32. Классификация юридических норм.
Нормой права -
общеобязательное формально-определенное правило поведения, установленное и
обеспеченное обществом и государством, закрепленное и опубликованное в
официальных актах, направленное на регулирование общественных отношений
путем определения прав и обязанностей их участников. Можно выделить
следующие существенные признаки правовых норм. Основания классификации
могут быть самыми различными.
1. По субъектам
правотворчества различают нормы, исходящие от государства и непосредственно
от гражданского общества. В первом случае это нормы органов
представительной государственной власти, исполнительной государственной
власти и судебной государственной власти. Во втором случае нормы
принимаются непосредственно населением конкретного территориального
образования (сельский сход и т. д.) или населением всей страны (всенародный
референдум).
2. По социальному назначению
и роли в правовой системе нормы можно подразделить: Учредительные нормы
отражают исходные начала правового регламентирования общественных
отношений, правового положения человека, пределов действия государства,
закрепляют устои социально-экономического и общественно-политического
строя, права, свободы и обязанности граждан, основополагающие идеи и
параметры строительства правовой системы общества. Они служат эталонами,
позволяющими установить необходимое соответствие целей и средств конкретных
правовых предписаний объективным закономерностям общественного развития. Регулятивные
нормы непосредственно направлены на регулирование фактических отношений,
возникающих между различными субъектами, путем предоставления им прав и
возложения на них обязанностей. В зависимости от характера субъективных
прав и обязанностей различают три основных вида регулятивных норм:
управомочивающие; обязывающие; запрещающие. Особенность регулятивных норм
состоит в том, что они носят ярко выраженный предоставительно-обязывающий
характер. Охранительные нормы фиксируют меры государственного
принуждения, которые применяются за нарушение правовых запретов. Они
определяют также условия и порядок освобождения от наказания. Обеспечительные
нормы содержат предписания, гарантирующие осуществление субъективных
прав и обязанностей в процессе правового регулирования. Социальная ценность
их зависит от того, насколько эффективно они способствуют созданию
механизмов и конструкций беспрепятственной реализации права. Эти нормы
могут располагаться в различных нормативных актах, связанных между собой. Декларативные
нормы обычно включают в себя положения программного характера,
определяют задачи правового регулирования отдельных видов общественных
отношений, содержат нормативные объявления. Дефинитивные нормы
формулируют определения тех или иных правовых явлений и категорий (понятия
преступления в уголовном законодательстве, сделки в гражданском праве и т.
п.).
Коллизионные нормы призваны устранять
возникающие противоречия между правовыми предписаниями.
Оперативные нормы устанавливают даты
вступления нормативного акта в силу, прекращения его действия и т. п.
3. По предмету правового
регулирования различают нормы конституционного, гражданского, уголовного,
административного, трудового и иных отраслей права. Отраслевые нормы могут
подразделяться на материальные и процессуальные. Первые являются правилами
поведения субъектов, вторые содержат предписания, устанавливающие процедуру
применения этих правил.
4. По методу правового
регулирования выделяются императивные, диспозитивные, рекомендательные
нормы.
Императивные нормы имеют сугубо
строгий, властно-категоричный характер, не допускающий отклонений в
регулируемом поведении. Это, как правило, нормы административного права.Диспозитивным
нормам присущ автономный характер, позволяющий сторонам (участникам)
отношений самим договориться по вопросам объема, процесса реализации
субъективных прав и обязанностей или использовать в определенных случаях
резервное правило. Они реализуются преимущественно в гражданско-правовых
отношениях.Рекомендательные нормы обычно адресуются
негосударственным предприятиям, устанавливают варианты желательного для
государства поведения.
5. По сфере действия
вычленяются нормы общего действия, нормы ограниченного действия и локальные
нормы. Нормы общего действия распространяются на всех граждан и
функционируют на всей территории государства. Нормы ограниченного
действия имеют пределы, обусловленные территориальными, временными,
субъектными факторами. Локальные нормативные предписания действуют в
рамках отдельных государственных, общественных или частных структур.
|