Рефераты. Шпоры к ГОСам (теория государства и права)






 

46. Право и мораль в системе нормативного регулирования общественных отношений.

Право и мораль. Будучи видами социальных норм, право и мораль обладают общими чертами, которые присущи всем социальным нормам: общие правила, возникающие в связи с волей и сознанием людей, соответствующие типу культуры и характеру социальной организации и т. д. Однако по названным критериям они и принципиально отличаются.

Правовые нормы возникают в процессе юридической (прежде всего судебной) и законодательной практики, функционирования соответствующих институтов общества и государства. Именно в этих процессах доминирующие в обществе идеи права и правовые представления переводятся в форму юридических правил, норм общего действия.

Мораль формируется в духовной сфере жизни общества, не институционализирована, т. е. не связана со структурной организацией общества и не отделима от общественного сознания. Нормы морали опираются на складывающиеся в сознании общества представления о добре и зле, чести, достоинстве, порядочности и т.п., которые вырабатываются философией, религией, искусством в процессе этического осмысления мира.

При рассмотрении форм фиксации правовых и моральных норм обращают на себя внимание различные формы их существования. Правовые нормы как институциональные регуляторы закреплены в строго определенных документальных формах (нормативные акты, судебные решения, нормативные договоры и т. д.). Способы их фиксации должны отвечать строго установленным требованиям с позиций и характера текстов и их атрибутов.

Моральные же нормы содержатся в общественном (массовом) сознании и существуют в виде принципов, понятий, идей, оценок и т. п. Соответственно нет каких-либо особых требований к их форме, текстам по поводу морали. Здесь важно подчеркнуть, что такого рода тексты создаются именно «по поводу» морали, а не содержат моральных норм, ибо последние по своей природе могут не иметь текстуального закрепления, документального характера.

Регулятивное воздействие права на общественные отношения осуществляется через особый механизм правового регулирования, обеспечивающий перевод общих правил в конкретные юридические права и обязанности субъектов. Эти права и обязанности достаточно четко определены в плане возможных и должных действий, т. е. конкретных вариантов поведения субъектов. В противоположность этому моральные нормы выражены в безличном долженствовании и воздействуют путем формирования внутренних регуляторов личности: ценностей, мотивов, установок и т. п.

Мораль не имеет подобных специальных механизмов и процедур, а обеспечивается влиянием общественного мнения, массовым примером, представленным в виде соответствующих убеждений, ценностей, понятий о справедливости, долге, чести, совести и т. д. Гегель считал, что общественное мнение содержит принцип справедливости «в форме здравого смысла людей».

Более сложной является коллизия правовых и моральных норм в обществах, находящихся в состоянии повышенной социальной динамики, переживающих реформы разного рода. В этих случаях неизбежно частичное разрушение общественной морали и правовой системы общества (зависящее от степени кардинальности идущих реформ), сопряженное со сменой их типа. Однако переход к новой морали осуществляется, как правило, медленнее, нежели модернизация правовых институтов и юридических структур. Примером подобной коллизии может служить современная ситуация с частной собственностью в России. Законодательное закрепление, формирование института частной собственности и все, что связано с существованием частного права, фактически не принимается определенными слоями российского общества, воспитанными на ценностях коллективистской морали и продолжающие руководствоваться ее приоритетами.

Регулятивное взаимодействие права и морали достаточно отчетливо отражено в юридических текстах. Так, в законодательных нормативных актах нередко использование оценочных понятий нравственного характера (недостойное поведение, цинизм, честь. Это свидетельствует о том, что, с одной стороны, моральные нормы могут выполнять функции оснований юридической оценки, а с другой — нарушение моральных принципов общества является в некоторых случаях достаточным для наступления правовых последствий (санкций).

Таким образом, можно говорить о регулятивном взаимодействии морали и права. В целом же можно считать, что в процессе общественного развития прослеживается тенденция гармонизации механизмов взаимодействия права и морали, связанная прежде всего с характером культуры и степенью цивилизованности каждого конкретного общества.

 

47. Толкование норм права: понятие, цели, необходимость.

Толкование норм права - это деятельность, направленная на установление содержания юридических норм. В процессе толкования уясняются смысл нормативного предписания, его социальная направленность, место в системе правового регулирования и т.п. Толкование необходимо в связи с абстрактностью юридических норм, специальной терминологией, дефектностью правотворческого процесса (неясностью) и т.д. Деятельность по толкованию правовых норм имеет своей целью правильное и единообразное понимание юридических предписаний и их правильное и единообразное применение. Толкование состоит из двух сторон: - уяснение (для себя); - разъяснение (для других). В зависимости от субъектов толкование подразделяют: - на официальное (дается уполномоченными на то субъектами, содержится в специальном акте, влечет юридические последствия); - на неофициальное (не имеет юридически обязательного значения и лишено властной силы). Официальное толкование бывает нормативным (распространяется на большой круг лиц и случаев) и казуальным (обязательно только для данного конкретного случая). В свою очередь нормативное толкование классифицируется на аутентичное (дается тем же органом, который издал нормативный акт) и легальное (исходит от уполномоченных на то субъектов). Неофициальное толкование бывает: 1) обыденным (не требует специальных познаний и дается любым гражданином); 2) профессиональным (дают юристы); 3) доктринальным (научное разъяснение юридических норм). Способы толкования - это совокупность приемов и средств, направленных на установление содержания правовых норм. Выделяют следующие способы: 1) грамматический (толкование с помощью языковых средств, правил грамматики, орфографии и т.п.); 2) логический (толкование с помощью законов и правил логики); 3) систематический (толкование с помощью анализа системных связей юридической нормы с другими нормами, места и роли конкретного правила поведения в системе права); 4) историко-политический (толкование с помощью анализа конкретно-исторических и политических условий принятия правовой нормы); 5) телеологический (толкование с помощью установления целей издания нормативного акта); 6) специально-юридический (толкование с помощью раскрытия содержания юридических терминов, используемых в законодательстве). Результаты толкования могут быть различными в зависимости от соотношения текста и действительного содержания юридических норм. Исходя из этого соотношения различают три вида толкования: - буквальное (возможно тогда, когда действительный смысл нормы права и ее текстуальное выражение совпадают); - ограничительное (применяется тогда, когда действительный смысл нормы права уже ее текстуального выражения); - распространительное (применяется тогда, когда действительный смысл нормы права шире ее текстуального выражения).

 

48. Понятие и значение уяснения права. Способы уяснения.

Уяснение — процесс понимания, осознания содержания норм «для себя». Разъяснение же — объяснение, доведение усвоенного содержания для других.

В юридической литературе высказывались различные точки зрения по поводу указанных элементов. Одни ученые рассматривали толкование только как уяснение, другие же сводили его исключительно к разъяснению. Предпринимались попытки определить среди двух компонентов главный, определяющий. Подобная постановка вопроса представляется некорректной и с научной, и с практической стороны. Уяснение и разъяснение — две диалектически связанные стороны единого процесса. Уяснение предваряет, сопутствует и завершает разъяснительные процедуры, ибо прежде чем разъяснить содержание. нормы другим, интерпретатор должен уяснить, понять его содержание для себя. Причем разъяснение не итог и не цель толкования. Оно осуществляется для того, чтобы содержание акта было понятно, «уяснено» другими лицами — субъектами реализации. При этом следует помнить, что толкование права осуществляется не ради обычного познания, изучения правовых норм, а в целях их реализации. Названное обстоятельство и придает специфические особенности рассматриваемому процессу.

Более глубокий анализ позволяет характеризовать толкование права как специфическую деятельность, как особое социальное явление, как своеобразный фактор правовой культуры, момент существования и развития права, необходимое условие правового регулирования.

Необходимость толкования как процесса имеет место и в некоторых других сферах человеческой деятельности, когда текст не может быть доступен, понят без соответствующих операций по интерпретации терминов, языковых знаков (перевод текстов с одного языка на другой, интерпретация нотных знаков, химических формул и т. д.).

Под толкованием подразумевается и искусство постижения значения знаков, передаваемых одним сознанием и воспринимаемых другими сознаниями через их внешнее выражение (жесты, позы, тексты, речь).



 
 







































49. Разъяснение права. Виды разъяснения.

Разъяс-е  норм (IV) -м п-ва - это указ-я или рекомендации, направленные на раскрытие действительного содержания IV-м. В завис-сти от суб-тов, разъясняющих п-вые IV-мы, толкование - разъяс-е подразд-ся на офиц-е и неофиц-е. Офиц-е толков-е - такое разъяс-е IV-мы п-ва, кот. даётся компетентными ф-ми. Оно  обяз-но дл всех, кто применяет данную IV-му. Офиц-е толков-е находит выражение в спец-х актах (документах), кот. издаёт компетентный ор-н (постановл-я, инструкции и т.д. Офиц-е толков-е по V подразд-ся на нормативное и казуяльное (индивид-е). Норматив-е - офиц-е разъяс-е, кот. обяз-но дл всех лиц и ор-нов, применяющих опред-ю IV-му или IV-мы п-ва. Такое разъяс-е распростр-ся на все случаи, предусмотр-е толкуемой п-вой N-и. Офиц-е толков-е м. давать и сам ор-н, издавший разъясняемую IV-му п-ва. Такое разъяс-е называется аутентичным # разъяс-я пред-том изданных им указов. В то же время офиц-е норматив-е толкова-е п-вых IV-м  м. давать и ор-ны, кот. их не издавали. В этом случае они надел-ся спц-ми полномочиями по офиц-му разъяс-ю указанных IV-м. Так законодатель-й орган м. получить соответ-м ор-нам испол-й вл. разъяснить изданый им з-н. В свою очередь, на основании спец-х полномочий мин-ва и ведом-ва надел-ся п-вом офиц-го разъяс-я IVПА, издаваемых прав-вом. # мин-во фин-сов м. Разъяснять реш-я кабинета министров по ?? распред-я гос. бюджета, мин. Труда по ?? использ-я трудовых ресурсов и т.д. Казуальное толков-е – такое разъяснение содержания п-вой IV-мы, кот. даётся в связи с рассмотр-ем конкретного юр-го дела, и оно ил силу т. дл данного конкретного случая. Необходтмость в казуаль-м толковани возникает тогда, когда реш-я нижестоящих п-воприменитель-х ор-в по конкретным юр-м делам яв. неправильными, не соответ-ют з-ну.

                        Норматив-е и казуаль-е разъяс-я по своему содерж-ю подраздел-ся на судеб-е и административ-е.

                        Судеб-е - разъяснение IV-м п-ва, осущ-е судами. Оно обеспечивает правиль-е понимание и единобраз-е примен-е IV-м п-ва в деят-сти судов. Руководящие разъяс-я высших ор-в судеб-й вл. обяз-ны дл всех судов др. ор-в и деят-я применяющих разъясняемые IV-мы п-ва. Админ-е - II - II, кот. даётся испол-ми ор-ми г-ва. Такое толкование колается ?? управл-я, труда, соц. обеспеч-я и т.п. Толков-е IV-м п-ва в пределах своей компетенци м. давать и м.о. с/у, разъясняя смысл созданых ими п-вых IV-м, дей-е кот. ограничено подведомственной тер-рией. Офиц-е толков-е даётся в ф-ме, актов нот. издаёт соответ-й компетентный ор-н. Ю.с. актов офиц-го толков-я зависит от полномочий издающих ор-в. В этих актах наряду с разъяснениями м. Содерж-ся самой-е IV-мы или индивид-е веления. Тем самым оперативно устраняются неточности и неясности в IVПА, совершенствуется прак-ка примен-я данных актов. Акты офиц-го толков-я IV-м п-ва (интерпритационные акты) представ. собой, с одной ст., разъяс-е содерж-я IV-м п., а с др. - конкретизацию и уточ-е их предписаний. Они дей-ют в един-ве с теми IVПА, о кот. содерж-ся толкуемые юр-е IV-мы. Эти акты подразд-ся в зависимости от их содерж-я и сферы распростр-я на: Интерпритацион-е акты п-во творчества – будучи офиц-ми разъяснениями действительного содерж-я IV-м п-ва, они в то же время яв. источ-ми п-ва, т.к. содержат конкретизирующие IV-мы. Индивид-е интерпритационные акты - содержат указа-я по поводу примен-я п-вой IV-мы к конкретным жизненным обст-вам, и предств. Собой своебраз-ю ф-му юр-кой практики. Именно такого рода акты в полном V выполняют ф-цию офиц-го разьяс-я IV-м п-ва, т.к. не связаны с п-вотворческой деят-стью компетент-х ор-в.

           Неофиц-е толков-е - разъяснение смысла п-вых IV-м, кот. не носит обяз-го хор-ра. Оно м. даваться любым человеком или исходить от общ-й ор-ции. Оно необяз-но дл тех ор-в или долж-х лиц, кот. Применяют IV-мы п-ва. Особое знач-е дл точной и правиль-й реализации IV-м п-ва ил-т высказыв-я круп-х час-х и общ-х деятелей о сущности и о роли з-на в общ-й жизни, о его практической направленности. Их разъяс-я содей-ют глубокому и всестороннему пониманию смысла з-на, повышают уровень п-восозн-я гр-н, обеспеч-ют правиль-ю реализ-ю требов-й з-на.

                        Важным видом неофиц-го разъяс-я п-вых IV-м яв. доктринальное (научное толков-е. Оно даётся спец-ми научно-исслед-ми учреж-ями, квалиф-ми учёными - юристами, опытными юристами – практиками в комментариях, лекциях, статьях и т.п.

Г.О. толнов-е обеспечивает правиль-е и единообраз-е понимание и примен-е IV-м п-ва.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.