на основе
правовых норм (продукт правотворческих органов), с другой стороны,
участники правоотношений реализуют предусмотренные нормами правА и
обязанности посредством собственных волевых действий. 4 – правоотношения
гарантируются государством и охраняются в необходимых случаях его
принудительной силой. Государство создает все необходимые условия для
реализации правовых норм. Если нарушается мера свободы правомочных и
обязанных лиц, гос-во принимает принудительные меры к их обеспечению.
Правоотношения классифицируются по разным основаниям. Чаще всего по
отраслям права. По этому основанию выделяются государственно-правовые,
административно-правовые, гражданско-правовые, семейно-правовые,
уголовно-правовые и другие отраслевые правоотношения. Структура
имеет 4 необходимых элемента – субъекты, объект, право и обязанность.
Субъекты правоотношений – это отдельные индивиды и организации, которые в
соответствии с нормами права являются носителями субъективных юридических
прав и обязанностей. В реальной жизни не все индивиды и организации могут
быть субъектами правоотношений, что объясняется рядом объективных факторов
– экономическим, психологическим, физиологическим. Участниками
правоотношений являются те субъекты, которые находятся в сфере объективного
права. Их большинство в правовом государстве. Мера участия субъектов в
правовых отношениях определяется их правоспособностью и дееспособностью.
Объекты правоотношений – это то на что воздействует правоотношение, т.е
фактическое поведение его участников. Оно всегда имеет общественную
значимость и осуществляется в целях удовлетворения разнообразных законных
интересов общества и государства, личности. Вступая в правоотношения
субъекты удовлетворяют материальные, духовные или иные потребности.
Объектом правоотношений выступает поведение людей, которое м.б. различным
по содержанию. В Имущественных правоотношениях объектом является такое
поведение людей, которое направлено на удовлетворение определенных
жизненных благ. Субъективное право – это предоставляемая и охраняемая
государством возможность (свобода) субъекта по своему усмотрению
удовлетворять те интересы, которые предусмотрены объективным правом. Оно
называется субъективным, т.к. его реализация зависит только от воли
субъекта. Оно проявляется в трех разновидностях – в возможности
положительного поведения обладателя субъективного права, в возможности
управомоченного требовать определенного поведения от обязанных лиц и
возможность управомоченного обратиться за защитой к государству. Юридическая
обязанность Субъективному праву логически соответствует установленная
объективным правом обязанность. Она состоит в необходимости сообразовывать
свое поведение с предъявленными к нему требованиями. Юридичекая обязанность
– это предусмотренная законодательством и охраняемая государством
необходимость должного поведения участника правового отношения в интересах
управомоченного субъекта.
36. Субъекты правовых отношений: их признаки и
виды.
Субъектами права являются
индивиды или организации, которые на основании юридических норм могут быть
участниками правоотношений, т. е. носителями субъективных прав и
обязанностей.
Правосубъектность есть
предусмотренная нормами права способность (возможность) быть участником
правоотношений. Она представляет собой сложное юридическое свойство, состоящее из
двух элементов — правоспособности и дееспособности.
Правоспособность — это предусмотренная
нормами права способность (возможность) лица иметь субъективные права и
юридические обязанности.
Дееспособность — предусмотренная
нормами права способность и юридическая возможность лица своими действиями
приобретать права и обязанности, осуществлять и исполнять их.
Разновидностями дееспособности являются сделкоспособность, т. е.
способность (возможность) лично, своими действиями совершать
гражданско-правовые сделки, и деликтоспособность — предусмотренная
нормами права способность нести юридическую ответственность за совершенное
правонарушение.
Граждане — самые многочисленные
субъекты права, они вступают в различные правоотношения:
гражданско-правовые, семейные, трудовые, земельные, финансовые,
процессуальные и другие. От социальной и правовой активности гражданина
зависит его положение в обществе, социальной группе, трудовом коллективе,
его успех в жизни.
Иностранные граждане и лица
без гражданства могут быть субъектами трудовых, гражданских, процессуальных и иных
правоотношений, но они не имеют избирательных прав, на них не
распространяется воинская обязанность, некоторые статьи Уголовного кодекса
(например, об измене Родине) и т. д. Помимо общего (конституционного)
правового статуса разные граждане имеют специальный статус, который
определяется более конкретными законами: например, статус рабочего,
военнослужащего, работника милиции, студента, пенсионера и т. д.
Государственные организации создаются для
выполнения разнообразных функций. Как субъектов права их можно подразделить
на три группы:
1) органы государства,
выполняющие функции управления и обладающие властными полномочиями. Чаще
всего они выступают субъектами административных, земельных,
уголовно-правовых, процессуальных правоотношений. Правовое положение
органов государства характеризуется компетенцией, т.е. совокупностью
прав и обязанностей, предусмотренных соответствующими нормативными актами;
2) учреждения, занимающиеся
социально-культурной деятельностью, не связанной с властными полномочиями.
Такие учреждения состоят на бюджете государства, наделяются комплексом прав
и обязанностей для выполнения своих функций;
3) предприятия, занимающиеся
хозяйственной деятельностью, действующие на праве хозяйственного ведения
(унитарные предприятия) или на праве оперативного управления (казенные
предприятия). Государство несет субсидиарную ответственность по их
обязательствам (п. 3 ст. 56 и п. 5 ст. 115 ГК РФ).
Права юридических лиц
получают и многие негосударственные организации (хозяйственные товарищества
и общества, производственные и потребительские кооперативы, общественные,
религиозные организации и т. д.).
Негосударственные организации действуют не только
в сфере хозяйства, но и в сфере политики (партии), защиты прав граждан
(юридические консультации, общества охраны прав потребителей, профсоюзы),
выступают в качестве субъектов права в государственно-правовых,
административно-правовых, трудовых, процессуальных и иных отношениях.
Государство в целом выступает в
качестве субъекта права в государственно-правовых (межгосударственные,
между республиками и Федерацией) и некоторых имущественных (при выпуске
облигаций внутригосударственного займа, в отношении права собственности на
бесхозяйное имущество, на клады и т. д.)
взаимосвязях, является собственником предприятий промышленности,
транспорта, связи и др.
Социальные общности (народ, нация,
население региона, трудовой коллектив) являются субъектами права в особых,
предусмотренных законом случаях. Однако чаще всего социальные общности
действуют через государственные и общественные организации.