Рефераты. Шпаргалки для госэкзамена по теории государства и права






Функции  Г  по  сути  своей  объективны.  Они  обусловлены  закономерностями  взаимодействия  общества  и  Г  (а  потому  у  Г  нет  выбора – выполнять  их  или  нет).  В  то  же  время  объективный  характер  ФГ  вовсе  не  означает,  что  они  реализуются  помимо  воли  и  сознания  людей  (роль  субъективного  фактора  очень  велика). 

2  Соотношение  функций  с  целями  и  задачами  Г

Термин «функции государства» применяется для обозначения основных, наиболее важных направлений деятельности Г, в которых проявляется его социальное назначение. Основные направления деятельности законодательной, исполнительной и судебной власти в правовом государстве имеют общую природу. Их первостепенной целью является обеспечение гармоничной жизнедеятельности общества.

ФГ  различны,  порядок  их  возникновения  и  изменения  зависит  от  очередности  задач,  которые  встают  перед  обществом  в  ходе  его  эволюции,  и  целей,  которые  оно  преследует.  Задача – это  то,  что  требует  разрешения,  а  функция – вид  деятельности,  направленной  на  такое  разрешение  (задачи  и  Ф  являются  взаимосвязанными,  но  не  тождественными  понятиями.  В  отдельные  историч  периоды  приоритетными  становятся  различные  задачи  и  цели  Г,  а  следовательно,  и  разные  его  функции.  Выполнение  каких  либо  задач  ведет  к  исчезновению  одних  Ф,  появление  новых – к  возникновению  других). Функции Г устанавливаются в зависимости от основных задач, стоящих перед Г на том или ином этапе его развития, и представляют собой средство реализации этих задач. Содержание задач Г определяется различными внутренними и внешними факторами. Так, кризисные явления в экономической жизни страны требуют концентрации усилий Г, всех его органов на решении экономических задач. Рост преступности заставляет Г своевременно предпринимать серьезные практические действия по усилению борьбы с ней, выявлению и устранению причин и условий, которые ее порождают. Угроза внешней агрессии мобилизует государственный механизм на подготовку населения страны к ее отражению.

3  Функции  Г  и  функции  отдельных  его  органов

ФГ никогда следует смешивать с функциями государственных органов. В отличие от функций многочисленных гос орга­нов (финансовых, народного образования, прокуратуры), специально предназначенных для определенной деятельности, функции Г охватывают его деятельность в целом. Сказанное не умаляет значения отдельных органов в осуществлении определенных функций Г, поскольку иногда эти органы играют ведущую роль в решении основных задач Г (например, ведущая роль вооруженных сил в выполнении функции обороны страны от нападения извне). Таким образом, функции Г необходимо отличать от функций его отдельных органов. Если функции Г отвечают основным, общественно значимым направлениям его деятельности, которым подчи­нена работа всего гос аппарата и каждого из его органов, то далеко не всегда в функциях отдельных гос органов находит выражение социальное назначение и сущность Г.

4  Обусловленность  функций  Г  его  сущностью  и  социальным  значением

Назначение Г-ва, его роль в жизни общ-ва выражается в его функциях. ФГ это определенные направления и стороны деятельности Г в которых выражается его сущность и соц-ое назначение. Исходя из этого определения необходимо отметить следующее: 1) ФГ это определенные направления его деятельности т.е. ФГ это не сама деятельность взятая в целом, а только определенные направления этой деятельности. Кроме того ФГ это различные любые направления его деятельности. Т.е ФГ являются как основные так и не основные направления его деятельности. В отеч. ТГП ФГ очень часто определяются как основные направления его деятельности. В этой связи остается неясным чем же являются не основные направления деятельности Г. Отсюда деятельность Г  выр-ся не только в основных, но и в не основных его направлениях. 2) ФГ это не только направления, но и стороны деятельности Г. Понятие сторона деятельности Г призвано охарактеризовать содержательную часть ФГ. Каждая ФГ это не только направления, это не только линия деятельности, но и сама деятельность (часть деятельности Г). 3) ФГ - это направления и стороны его деятельности в которых выр-ся его сущность. В Ф-ях сущность проявляется. По этому ФГ помогают уяснить вопрос о сущности Г. Наиболее ярко сущность Г проявляется в основных ФГ. 4) ФГ это направления и стороны деятельности Г в которых выр-ся соц-ое значение Г т.е. ФГ говорят о том какую роль играет Г в общ-ой жизни, в общ-ве в данное время.

5  Классификация  функций  Г:  постоянные  и  временные,  внутренние  и  внешние,  основные  и  неосновные

Классификация ФГ проводится по нескольким основаниям. 1) по сфере действия (по  сфере  политической  направленности) ФГ  подразделяются на внутренние и внешние. Внутренние это Ф которые Г осуществляет внутри страны. Внутренние ФГ: Экологическая (природоохранная),  социальная (обеспечение  соц-й  защиты  личности),  финансового контроля (выявление  и  учет  Г-вом  доходов  производителя),  охранительная (деят-ть  Г,  направленная  на  обеспечение  полного  осуществления  его  законод-х  предписаний  всеми  участниками  общественных  отношений),  оборонная (оборона  страны  от  внешнего  нападения),  культурно-воспитательная (ф  гос-й  поддержки  образования,  науки,  культуры,  нравственного  и  культурного  возрождения).  Внешние Ф это ф-ии которые Г осущ-ет за пределами страны (по отношению к др. гос-ам):  взаимовыгодное  сотрудничество  с  другими  Г  мирового  сообщества  (Поддержание международных политических отношений, дипломатическая деятельность, экономических и культурных связей),  оборона  страны  от  нападения  извнеборьба с международной преступностью (последнее время все более широкие масштабы приобретает  международная преступность. Торговля и контрабанда наркотиков, терроризм, незаконная торговля оружием - вот небольшой перечень наиболее опасных видов международных преступлений. Ни одно государство не в силах в одиночку справиться с этой проблемой. Очевидна необходимость совместных действий государств по борьбе с международной преступностью. Конкретными действиями  государств в этой области является создание международных организаций по борьбе с преступлениями. Одной из таких организаций является ИНТЕРПОЛ)  и  участие в международной охране окружающей среды  (данный вопрос постоянно находится в центре внимания всего мира. Охрана окружающей среды становится составной частью программы завершения строительства материально - технической базы в государстве. В некоторых учебниках эта классификация оспаривается, поскольку Г якобы осущет одни и те же ф-ии как внутри страны так и за её пределами, однако едва ли это так. Поскольку Г решает не одинаковые задачи внутри страны и за её пределами. 2) по продолжительности осущ-ия (по  времени  действия) ФГ подразделяются на постоянные и временные. Постоянные это Ф которые Г осущ-ет неопределенно долго (всегда). Временные это Ф носящие краткосрочный характер. 3) По своей значимости ФГ подразделяются на основные и не основные (другая  точка  зрения:  глобальные  и  региональные). Основные - это Ф с помощью которых решаются главные задачи стоящие перед Г. Не основные это Ф с помощью которых решаются не основные задачи Г. Если ФГ определять как только основные направления его деятельности данная классификация неприменима потому что основное нельзя делить на основное и не основное. 4) по сферам общ-ой жизни в которых Г осущ-ет свои ф-ии. которые подразделяются на экономические (развитие  экономики), политические (охрана  суверинитета), социальные (охрана  прав  и  свобод), идеологические (образование,  наука) экологические. 5) К числу критериев можно отнести принцип разделения властей и классифицировать функции Г на основе этого принципа. Соответственно функции подразделяются на: законодательные (правотворческие), управленческие, правоохранительные в том числе судебные, и информационные. Особенность данной классификации состоит в том, что она отражает процесс реализации госуд власти. Это чисто формальная классификация, привязанная к совокупности ветвей госуд власти -  законодательной (представительной), исполнительной, судебной, - но тем не менее весьма часто используемая в научных и практических целях. Классификация функций, опирающаяся на разделение властей не у всех ученых-юристов вызывает признание. Дело в том, что это, как считают многие ученые, собственно, не функция Г, а функция осуществления госуд  власти или ветвей власти: правотворчество, управление, судебная деятельность и т.д. Происходит, по их мнению, смешение функций государства и государственной власти.

Сущ-ют и др. основания классификации ФГ. Но ФГ никогда следует смешивать с функциями гос-ых органов.

6  Характеристика  основных  внутренних  и  внешних  функций  современного  Российского  Г

По сфере политической направленности: внутренние и внешние.

Система  Ф  Российского  Г  принципиальным  образом  трансформируется.  Некоторые  Ф  у  Г  отпадают  вообще,  другие  существенно  меняют  объем  и  содержание.  Появляются  новые,  неизвестные  ранее  ф.

К внутренним функциям  Российского  Г, охватывающим сферу внутренней, самостоятельной жизни государства, непосредственно касающимся каждого члена общества, относятся следующие виды функций:

1. Охранительная функция:  Это функция государственной деятельности проявляется в обеспечении Г-м общественного и правового порядка, защите и охране прав и интересов граждан и организаций, защите конституционного строя и Г от противоправных посягательств. Обеспечение внутреннего мира и согласия в обществе, урегулирования общественных отношений, снятие социальных противоречий, неизбежных в обществе, состоящем из различных классов, групп, слоев. Эта функция также направлена на охрану жизни, здоровья, чести и достоинства граждан, а также на охрану государственного и общественного имущества, на охрану частной собственности.    Данная  Ф  является  одной  из  самых  важных  для  России.  В  условиях  формирования  в  условиях  правового  Г,  свободного  гражданского  общества  особое  значение  приобретает  создание  надежных  механизмов  защиты  прав  и  свобод  челов,  прежде  всего  обеспечение  его  безопасности.  Установленные  в  конце  1991 года  российской  Декларацией  прав  и  свобод  человека  и  гражд,  а  также  международным  пактам,  к  которым  присоединилось  Рос  Г,  подтвердив  выполнение  междунар  обязательств,  вытекающих  из  договоров  и  соглашений  бывшего  СССР,   должны  надежно  охраняться.  Гос  органы,  которые  призваны  каждый  в  рамках  своей  очерченной  законом  компетенции,  обеспечить  законность  и  правопорядок,  брьбу  с  преступностью,  нарушениями  прав  и  своб  чел.:  Конституционный  суд  и  судебная  система  РФ,  возглавляемая  Верховным  судом,  система  органов  прокуратуры  во  главе  с  Генеральной  прокуратурой  РФ,  Министерство  юстиции,  Министерство  внутренних  дел,  специальные  структуры,  обеспечивающие  безопасность  России.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.