Рефераты. Шпоры к ГОСам (теория государства и права)






 
 







































9.Понятие и формы политического режима. Политический режим в РФ.

Гос. режим  - важнейшая составная часть политического режима, существующего в обществе. Политический режим - понятие более широкое, т.к.. оно включает в себя не только методы гос. властвования, но и характерные способы деятельности негос-венных политических организаций  (партии, движений, клубов). Гос.режимы могут быть демократическим и анти демократическими. Поэтому  основным критерием классификации гос-в по этому признаку явл. демократизм форм и методов осуществления гос. власти. Идеальных демократичексих форм гос. режимов в реальной действительности не существует. В том или ином конкретном Г присутствует различные по своему содержанию методы  официального властвования. Тем не менее можно выделить наиболее общие черты, присущие той или иной разновидности гос. режима.

Антидемократические режимы: Главное, что определяет хар-р гос.вл., - это соотношение гос-ва и личности. АД режим характеризуется полным контролем Г над всеми сферами общественной жизни. В таком Г устанавливается диктатура одной партии, которая фактически осуществляет все гос. функции. АД режимам свойственно огосударствление всех общественных организаций (профсоюзов, молодежных, Личность фактически лишена субъективных прав, хотя формально они могут провозглашаться даже в конституц. актах. АД гос-во во всех его разновидностях не учитывает особенностей религиозных убеждений населения. Оно полностью отрицает религиозное мировоззрение или отдает предпочтение одной из религий. АД режим может быть: 1. авторитарный – характеризуется значительным ограничением прав и свобод граждан, возможностью запрещения полит. партий и др. организаций, ограничением роли выборных гос. органов и усилением роли исполнительных орагнов. Преобладают методы принуждения 2. тоталитарный – хар-тся полным контролем Г над всеми сферами жизни общества. Преобладают методы физического насилия 3. Фашистский – характеризуется полной ликвидацией демократических прав и свобод, уничтожением всех оппозиционных организаций и учреждений, широким использованием террористических методов правления.

Демократические режимы  Конкретно данный режим выражается в следующем: 1. такой режим предоставляет свободу личности в сфере экономич-й деятель-сти, которая сост-ет основу материального благополучия общества. 2. реальная гарантированность личных прав и свобод гражданина, активно участвовать в различных культурных, научных, профессиональных и др. общественных организациях. Г. 3.Демократический режим создает эффективные механизмы прямого воздействия населения страны на характер гос. вл. 4.Личность защищена от произвола, беззакония. 5. Дем. режим явл. следствием реального властей как в унитарных, так и в федеративных гос-вах. 6. Дем. вл в одинаковой мере учитывает интересы большинства и меньшинства, индивид. и нац. особенности насесения.   7. Дем. методы гос. властвования позволяют преодолевать возникающие соц. противоречия, обеспечивают компромисс между гос. орагнами и гражданами, между различными соц. группами и населением. 9. Дем. гос. режим базируется на законах. В основе разграничения демократического и антидемокр. режимов лежат механизмы взаимодействия Г и общества .

 

10. Теоретические основы типологии государства. Закономерности смены типов государств.

Исторический тип гос-ва – это совокупность общих признаков, характеризующих гос-во на определенном этапе его развития. Типология – способ научного познания, заключающийся в поиске и систематизации общих признаков тех или иных явлений.

В ТГП сущ. неск-ко подходов к типологии, т.к. различные школы признают существенными различные приз-ки. Формационный и цивилизационный подход, западно-европейская наука классифицирует гос-ва в зависимости от отношений между гос. вл. и индивидом. Поэтому признаку выделяют 2 типа гос-ти: демократия и автократия (наоборот). В первую группу он включает «классово-контролируемые гос-ва» (империи), а также псевдодемократические гос-ва, в которых правительства образуются привилегированной частью общества. Ко второй группе – те современные гос-ва, в которых отношения между властью и гражданином строятся на началах справедливости и взаимной ответственности.

формационный подход.

Суть его в том, что выяснение типа гос-ва основывается на понимании истории как естественно-исторического процесса смены общественно-экономических формаций, каждой из которых в условиях существования классов соответствует определенный тип гос-ва.

   Общественно-экономическая формация – это исторический тип общества, основывающийся на определенном способе производства и выступающий как важнейшая ступень в развитии человека.

Признаки общественно-экономической формации.

1. осн. существенным приз-ком яв. такой признак, как способ производства. Выделяют 4 способа произ-ва: рабовладельческий, феодальный, капиталистический и социалистический. Новое гос-во базируется на общественной собст-сти на орудия и сред-ва произ-ва, предполагающей сотрудничество свободных от эксплуатации людей. На основании формационного подхода,  и перечисленных способах производства выделяют 5 типов гос-в: рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое и  т. н. восточное.(отсутствие ч.с. на землю, община, бюрократический аппарат, застойность)

 Дополнительные признаки 2. уровень развития производительных сил, 3. характер производственных отношений, кот. в свою очередь определяют харак-р Г.   Переход от одной общественно экономической формации к др. происходит в рез-те смены отживших форм производственных отнош-й и замены их новым экон-м строем. Изменение экон-го базиса влечет за собой изменения в гос-пр. явлениях.

Цивилизационный подход ориентирован на познание прошлого через все формы деятельности человека: трудовую, политическую, социальную. Концепция цивилизации позволяет различать не только противостояние классов и соц. групп, но и сферу их взаимодействия на базе общечеловеческих ценностей

Цивилизационный подход.  Какие признаки яв. существенными – неустоявшаяся позиция. Существует 2 основных направления в этом подходе. Это технологическое направление, согласно которому тип гос-ва связывается с той стадией НТП и жизненного уровня населения, определяемого потреблением и оказанием услуг, которой соответствует данное гос-во.

Концепция цивилизации, под которой понимает замкнутое локальное состояние общества, отличающееся общностью редигиозных, психологических, культурных, географических и др. признаков. В соответствии с ним он выделяет в мировой истории более 20 цивилизаций.

Некот-е авторы считают, что ни одно гос-во не похоже на другое, следов-но сущ. цивилизации Китай, Яп., Рос.. Большинство берут в основу выделения цивилизации ценностный подход. Общественная ценность – это то, что для определенного общества значимо и охраняется в определенном порядке гос- вом. Исходя из содержания ценностей выделяют два типа цивилизаций: восточные и европейские. И цивилизационный и формационный подходы объективно характеризуют закономерности развития г. и п. Объективно любая цивилизация обладает такими свой-ми, кот. позволяют ей развивать ценности до определенного этапа – предел роста. Достигнув своего апогея и начав падение могут в определенных изменившихся усл-ях снова начать развиваться, но исчерпав ресурсы цивилиз-я может исчезнуть или подчиниться др. более развитым цивилиз-ям. Например, ацтеки. Восток и запад идут  параллельно.

 

11. Теории о происхождении государства и современный взгляд на проблему.

 теологическая представителем яв-ся Ф.Аквинский, Августин обосновывает Г. как явление богом данное. Государь – ставленник божий на земле. В средние века 16 18 использовалась для обоснова-я неограниченной вл. монарха – королевский абсолютизм.

Достоинства – способствует укреплению гр-го согласия в об-ве, усилению духовности, препятствует насилию, революциям и граж-м войнам, переделу власти и собственности.

Недостаток – основана на вере, а не на проверенном научном знании.

патриархальная рассматривает возник-е Г. непосредственно из разросшейся семьи, власть мон-ха констатируется из вл. отца над членами его семьи. Она зародилась в Греции. Первоначальное обоснование получила в трудах Аристотеля, а свое развитие нашла в 17 в. в сочинении Фильмера «Патриарх». Использ-сь и для идеологического обоснов-я российской империи.

+ Способствует сплочению об-ва, уважению, почитанию гос.вл.; культивирует дух родства, братства, взаимосвязанности членов об-ва (как членов семьи).

- Преувеличивало, придавая универсальное и определяющее знач-е отдельным сторонам организации об-ва в частности семьи.

естественно-правовая (договорная – д.т.) получила широкое распростр-е в 17-18 в. в Голландии в 17 в. сторонниками были Гроций и Спиноза, в Англии – Локк, Гоббс, во Фр-ции в 18 в. Руссо, в Росии – революционный демократ Радищев. В д.т. Г. возник. как продукт сознательного творчества, как рез-т договора, в кот. вступают люди, находившиеся до этого в «естественном» состоянии (Война всех против всех). Г. – это сознательное объединение людей на основе договора между ними, в силу кот. они передают часть своей свободы, вл. Г. При этом договор не яв. историческим фактом подписания всеми к.-л. конкретного док-та, кот. лег в основу появления Г., а как состояние об-ва, когда люди добровольно объединились в гос-но организов-ю форму, правомерность гос. вл. Д.т. использовалась в разных целях. 1 для обоснов-я народного суверенитета и возможности отобрания вл. у недобросовестного правителя (Русоо, Радищев). 2. Для обоснов-я Конст-й Монархии. т.к. обществ-й договор – это компромис между народом и правителем , ограничения свободы и народа и монарха (Локк). Сторонники этой теории считают Г результатом юр. акта – общественног договора. Эта теория устанавливает очередность явлений (сначала возникло право, затем Г как институт боеспечения этого права и оно призвано защищать частные интересы.) +: 1. были разрушены теологические и патриархальные представления о возникновении Г, полного подчинения власти, отсутствие народа, возможности повлиять на власть;2. Фактически выдвинут принцип народного суверенитееа – вл. производна от народа и принадлежит ему. 3.Согласно этой теории Г и народ имеют взаимнве обязательства.

-: Идеалистичность:1. Общественный договор – скорее идеал, чем реальная действительность, зачастую гос-ва возникали др. путями – войнами, насилием при наличии др. условий. 2. Ни одно Г не возникло на основе договора между

Насилия – Каутский,Дюринг, Гумплович – Г возникает как результат  акта насилия. ПО утверждению Каутского племя-победитель подчиняет себе побежденное племя, присваивает его землю, а затем принуждает его работать на себя, платить дань или подати. В результате такого завоевания возникает деление на классы, а принудит аппарат, созданный победителяит для управления побежденными, превращается в Г. 

+ : Подтверждено историческими примерами. Насилие действительно является одним из основных факотров, на которых основывается Г – сбор налогов, правоохранительная деятельность.

-: Насилие при его важной роли было не единственным  фактором, повлиявшим на возникновение Г.

Экономическая теория (классовая) – на сегодняшний день явлется наиболее доказанной, она логчески, последовательно выстроена и является результатом научного изучения исторических данных. (Энгельс «Возникновение семьи, ч.с. и Г», Ленин «О гоосударстве», Маркс) Г возникает на основе разложения общины, следовательно явления, которые способствовали этому разложению и являются причинами происхождения гос-ва: совершенствуются орудия труда + разделение труда, следовательно повышается производительность труда, а значит производят больше, прибавочный продукт.

+ - экономический анализ, признание наличия в обществе групп с противоположными интересами – классов и др.

-: не только классово-экономич. факторы повлияли на возникновение Г, но и национальные, военные, психологические и т.д.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.