2) Идея формирования правового государства в России
В Росс Г делается попытка не только возродить идею правового Г, но и претворить ее в жизнь. Безусловно, этот путь будет долгим, сложным и противоречивым. Возникновение и эволюция идеи правового Г – процессы реальные и познаваемые. Эволюционируя общество само пришло к идеи правового государства. Российская Федерация совсем недавно встала на путь становления правового, демократичного, социального государства. Пока эти процессы носят тяжелый характер. На становление правового государства в России уйдет не мало лет, прежде чем мы выйдем на уровень видных правовых Г мира. В России отсутствуют специальные правовые механизмы, обеспечивающие права и свободы российских граждан, их реальную гарантированность. Фактически права и свободы граждан только провозглашаются, но реально в жизни нередко происходит вопиющее нарушение самых элементарных прав и свобод.
Человечество выстрадало идею правовой государственности в многочисленных бедствиях, конфликтах, войнах и революциях. В развитых странах все большее число людей осознают спасительную миссию права, его неразрывную связь с самим человеком, значение действительно разумной правовой суверенной публичной власти. Для России правовое Г – антипод государственного волюнтаризма и тоталитаризма, альтернатива любой диктатуре.
На данный момент нет альтернативы правовому Г, если мы принимаем общечеловеческую систему ценностей, в основе своей христианскую. Впрочем, насчет общечеловеческой - явное преувеличение, не следует забывать об мусульманских государствах, где существует религиозная система права. Поэтому скажем так: на данный момент не существует альтернативы правовому Г-у, если мы принимаем систему ценностей западной цивилизации.
ТЕМА 11: ПРАВО В СИСТЕМЕ НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
1 Система регулирования в обществе: индивидуальный и нормативный уровень
Вообще термин "регулирование" (правило) обозначает упорядочение, налаживание, приведение чего-либо в соответствие с чем-либо. Без эффективного правового регулирования немыслима сама государственность. Правовое регулирование - это целенаправленное воздействие на поведение людей и общественные отношения с помощью правовых (юридических) средств. Нельзя считать правовым регулированием воздействие, осуществляемое неюридическими средствами (воздействие на сознание через СМИ, путём пропаганды, агитации). Конечная цель правового регулирования - создание системы упорядоченных общественных отношений. Классификацию правового регулирования на виды проводят по следующим основаниям: (В зависимости от наличия/отсутствия у субъектов общественных отношений возможности определять конкретный вариант своего поведения: 1 Централизованное (императивное) правовое регулирование - отсутствие у субъекта такой возможности. Наибольшее распространение такой вид правового регулирования получил в публичном праве. 2 Децентрализованное (диспозитивное) правовое регулирование - общественные отношения предоставляют субъекту возможность самостоятельно конкретизировать своё поведение.) В зависимости от используемых юридических средств: 1 Нормативное правовое регулирование - основное средство урегулирования - юридические нормы; 2 Индивидуальное (казуальное) правовое регулирование - основное юридическое средство - индивидуальный акт.
Нормативный уровень: нормативные регуляторы – это те рег-ры, которые устанавливают конкретные, четкие рамки для поведения участников общественных отношений, содержат одинаковый масштаб поведения, т.е. норму. Они характеризуются неперсонифицированностью адресатов, обязательностью исполнения и повторяемостью действия, наличием санкций за нарушение правил поведения. Их регулирующее действие направлено на то, чтобы добиться необходимиго состояния общественных отношений, в т.ч. если необходимио, с помощью механизма соц-го принуждения. Иными словами, системой нормативного регул-я (т.е. множество различных норм) определяется порядок отношений между членами общества. Данная система представляет собой совокупность норм, упорядочивающих поведение людей в различных сферах жизнедеят-ти. Состав норм системы: две подсистемы: 1 система технических норм; 2 система социальных норм. Система технических норм: это совокупность норм, определяющих приемы обращения людей с орудиями труда, предметами материального мира и силами природы. Технич нормы: в широком смысле – это нормы, регулирующие отношения типа субьект – объект, например, ''человек – машина'', ''человек – производство'', ''человек – природа'', ''человек – орудие труда''. Отличие: регулируют отношения между людьми и внешним миром, их субъектный состав связан не только с людьми. Но не смотря на различия, технич и социальные нормы тесно взаимодействуют друг с другом. Так, существует некоторая группа технич норм, которая в силу своей значимости находит закрепление в законодательстве (т.е. в системе соц-х норм), получая при этом название технико-юридическая норма – это технические условия. Если использование какого-либо закона природы социально значимо, то люди могут регламентировать исполнение этого закона (напрмер: ГОСТ, знак “череп и кости” на ЛЭП, правила безопасности эксплуатации а/м и другого транспорта и т.д.) За нарушение этих правил установлена юридич ответственность: имущественная, административно-правовая и угол – правовая. Технич нормы, действующие в бытовой сфере, не опосредуются правом и никакой юридич ответственности за их нарушение не наступает (напр, требования по эксплуатации бытовых приборов – т/в, холодильников и т.д.).
Система социальных норм: представляет собой совокупность определенных норм, регулирующих поведение людей, действия социальных групп, коллективов, организаций в общественной жизни. Целостная, динамичная система соц норм является необходимым условием жизни общества, средством общественного управления, организации и функционирования Гб обеспечения согласованного взаимодействия людей, прав человека. Социальные нормы обусловлены уровнем развития социально-экономического строя и регулируют поведение людей в обществе. Определяя должное либо возможное поведение человека, они создаются коллективами людей. Объективный характер социальных норм определяется следующими обстоятельствами: 1 социальные нормы возникают из объективной потребности социальных систем в саморегуляции, в поддержании стабильности и порядка; 2 норма возникает в процессе деятельности людей, субъективно обусловленной способом производства; 3 норма неотделима от отношений обмена, характер которых также определяется способом производства и распределения.
Следовательно, несмотря на большое различие социальных норм между собой их общие черты следующие: это правила поведения людей в обществе; нормы носят общий характер (обращены ко всем и каждому), создаются в результате сознательно-волевой деятельности людей, их коллективов, организаций и обусловлены экономическим базисом общества. По способам установления и обеспечения нормы классифицируются на нормы права, нормы морали, обычаи, корпоративные нормы (общественных организаций). Однако некоторые авторы предлагают выделить следующие виды социальных норм: эстетические, культуры, политические, организационные, нормы религиозных организаций, нормы трудовых коллективов, правила общежития, нормы традиций и ритуалов. По содержанию сферы регулируюмых общественных отношений: политические, организационные, эстетические, этические и т. п. По способам образования (складываются стихийно или создаются сознательно). По способам закрепления или выражения (устная или письменная форма).
Индивидуальный уровень: см. вопрос 2
2 Индивидуальное регулирование
Индивидуальное правовое регулирование - это деятельность субъектов по разрешению вопросов, относящихся к сфере правового регулирования на основе свободного усмотрения, но в пределах очерченных законом. Особенности такого правового регулирования заключаются в следующем: 1 Этот вид правового регулирования основан на принятии участниками общественных отношений собственных решений, в которых они выражают свою волю и интерес. 2 Предполагается свободное усмотрение субъектов, но оно не должно противоречить действующим юридическим нормам и принципам. 3 Осуществляется в тех ситуациях, которые не определены в юридических нормах однозначно (существует выбор поведения) или вообще не урегулируются. Основания возникновения индивидуального правового регулирования: 1 Юридические нормы абстрактны, и поэтому не в состоянии учесть все общественные ситуации. Участникам общественных отношений предоставляется возможность самим урегулировать ту или иную ситуацию. 2 Индивидуальное правовое регулирование побуждает людей действовать активно, что может быть полезным для общества. 3 Нормативная база статична, а общественные отношения динамичны - возникают пробелы, которые и урегулирует индивидуальное правовое регулирование. Правовое регулирование подразделяется на виды в зависимости от способа взаимосвязи субъектов: 1 Автономное правовое регулирование - при таком правовом регулировании прямо не затрагиваются интересы других лиц, и не требуется их волеизъявление (к примеру, правомерное поведение лица). Роль государства заключается в установлении масштаба свободы. 2 Координационное (договорное) индивидуальное правовое регулирование - участники правоотношений определяют варианты своего поведения путём заключения договора. 3 Субординационное индивидуальное правовое регулирование - имеет место в процессе правоприменительной деятельности, при таком регулировании один из субъектов обладает властью.
3 Норма как мера сущего и должного
Пр норма – это первичная клеточка П. Н П является образцом (моделью) типового общ-го отношения, которое устанавливается Г-м. Она определяет границы возможного или должного поведения людей, меру их внутренней и внешней свободы в конкретных взаимоотношениях.
Норма – это правило поведения (действие или бездействие). Для понимания природы действующих в обществе норм, необходимо различать два смысла термина «норма». 1 Норма есть естественное состояние некоторого объекта (процесса, отношения, системы и т.д.), конституируемое его природой, - естественная норма. 2 Норма – это руководящее начало, правило поведения, связанное с сознанием и волей людей, возникающее в процессе культурного развития и социальной организации общества, - социальная норма.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37