Рефераты. Шпаргалки для госэкзамена по теории государства и права






 Марксистская - появление прибавочного продукта, образование частной собственности приводит к неравенству в обществе, оно раскалывается на антагонистические классы. Экономически господствующий класс создаёт Г для подчинения неимущих. Эта теория предполагает первичность экономики, что игнорирует общесоциальное предназначение Г. (с марксисткой точки зрения Г есть продукт развития общества, продукт непримиримости классовых противоречий. Г появляется там, тогда и постольку, где, когда и поскольку классовые противоречия объективно не могут быть примирены, когда общество делится на эксплуататоров и эксплуатируемых. Везде и всегда вместе с ростом и укреплением этого деления возникает и развивается особый институт – Г. Общество создает себе орган для защиты своих интересов от внутренних и внешних нападений. Этот орган есть государственная власть. Едва возникнув, он приобретает самостоятельность по отношению к обществу и тем более преуспевает в этом, чем более становится органом политических сил, стоящих у власти и чем более явно осуществляет его господство). 

Теория насилия - Г возникает на основе насилия, которое бывает 2-ух видов: внутреннее насилие (Дюринг, Каутский) и внешнее насилие (Гумплович). Но многие учёные придерживаются мнения, что навязать государственность никакой силой невозможно, если само население ещё "не созрело". Одним из основателей и ведущим представителем социологического направления буржуазной теории Г и права второй половины 19 в был Л.Гумплович. Сторонником этой теории был и К.Каутский. Причину происхождения и основу политической власти и Г они видели не в экономических отношениях, а в завоевании, насилии, порабощении одних племен другими. Утверждалось, что в результате такого насилия образуется единство противоположных элементов Г: властвующих и подвласных, победителей и побежденных.

Психологическая - Г итог психологической потребности человека в общении. Автор: Петражицкий. объясняет причины возникновения Г свойствами психики человека, его биопсихическими инстинктами и т.п. Известный ученый Л.И.Петражицкий исходил из якобы изначально присущей психике индивида потребности к повиновению. З.Фрейд – основатель психоаналитического направления в буржуазной социологии – выводил необходимость создания Г из психики человека. Из существовавшей первоначально патриархальной орды, глава которой был убит своими взбунтававшимися сыновьями, движимыми особыми сексуальными и биопсихическими инстинктами (Эдипов комплекс) появляется Г для подавления в дальнейшем агрессивных влечений человека.  Э.Дюркгейм наоборот развивал взгляд на человека как прежде всего общественное, а не биопсихическое существо. Общество понимается как продукт не индивидуального, а коллективного сознания людей, в котором формируется идея социальной солидарности, для ее обеспечения создаются соответствующие государственно-правовые институты.

Расовая - существуют высшие и низшие расы, высшие призваны управлять низшими, так возникает Г. Автор: Жозеф Артур де Гобино.

Органическая - эта теория переносит законы природы на человеческое общество.  Крупнейшим представителем теории был Г.Спенсер, считает Г результатом органической эволюции, разновидностью которой является социальная эволюция. Подобно тому как в живой природе выживают наиболее приспособленные, так и в обществе в процеесе войн и завоеваний происходит естественный отбор, который определяет появление правительств и дальнейшее функционирование Г в соответствии с законами органической эволюции.

 Патримониальная - Г произошло от права собственника на землю (патримониум). Из права владения землей власть автоматически распространяется на проживающих на ней людей. Так складывается феодальный сюзеренитет. Автор: Галлер.

Ирригационная - возникновение Г обусловлено необходимостью вести масштабные ирригационные работы, низкой орудийной развитостью. Г выступает как организатор масштабных работ.

На процесс возникновения Г оказывает воздействие множество факторов. Каждая из теорий абсолютизирует роль одного из факторов. Лишь их объединение может дать ответ.

2) Основные теории происхождения права  1)Примирительная теория - её придерживаются западные научные круги, Берман, Аннерс. Право возникло не для урегулирования отношений внутри рода, а для упорядочивания отношений между родами. Сначала между враждующими родами возникали договоры о примирении, затем определённые правила, которые устанавливали различные санкции, всё это усложнялось, и таким образом, возникло право. Внутри рода право возникнуть не могло, так как оно там не требовалось, конфликты внутри рода практически отсутствовали. 2) Регулятивная - этой теории придерживаются азиатские научные круги. Право возникает для установления и поддержания единого порядка для всей страны, прежде всего для урегулирования земледельческого и сельскохозяйственного производства. 3) Теологическая - право есть результат божественной воли, и оно устанавливается на земле через божественного пророка (фараон, монарх). 4) Теория естественного права - у каждого человека с рождения есть определённый набор естественных прав (свобода, равенство). С развитием общества естественные права начинают гарантироваться законами государства, эти законы и образуют право, которое, таким образом, изначально должно быть направленно на защиту интересов и прав личности. 5) Историческая теория - право возникает на основе эволюции общества, возникает оно спонтанно, выделяется из народного духа, народного сознания. Законодатель должен облекать в юридическую форму то, что уже существует. Из этой теории следует, что право не универсально, право каждого народа уникально, и "работает" лишь для данного народа. Право это объективное явление. 6) Марксистская - право это возведённая в закон воля господствующего класса, один (господствующий) класс видоизменяет обычаи для подчинения другого класса. Все эти процессы обусловлены экономическим фактором. 7) Теория специализации - право обусловлено необходимостью регулировать и обеспечивать индивидуальные интересы людей в обществе, дифференциация которого приобретает личностный характер

11  Проблемы  соотношения  Г  и  П  в  контексте  их  происхождения  ??

Это вопрос о соотношении ПиГ и наоборот. Онит тесно связаны между собой, сущ-юи  и функционируют в неразрывном единстве. В вопросе о взаимодействии ПиГ в мировой науке сложились два основных подхода: этатистический и естественно правовой (либеральный). Этатистический признает примат  (первенство) Г, т.е. согласно этому подходу Г является определяющим фактором по отношению к праву, поскольку право устанавливается и санкционируется Г (юрид-ий позитивизм). Согласно естественно правовому либеральному подходу не Г, а право является определяющим фактором. Г зависит от права и должно ему подчинятся. Этот подход провозглашает примат права (этот подход наиболее ярко выражен в теории правового Г). Г должно быть подчинено праву.

Вопрос о происхождении П и Г свидетельствует о том, что в мировой и отечественной науке нет единообразного представления о происхождении П и Г. Мыслители различных времен и народов по разному объясняли и объясняют когда и в силу каких причин возникают Г и П. Одни считают что Г и П это вечные спутники человеческого общества поскольку они возникают одновременно с обществом и существуют до тех пор пока существует общество. По мнению др. исследователей (большинство) ГиП возникает не одновременно, а лишь на определенной ступени его исторического развития. Наиболее распространеными теориями ГиП являются: теологическая , патриархальная, договорная, теория насилия, макрсиско-ленинская и др. Теологическая зародилась в глубокой древности. Она не разграничивает процесс возникновения общ-ва, ГиП. Общ-во а вместе с ним ГиП возникают одновременно и являются творением божественного разума. Все что сущ-ет на земле по воле бога. ГиП вечны как и сам бог. Монарх как наместник бога на земле. Патриархальная теория (древняя) - согласно этой теории Г возникает в результате разростания семьи. По мнению Аристотеля разростание семьи ведет в начале к появлению поселений которые за тем преобразуются в Г. Согласно этой теории глава семьи – патриарх, становится главой Г – монархом. Причём власть монарха является естественным продолжением власти над своими детьми – своими подчиненными. Договорная теория выр-ся в естественно-правовой теории или в теории естественного права. Согласно ей -  Г – результат общественного договора о правилах совместного проживания. До появления Г люди находились в так называемом естественном состоянии, под которым подразумевается либо свобода и равенство всех членов общ-ва (Локк), либо война всех против всех (Гоббс), либо всеобщее благоденствие Золотой век (Руссо). Каждый человек обладал определенной суммой неотъемлемых естественных прав полученных от бога или от природы. В то же время в догосударственном обществе не было власти способной защитить человека и гарантировать его естественные права. По этому что бы защитить человека, гарантировать ему его естественные права и нормальную жизнь люди заключили между собой договор, своеобразное соглашение о создании Г передав ему как органу представляющему их общие интересы часть своих прав. Теория насилия в двух вариантах как теория внутреннего насилия и теория внешнего насилия. Согласно теории внут. насилия Г возникает в результате насилия одной части об-ва над другой в целях подчинения меньшинства большинству. Г создается как сила выражающая общественные интересы и обладающая способностью применять насилие к той части общ-ва которая не желает подчинятся воли большинства. Теория внешенего насилия - Г возникает в результате завоевания одного племени или народа другим. Г создается как аппрат подавления порабощенного народа и поддержания необходимого для завоевателей порядка. С этой же целью создается и право. Марксисткая теория (классовая, экономическая) -происхождение семьи, частной собственности и Г”. С точки зрения марксиской теории Г и возникает как результат раскола общества на антогонистические классы и борьбы между ними. Эта теория рассматривает возникновение ГиП как естественно исторический процесс развивающийся по своим собственны законам.


ТЕМА 3:  СУЩНОСТЬ  И  ТИПЫ  ГОСУДАРСТВА

1  Гос  власть  как  особая  разновидность  социальной  власти

Соц  власть  бывает  двух  видов – не  политическая  и  политическая (государственная). 

Гос-ая власть возникает одновременно с Г и является его неотъемлемым атрибутом. Гос-ая власть – это политическое руководство обществом  осуществляемое при помощи органов Г и др. гос-ых учреждений в интересах либо народа, либо классов, либо соц-ых групп. Важным  признаком  гос  власти  является  то,  что  гос власть это социальная публичная власть – важнейшая разновидность социальной власти.  Будучи  разновидностью  социальной  власти,  гос  власть  обладает  всеми  признаками  последней (социальная  власть  как  неотьемлемый  и  необходимый  элемент  человеческого  общества.  Она  придает  обществу  целостность,  управляемость,  служит  важнейшим  фактором  организованности  и  порядка.  Соц  власть – это  систематизирующий  элемент,  обеспечивающий  обществу  жизнеспособность.  Под  воздействием  власти  общ-е  отношения  становятся  целенаправленными,  приобретают  характер  управляемых  и  конторолируемых  связей,  а  совмемтная  жизнь  людей  становится  организованной.  Таким  образом,  социальная  власть  есть  организованная  сила,  обеспечивающая  способность  той  или  иной  социальной  общности,  властвующего  субъекта – рода,  группы,  класса,  народа – подчинять  своей  воле  подвластных  людей  используя  различные  методы,  в  т.ч.  метод  принуждения).  Гос  власть  имеет  немало  качественных  особенностей,  важнейшая  особенность  гос  власти  заключена  в  политической  и  классовой  природе.  В  научной  лит-ре  термины  ''гос  власть''  и  ''политическая  власть''  отождествляются (см.  Вопрос  3).  Гос  власть  всегда  является  политической  и  содержит  элемент  классовости.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.