15. Принципы правового государства. Понятие и
содержание. Их отражение в Конституции Р.Ф.
Принципы
— это основополагающие идеи (требования), определяющие в своей совокупности идеальную
конструкцию (модель) государства, которое могло бы называться правовым. Их
формирование обусловлено объективными и субъективными факторами: уровнем
развития культуры, науки, образования и других элементов, составляющих
совокупный интеллект данной общественной системы; нравственно-духовным
потенциалом общества, который выражается в признании большинством населения
справедливым, а значит, и правовым
существующего государственного устройства; наличием или отсутствием
стабильного механизма реализации правовых начал в деятельности
государственных органов; степенью освоения конкретным человеком права как
собственной свободы, осознанной и в необходимых случаях и необходимых
пределах им самим ограниченной.
С учетом исторических
данных, общественной и государственной практики и с позиций современного
научного знания можно выделить такие принципы правового государства.
1. Принцип приоритета права. В литературе при
характеристике правового государства очень часто употребляется термин
«господство права».
Принцип приоритета права может быть раскрыт при усвоении следующих
моментов. Во-первых, право неразрывно связано с
человеком, это сторона его бытия, универсальное средство общения и гарантия
нормального образа жизни. Во-вторых,
государство не единственный источник формирования права. Во многих случаях
оно лишь оформляет, облекает в правовую форму либо естественно-правовые
требования, либо волеизъявление всего народа (референдумы). В конечном
счете приоритет права означает: а) рассмотрение всех вопросов общественной
и государственной жизни с позиций права, закона; б) соединение общечеловеческих
нравственно-правовых ценностей (разумность, справедливость) и
формально-регулятивных ценностей права (нормативность, равенство всех перед
законом) с организационно-территориальным делением общества и легитимной публичной властной силой; в) необходимость
идеологически-правового обоснования любых решений государственных и
общественных органов; г) наличие в государстве
необходимых для выражения и действия права форм и процедур (конституции и
законов, системы материальных и процессуальных
гарантий и т.д.).
2. Принцип правовой
защищенности человека и гражданина. Сразу следует подчеркнуть,
что данный принцип носит первичный, комплексный, непреходящий и абсолютный
характер.
Комплексность
заключается в том, что названный принцип лежит в основе всех взаимосвязей
гражданина как с государством и его органами, так и с другими общественными образованиями, другими гражданами в рамках
правовых отношений по поводу самых различных объектов. Абсолютность
(тотальность) этого принципа состоит в том, что все взаимоотношения
индивида с государством (его органами, должностными лицами) должны
строиться только на правовой основе.
Принцип правовой
защищенности в содержательном плане имеет специфические правовые признаки.
Это 1) равенство сторон и взаимная ответственность государства и
гражданина; 2) особые тип правового регулирования и форма правоотношений;
3) стабильный правовой статус гражданина и система юридических гарантий его
осуществления.
3. Принцип единства
права и закона. В правовом государстве любой нормативно-правовой акт должен не
только по форме и наименованию, но и по смыслу и содержанию быть правовым.
Это означает, что он должен отражать естественно-правовые начала,
соответствовать международно-правовым нормам о правах человека и
гражданина, быть принятым легитимным органом
государственной власти, законно избранным или назначенным. И наконец, при
его издании должен быть использован весь комплекс правовых средств и
приемов, выработанных мировой практикой. Это логически выверенные и
соизмеримые с гуманистическими принципами
правовые конструкции и понятия, адекватные норме процессуальные формы,
адресные типы и способы правового регулирования, последовательные
демократические процедуры принятия законов и др.
4. Принцип правового
разграничения деятельности различных ветвей государственной власти. Власть в государстве
может олицетворять один человек, она может принадлежать группе лиц. В
данном случае для властвующих неважно, каким путем она им досталась
(революция, гражданская война, переворот, по наследству и т.п.). Но для
правового государства характерным является демократический способ
приобретения власти.
|