Рефераты. Шпаргалки для госэкзамена по теории государства и права






10  Федеративное  устройство  России:  прошлое  и  современность

В  1920 году  Ленин  отказался  от  устройства  Г  на  основе  губерний,  уездов,  заменив  его  на  федерацию  по  национальной  принадлежности  ее  граждан.  В  определенные  периоды  провозглашенное  федеративное  устройство  России  фактически  было  унитарным – одна  из  несообразностей  Советского  Г.  Государственность  в  России  долгое  время  была  советской,  и  только  на  словах – федерацией,  фактически  загоняла  в  тупик  взаимоотношения  центра  и  мест,  национально-культурное  развитие  народов  и  народностей  России  и  прежде  всего  русского  народа.  Современное  Рос Г  порывает  с  этой  исторически  неудачной  формой  правления  и  гос  устройства. 

Современное  Рос Г  имеет  федеративное  устройство,  но  весьма  специфического  свойства.  В  состас  РФ  входят  национально-государственные  образования:  республики,  автономные  области  и  округа,  а  также  административно-территориальные  образования:  края,  области.  Республики  на  национальной  основе – это  Г,  суверинитет  которых  ограничен  в  соответствии  с  Конституцией  РФ  полномочиями,  предметом  ведения,  отнесенным  к  исключительной  компетенции  федеральных   властей.  Знает  РФ  совместную  компетенцию  центра  и  республик.  В  этой  области  получил  развитие  принцип  взаимного  делегирования  полномочий (он  реализуется  в  договорных  формах  между  федераль  органами  власти  и  орган  власти  республикб  а  не  между  Россией  и  субъектом  федерации).  Таким  образомб  федеративное  устройство  Рос Г  имеет  конституционную  и  договорно-правовую  основу.  Договорно-прав  основа  дополняет  и  конкретизирует  конституц  основу.

11  Конфедерация

Конфедерация - это временный юридический союз суверенных Г, созданный для обеспечения их общих интересов. При конфедеративном устройстве государства  -  члены конфедерации  -  сохраняют свои суверенные права, как во внутренних, так и во внешних делах. В отличие от федеративного устройства конфедерация характеризуется следующими чертами :  1)конфедерация не имеет своих общих законодательных,  исполнительных и судебных органов, в отличии от федерации;  2) конфедеративное устройство не имеет единой армии, единой системы налогов, единого государственного бюджета; 3) сохраняет гражданство тех государств, которые находятся во временном союзе; 4) государства могут договориться о единой денежной  системе, о единых таможенных правилах, о межгосу-дарственной кредитной политике на время существования союза.

Как правило конфедеративные государства не долговечны, либо они распадаются, либо  превращаются в федерацию: Германский союз (1815-1867), Швейцарский союз (1815-1848) и США, когда в 1781 году была законодательно утверждена конфедерация.  Последняя конфедерация, Сенегамбия, распалась в 1988 году.

12  Политический (государственный)  режим:  понятие  и  виды

Политический режим - представляет собой совокупность способов и методов осуществления власти государством. Некоторые исследователи придерживаются мнения, что "политический режим" это слишком широкое понятие для данного явления и предпочитают использовать несколько иное - "государственный (государственно-правовой режим)". В отличии от понятий формы правления и формы государственного устройства, которые относятся к организационной стороне формы государства, термин государственный режим характеризует её функциональную сторону - формы и методы осуществления государственной (а не иной) власти. Выделяют следующие разновидности политических режимов:  1) Демократический - присущ, прежде всего, странам с социально ориентированной экономикой, где существует сильный "средний класс". Государственная власть осуществляется с учётом конституционных положение о разделении властей, системы сдержек и противовесов и т.д. Методы принуждения строго ограничены законом, массовое или социальное насилие исключается. Государственная власть применяет различные методы прямых и обратных связей с населением. Можно выделить две группы признаков, присущих данному виду политического режима. Первая группа это формальные признаки: а) народ - основной источник власти; б) юридическое равенство всех граждан; в) преобладание большинства над меньшинством при принятии решений; г) выборность основных государственных органов. Вторая группа это реальные признаки: а) развитые институты представительной и непосредственной демократии; б) гарантирование гражданам политических прав и свобод; в) свобода информации и независимость СМИ; г) партийный и политический плюрализм; д) разделение властей; е) независимость профсоюзов; ж) местное самоуправление; з) сильная ограниченность политического и правоохранительного насилия; и) признание этнических и других социальных меньшинств. Демократический государственный режим существует в США, Великобритании, Франции, Японии, Канаде, Австралии, ряде стран Европы. (Остальные  три  вида – антидемократические  режимы):2) Авторитарный - при таком режиме преобладают методы принуждения, но при этом сохраняются некоторые черты либерализма. Выборы в различные органы государственной власти, это лишь пустая формальность. Существует "искажённый" принцип разделения властей, и как результат этого искажения, явное доминирование исполнительной власти. Переизбрание главы государства (если это президент) не ограничено. 3) Тоталитарный - режим целиком основан на методах физического, психического, идеологического принуждения. Существуют слитные партийно-государственные органы. Законом устанавливаются различные градации прав граждан. Местное самоуправление и разделение властей отсутствует. 4) Переходный - в некоторых странах существуют промежуточные, полудемократические режимы (Турция), в других - режимы переходные от тоталитаризма к авторитаризму (страны Африки), от тоталитаризма и авторитаризма к демократии (постсоциалистические государства Азии).

13  Демократические  и  антидемократические  режимы

А  также,  Вопрос  12

Формы государственного режима  -  представляют собой  совокупность способов и методов осуществления власти государством. Государственный режим - важнейшая составная часть политического режима, существующего в обществе. Политический режим  -  понятие более широкое, поскольку оно включает в себя не только методы государственного властвования, но и характерные способы деятельности негосударственных политических организаций (партии, движения, клубы, союзы).Государственные режимы могут быть демократическими и антидемократическими (тоталитарные, авторитарные, расистские). поэтому основным критерием классификации государств по данному признаку является демократизм форм и методов осуществления государственной власти. Для рабовладельческих государств характерны и деспотия и демократия; для феодализма  -  не ограниченная власть феодала, монарха, и народное собрание; для современного государства  -  тоталитаризм, и правовая демократия.    Идеальных демократических форм государственного режима в реальной действительности не существует. В том или ином конкретном государстве присутствуют различные по своему содержанию методы официального властвования. Тем не менее можно выделить наиболее общие черты, присущие той или другой разновидности государственного режима.

Антидемократические режимы - характеризуются следующими признаками:  1)определяет характер государственной власти  -  это соотношение государства и личности; 2) антидемократический режим характеризуется полным (тотальным) контролем государства над всеми сферами общественной жизни : экономикой, политикой, идеологией, социальным, культурным и национальным строением; 3) ему свойственно огосударвстление всех общественных  организаций (профсоюзов, молодежных, спортивных и др.); 4) личность в антидемократическом государстве фактически лишена каких-либо субъективных прав, хотя формально они могут провозглашаться даже в конституциях; 5) реально действует примат государства над правом, что является следствием произвола, нарушением законности,  ликвидации правовых начал в общественной жизни; 6) всеохватывающая милитаризация общественной жизни; 7) игнорируют интересы государственных образований, особенно национальных меньшинств; 8) не учитывает особенностей религиозных убеждений населения.

Антидемократический режим может устанавливаться как при монархической, так и при республиканской форме правления, однако, будучи отрицанием принципов парламентаризма, он не согласуется с парламентарной монархией и республикой. Приводя к сильной централизации государственной власти, авторитарный режим несоглашается с буржуазным федерализмом.

 Демократический режим  складывается в правовых государствах. Они характеризуются методами существования власти, которые реально обеспечивают свободное развитие личности, фактическую защищенность ее прав, интересов. Конкретно режим демократической власти выражается в следующем :  1) режим представляет свободу личности в экономической сфере, которая составляет основу материального благополучия общества; 2) реальная гарантированность прав и свобод граждан, их  возможность выражать собственное мнение о политике государства, активно участвовать в культурных, научных  и других общественных организациях; 3) создает эффективную систему прямого воздействия населения страны на характер государственной власти; 4) в демократическом государстве личность защищена от произвола, беззакония, так как  ее права находятся под  постоянной охраной правосудия; 5) власть в одинаковой степени обеспечивает интересы большинства и меньшинства; 6) основным принципом деятельности демократического государства является плюрализм; 7) государственный режим базируется на законах, которые отражают объективные потребности развития личности и общества.

 История знает различные формы демократических режимов. Наибольшее распространение в настоящее время получил режим парламентрской демократии, основанный на передаче власти парламенту. Так же существует либерально-демократический режим.

14  Политический  (государственный)  режим  современной  России

Политич  режим  современного  Рос  Г – это  либерально – демократический  режим,  который,  конечно  же,  еще  несет  на  себе  груз  тоталитарного  режима  (элементы  всеобщего  контроля  гос  органов  за  жизнью  граждан,  фактическое  сохранение  властных  структур  чиновников  в  сфере  проживания  и  т.п.).  Потребность  повернуть  всю  правовую  и  судебную  систему  к  нуждам  социально  ориентированной  рыночной  экономики,  прежде  всего  потребностям  цивилизованного  капитализмаб  его  новымб  современным  народным  формам,  либерально-демократич  режиму  натолкнулись  в  современной  россии  на  противодействие  тех  социальных  и  политич  сил,  которые  потеряли  в  ходе  реформ  свои  привилегии.  Политич  режим  в  настоящее  время  имеет  нестабильныйб  переходный  характер.  Его  дальнейшая  эволюция  в  либерально-демократич  сторону  подвергается  как  критике  со  стороны  сторонников  тоталитарного  реж,  так  и  одобрению  со  стороны  приверженцев  демократич  реформ.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.