Рефераты. Шпаргалки для госэкзамена по теории государства и права






2) Идея  формирования  правового  государства  в  России

В Росс Г делается попытка не только  возродить идею правового Г, но и претворить ее в жизнь. Безусловно, этот путь будет долгим, сложным и противоречивым.  Возникновение и эволюция идеи правового Г – процессы реальные и познаваемые. Эволюционируя общество само пришло к идеи правового государства. Российская Федерация совсем недавно встала на путь становления правового, демократичного, социального государства. Пока эти процессы носят тяжелый характер. На становление правового государства в России уйдет не мало лет, прежде чем мы выйдем на уровень видных правовых Г мира.  В России  отсутствуют специальные правовые механизмы,  обеспечивающие права и свободы российских граждан,  их реальную гарантированность.  Фактически права  и  свободы граждан только провозглашаются,  но реально в жизни нередко происходит вопиющее нарушение самых  элементарных прав и свобод.

Человечество выстрадало идею правовой государственности в многочисленных бедствиях, конфликтах, войнах и революциях. В развитых странах все большее число людей осознают спасительную миссию права, его неразрывную связь с самим человеком, значение действительно разумной правовой суверенной публичной власти. Для России правовое Г – антипод государственного волюнтаризма и тоталитаризма, альтернатива любой диктатуре.

На данный  момент нет альтернативы правовому Г,  если мы принимаем общечеловеческую систему ценностей, в основе своей христианскую. Впрочем,  насчет общечеловеческой - явное преувеличение, не следует забывать об мусульманских государствах, где существует религиозная  система права.  Поэтому скажем так:  на данный момент не существует альтернативы правовому Г-у, если мы принимаем систему ценностей западной цивилизации. 


ТЕМА  11:  ПРАВО  В  СИСТЕМЕ  НОРМАТИВНОГО  РЕГУЛИРОВАНИЯ

1  Система  регулирования  в  обществе:  индивидуальный  и  нормативный  уровень

Вообще термин "регулирование" (правило) обозначает упорядочение, налаживание, приведение чего-либо в соответствие с чем-либо. Без эффективного правового регулирования немыслима сама государственность. Правовое регулирование - это целенаправленное воздействие на поведение людей и общественные отношения с помощью правовых (юридических) средств. Нельзя считать правовым регулированием воздействие, осуществляемое неюридическими средствами (воздействие на сознание через СМИ, путём пропаганды, агитации). Конечная цель правового регулирования - создание системы упорядоченных общественных отношений.  Классификацию правового регулирования на виды проводят по следующим основаниям: (В зависимости от наличия/отсутствия у субъектов общественных отношений возможности определять конкретный вариант своего поведения: 1 Централизованное (императивное) правовое регулирование - отсутствие у субъекта такой возможности. Наибольшее распространение такой вид правового регулирования получил в публичном праве. 2 Децентрализованное (диспозитивное) правовое регулирование - общественные отношения предоставляют субъекту возможность самостоятельно конкретизировать своё поведение.)   В зависимости от используемых юридических средств: 1 Нормативное правовое регулирование - основное средство урегулирования - юридические нормы;  2 Индивидуальное (казуальное) правовое регулирование - основное юридическое средство - индивидуальный акт.

Нормативный  уровень:  нормативные  регуляторы – это  те  рег-ры,  которые  устанавливают  конкретные,  четкие  рамки  для  поведения  участников  общественных  отношений,  содержат  одинаковый  масштаб  поведения,  т.е.  норму.    Они  характеризуются  неперсонифицированностью  адресатов,  обязательностью  исполнения  и  повторяемостью  действия,  наличием  санкций  за  нарушение  правил  поведения.  Их  регулирующее  действие  направлено  на  то,    чтобы  добиться  необходимиго  состояния  общественных  отношений,  в  т.ч.  если  необходимио,  с  помощью  механизма  соц-го  принуждения.  Иными  словами,  системой  нормативного  регул-я  (т.е.  множество  различных  норм)  определяется  порядок  отношений  между  членами  общества.  Данная  система  представляет  собой  совокупность  норм,  упорядочивающих  поведение  людей  в  различных  сферах  жизнедеят-ти.  Состав  норм  системы:  две  подсистемы:  1  система  технических  норм;  2  система  социальных  норм.  Система  технических  норм:  это  совокупность  норм,  определяющих  приемы  обращения  людей  с  орудиями  труда,  предметами  материального  мира  и  силами  природы.  Технич  нормы:  в  широком  смысле – это  нормы,  регулирующие  отношения  типа  субьект – объект,  например,  ''человек – машина'',  ''человек – производство'',  ''человек – природа'',  ''человек – орудие  труда''.   Отличие:  регулируют  отношения  между  людьми  и  внешним  миром,  их  субъектный  состав  связан  не  только  с  людьми.  Но  не  смотря  на  различия,  технич  и  социальные  нормы  тесно  взаимодействуют  друг  с  другом.  Так,  существует  некоторая  группа  технич  норм,  которая  в  силу  своей  значимости  находит  закрепление  в  законодательстве  (т.е.  в  системе  соц-х  норм),  получая  при  этом  название  технико-юридическая норма – это  технические  условия. Если использование какого-либо закона природы социально значимо, то люди могут регламентировать исполнение этого закона (напрмер: ГОСТ, знак “череп и кости” на ЛЭП, правила  безопасности эксплуатации а/м  и  другого  транспорта  и  т.д.)  За  нарушение  этих  правил  установлена  юридич  ответственность:  имущественная,  административно-правовая  и  угол – правовая.     Технич  нормы,  действующие  в  бытовой  сфере,  не  опосредуются  правом  и  никакой  юридич  ответственности  за  их  нарушение  не  наступает  (напр,  требования  по  эксплуатации  бытовых  приборов – т/в,  холодильников  и  т.д.).

Система  социальных  норм:  представляет  собой  совокупность  определенных  норм,  регулирующих  поведение  людей,  действия  социальных  групп,  коллективов,  организаций  в  общественной  жизни.  Целостная,  динамичная  система  соц  норм  является  необходимым  условием  жизни  общества,  средством  общественного  управления,  организации  и  функционирования  Гб  обеспечения  согласованного  взаимодействия  людей,  прав  человека. Социальные нормы обусловлены уровнем развития социально-экономического строя и регулируют поведение людей в обществе. Определяя должное либо возможное поведение человека, они создаются коллективами людей.  Объективный характер социальных норм определяется следующими обстоятельствами: 1 социальные нормы возникают из объективной потребности социальных систем в саморегуляции, в поддержании стабильности и порядка; 2 норма возникает в процессе деятельности людей, субъективно обусловленной способом производства; 3 норма неотделима от отношений обмена, характер которых также определяется способом производства и распределения.

Следовательно, несмотря на большое различие социальных норм  между  собой  их общие черты следующие: это правила поведения людей в обществе; нормы носят общий характер (обращены ко всем и каждому), создаются в результате сознательно-волевой деятельности людей, их коллективов, организаций и обусловлены экономическим базисом общества.   По способам установления и обеспечения нормы классифицируются на нормы права, нормы морали, обычаи, корпоративные нормы (общественных организаций). Однако некоторые авторы предлагают выделить следующие виды социальных норм: эстетические, культуры, политические, организационные, нормы религиозных организаций, нормы трудовых коллективов, правила общежития, нормы традиций и ритуалов.  По содержанию сферы регулируюмых общественных отношений: политические, организационные, эстетические, этические и т. п.  По способам образования (складываются стихийно или создаются сознательно). По способам закрепления или выражения (устная или письменная форма).

Индивидуальный  уровень:  см.  вопрос  2

2  Индивидуальное  регулирование

Индивидуальное правовое регулирование - это деятельность субъектов по разрешению вопросов, относящихся к сфере правового регулирования на основе свободного усмотрения, но в пределах очерченных законом.  Особенности такого правового регулирования заключаются в следующем: 1 Этот вид правового регулирования основан на принятии участниками общественных отношений собственных решений, в которых они выражают свою волю и интерес. 2 Предполагается свободное усмотрение субъектов, но оно не должно противоречить действующим юридическим нормам и принципам. 3 Осуществляется в тех ситуациях, которые не определены в юридических нормах однозначно (существует выбор поведения) или вообще не урегулируются.  Основания возникновения индивидуального правового регулирования: 1 Юридические нормы абстрактны, и поэтому не в состоянии учесть все общественные ситуации. Участникам общественных отношений предоставляется возможность самим урегулировать ту или иную ситуацию. 2 Индивидуальное правовое регулирование побуждает людей действовать активно, что может быть полезным для общества. 3 Нормативная база статична, а общественные отношения динамичны - возникают пробелы, которые и урегулирует индивидуальное правовое регулирование. Правовое регулирование подразделяется на виды в зависимости от способа взаимосвязи субъектов:  1 Автономное правовое регулирование - при таком правовом регулировании прямо не затрагиваются интересы других лиц, и не требуется их волеизъявление (к примеру, правомерное поведение лица). Роль государства заключается в установлении масштаба свободы. 2 Координационное (договорное) индивидуальное правовое регулирование - участники правоотношений определяют варианты своего поведения путём заключения договора. 3 Субординационное индивидуальное правовое регулирование - имеет место в процессе правоприменительной деятельности, при таком регулировании один из субъектов обладает властью.

3  Норма  как  мера  сущего  и  должного 

Пр  норма – это  первичная  клеточка  П.  Н П  является  образцом  (моделью)  типового  общ-го  отношения,  которое  устанавливается  Г-м.  Она  определяет  границы  возможного  или  должного  поведения  людей,  меру  их  внутренней  и  внешней  свободы  в  конкретных  взаимоотношениях.

Норма – это  правило  поведения  (действие  или  бездействие).  Для  понимания  природы  действующих  в  обществе  норм,  необходимо  различать  два  смысла  термина  «норма».  1 Норма  есть  естественное  состояние  некоторого  объекта  (процесса,  отношения,  системы  и  т.д.),  конституируемое  его  природой, - естественная  норма.  2 Норма – это  руководящее  начало,  правило  поведения,  связанное  с  сознанием  и  волей  людей,  возникающее  в  процессе  культурного  развития  и  социальной  организации  общества, - социальная  норма.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.