9.Понятие и формы политического режима.
Политический режим в РФ.
Гос. режим - важнейшая составная часть
политического режима, существующего в обществе. Политический режим -
понятие более широкое, т.к.. оно включает в себя не только методы гос.
властвования, но и характерные способы деятельности негос-венных политических
организаций (партии, движений, клубов). Гос.режимы могут быть
демократическим и анти демократическими. Поэтому основным критерием классификации
гос-в по этому признаку явл. демократизм форм и методов осуществления гос.
власти. Идеальных демократичексих форм гос. режимов в реальной действительности
не существует. В том или ином конкретном Г присутствует различные по своему
содержанию методы официального властвования. Тем не менее можно выделить
наиболее общие черты, присущие той или иной разновидности гос. режима.
Антидемократические режимы: Главное, что определяет хар-р гос.вл., -
это соотношение гос-ва и личности. АД режим характеризуется полным
контролем Г над всеми сферами общественной жизни. В таком Г устанавливается
диктатура одной партии, которая фактически осуществляет все гос. функции.
АД режимам свойственно огосударствление всех общественных организаций
(профсоюзов, молодежных, Личность фактически лишена субъективных прав, хотя
формально они могут провозглашаться даже в конституц. актах. АД гос-во во
всех его разновидностях не учитывает особенностей религиозных убеждений
населения. Оно полностью отрицает религиозное мировоззрение или отдает
предпочтение одной из религий. АД режим может быть: 1. авторитарный –
характеризуется значительным ограничением прав и свобод граждан,
возможностью запрещения полит. партий и др. организаций, ограничением роли
выборных гос. органов и усилением роли исполнительных орагнов. Преобладают
методы принуждения 2. тоталитарный – хар-тся полным контролем Г над всеми
сферами жизни общества. Преобладают методы физического насилия 3.
Фашистский – характеризуется полной ликвидацией демократических прав и
свобод, уничтожением всех оппозиционных организаций и учреждений, широким
использованием террористических методов правления.
Демократические режимы Конкретно данный режим выражается в следующем:
1. такой режим предоставляет свободу личности в сфере экономич-й
деятель-сти, которая сост-ет основу материального благополучия общества. 2.
реальная гарантированность личных прав и свобод гражданина, активно
участвовать в различных культурных, научных, профессиональных и др.
общественных организациях. Г. 3.Демократический режим создает эффективные
механизмы прямого воздействия населения страны на характер гос. вл.
4.Личность защищена от произвола, беззакония. 5. Дем. режим явл. следствием
реального властей как в унитарных, так и в федеративных гос-вах. 6. Дем. вл
в одинаковой мере учитывает интересы большинства и меньшинства, индивид. и
нац. особенности насесения. 7. Дем. методы гос. властвования позволяют
преодолевать возникающие соц. противоречия, обеспечивают компромисс между
гос. орагнами и гражданами, между различными соц. группами и населением. 9.
Дем. гос. режим базируется на законах. В основе разграничения
демократического и антидемокр. режимов лежат механизмы взаимодействия Г и
общества .
10. Теоретические основы типологии государства.
Закономерности смены типов государств.
Исторический
тип гос-ва – это совокупность общих признаков, характеризующих гос-во на
определенном этапе его развития. Типология – способ научного познания,
заключающийся в поиске и систематизации общих признаков тех или иных
явлений.
В ТГП сущ. неск-ко подходов к типологии,
т.к. различные школы признают существенными различные приз-ки. Формационный
и цивилизационный подход, западно-европейская наука классифицирует гос-ва в
зависимости от отношений между гос. вл. и индивидом. Поэтому признаку
выделяют 2 типа гос-ти: демократия и автократия (наоборот). В первую группу
он включает «классово-контролируемые гос-ва» (империи), а также
псевдодемократические гос-ва, в которых правительства образуются
привилегированной частью общества. Ко второй группе – те современные
гос-ва, в которых отношения между властью и гражданином строятся на началах
справедливости и взаимной ответственности.
формационный подход.
Суть его в том, что выяснение типа гос-ва
основывается на понимании истории как естественно-исторического процесса
смены общественно-экономических формаций, каждой из которых в условиях
существования классов соответствует определенный тип гос-ва.
Общественно-экономическая формация – это
исторический тип общества, основывающийся на определенном способе
производства и выступающий как важнейшая ступень в развитии человека.
Признаки общественно-экономической
формации.
1. осн. существенным приз-ком яв. такой
признак, как способ производства. Выделяют 4 способа произ-ва:
рабовладельческий, феодальный, капиталистический и социалистический. Новое
гос-во базируется на общественной собст-сти на орудия и сред-ва произ-ва,
предполагающей сотрудничество свободных от эксплуатации людей. На основании
формационного подхода, и перечисленных способах производства выделяют 5
типов гос-в: рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое и
т. н. восточное.(отсутствие ч.с. на землю, община, бюрократический аппарат,
застойность)
Дополнительные признаки 2. уровень
развития производительных сил, 3. характер производственных
отношений, кот. в свою очередь определяют харак-р Г. Переход от одной
общественно экономической формации к др. происходит в рез-те смены отживших
форм производственных отнош-й и замены их новым экон-м строем. Изменение
экон-го базиса влечет за собой изменения в гос-пр. явлениях.
Цивилизационный подход ориентирован на познание прошлого через все
формы деятельности человека: трудовую, политическую, социальную. Концепция
цивилизации позволяет различать не только противостояние классов и соц.
групп, но и сферу их взаимодействия на базе общечеловеческих ценностей
Цивилизационный подход. Какие признаки яв.
существенными – неустоявшаяся позиция. Существует 2 основных направления в этом подходе.
Это технологическое направление, согласно которому тип гос-ва связывается с
той стадией НТП и жизненного уровня населения, определяемого потреблением и
оказанием услуг, которой соответствует данное гос-во.
Концепция цивилизации, под которой понимает
замкнутое локальное состояние общества, отличающееся общностью редигиозных,
психологических, культурных,
географических и др. признаков. В соответствии с ним он выделяет в мировой
истории более 20 цивилизаций.
Некот-е авторы считают, что ни одно гос-во
не похоже на другое, следов-но сущ. цивилизации Китай, Яп., Рос..
Большинство берут в основу выделения цивилизации ценностный подход.
Общественная ценность – это то, что для определенного общества значимо и
охраняется в определенном порядке гос- вом. Исходя из содержания ценностей
выделяют два типа цивилизаций: восточные и европейские. И цивилизационный и
формационный подходы объективно характеризуют закономерности развития г. и
п. Объективно любая цивилизация обладает такими свой-ми, кот. позволяют ей
развивать ценности до определенного этапа – предел роста. Достигнув своего
апогея и начав падение могут в определенных изменившихся усл-ях снова
начать развиваться, но исчерпав ресурсы цивилиз-я может исчезнуть или
подчиниться др. более развитым цивилиз-ям. Например, ацтеки. Восток и запад
идут параллельно.
11. Теории о происхождении государства и
современный взгляд на проблему.
теологическая представителем яв-ся
Ф.Аквинский, Августин обосновывает Г. как явление богом данное. Государь –
ставленник божий на земле. В средние века 16 18 использовалась для
обоснова-я неограниченной вл. монарха – королевский абсолютизм.
Достоинства – способствует укреплению гр-го
согласия в об-ве, усилению духовности, препятствует насилию, революциям и
граж-м войнам, переделу власти и собственности.
Недостаток – основана на вере, а не на проверенном
научном знании.
патриархальная рассматривает возник-е Г. непосредственно из
разросшейся семьи, власть мон-ха констатируется из вл. отца над членами его
семьи. Она зародилась в Греции. Первоначальное обоснование получила в
трудах Аристотеля, а свое развитие нашла в 17 в. в сочинении Фильмера
«Патриарх». Использ-сь и для идеологического обоснов-я российской империи.
+
Способствует сплочению об-ва, уважению, почитанию гос.вл.; культивирует дух
родства, братства, взаимосвязанности членов об-ва (как членов семьи).
- Преувеличивало, придавая универсальное и
определяющее знач-е отдельным сторонам организации об-ва в частности семьи.
естественно-правовая (договорная – д.т.) получила широкое распростр-е в 17-18 в. в
Голландии в 17 в. сторонниками были Гроций и Спиноза, в Англии – Локк,
Гоббс, во Фр-ции в 18 в. Руссо, в Росии – революционный демократ Радищев. В
д.т. Г. возник. как продукт сознательного творчества, как рез-т договора, в
кот. вступают люди, находившиеся до этого в «естественном» состоянии (Война
всех против всех). Г. – это сознательное объединение людей на основе
договора между ними, в силу кот. они передают часть своей свободы, вл. Г.
При этом договор не яв. историческим фактом подписания всеми к.-л.
конкретного док-та, кот. лег в основу появления Г., а как состояние об-ва,
когда люди добровольно объединились в гос-но организов-ю форму,
правомерность гос. вл. Д.т. использовалась в разных целях. 1 для обоснов-я
народного суверенитета и возможности отобрания вл. у недобросовестного
правителя (Русоо, Радищев). 2. Для обоснов-я Конст-й Монархии. т.к.
обществ-й договор – это компромис между народом и правителем , ограничения
свободы и народа и монарха (Локк). Сторонники этой теории считают Г
результатом юр. акта – общественног договора. Эта теория устанавливает
очередность явлений (сначала возникло право, затем Г как институт
боеспечения этого права и оно призвано защищать частные интересы.) +: 1.
были разрушены теологические и патриархальные представления о возникновении
Г, полного подчинения власти, отсутствие народа, возможности повлиять на
власть;2. Фактически выдвинут принцип народного суверенитееа – вл.
производна от народа и принадлежит ему. 3.Согласно этой теории Г и народ
имеют взаимнве обязательства.
-: Идеалистичность:1. Общественный договор – скорее
идеал, чем реальная действительность, зачастую гос-ва возникали др. путями
– войнами, насилием при наличии др. условий. 2. Ни одно Г не возникло на
основе договора между
Насилия – Каутский,Дюринг, Гумплович – Г возникает как результат акта
насилия. ПО утверждению Каутского племя-победитель подчиняет себе
побежденное племя, присваивает его землю, а затем принуждает его работать
на себя, платить дань или подати. В результате такого завоевания возникает
деление на классы, а принудит аппарат, созданный победителяит для
управления побежденными, превращается в Г.
+ : Подтверждено историческими примерами. Насилие
действительно является одним из основных факотров, на которых основывается
Г – сбор налогов, правоохранительная деятельность.
-: Насилие при его важной роли было не
единственным фактором, повлиявшим на возникновение Г.
Экономическая теория (классовая) – на сегодняшний день явлется наиболее
доказанной, она логчески, последовательно выстроена и является результатом
научного изучения исторических данных. (Энгельс «Возникновение семьи, ч.с.
и Г», Ленин «О гоосударстве», Маркс) Г возникает на основе разложения
общины, следовательно явления, которые способствовали этому разложению и
являются причинами происхождения гос-ва: совершенствуются орудия труда +
разделение труда, следовательно повышается производительность труда, а
значит производят больше, прибавочный продукт.
+ - экономический анализ, признание наличия в
обществе групп с противоположными интересами – классов и др.
-: не только классово-экономич. факторы повлияли на
возникновение Г, но и национальные, военные, психологические и т.д.