Рефераты. Шпаргалки для госэкзамена по теории государства и права






2)Мусульманская  правовая  система

Мусульманская  правовая система принадлежит к семье так называемого религиозно-традиционного права,свойственного странам Азии и Африки. Мусульманское право - это система норм, выраженных в религиозной форме и основанных на мусульманской религии-исламе. Основными источниками мусульманского права - как и не юридических норм ислама - признаются Коран и сунна, в основе которых лежит "Божественное откровение", которые закрепляют прежде всего основы веры, правила религиозного культа и морали, определяющие в целом содержание мусульманского права в юридическом смысле.В 19 веке в положении мусульманского права произошли существенные изменения. В наиболее развитых странах оно уступило главенствующие позиции законодательству, основанному на заимствовании буржуазных правовых моделей.К началу 20 века лишь в странах Аравийского полуострова и Персидского залива мусульманское право сохранило свои позиции и действовало универсально в своем традиционном виде. Правовые системы наиболее развитых арабских стран, с некоторыми отступлениями стали строится по двум основным образцам: романо-германскому (французскому) - Египет, Сирия, Ливан; и англо-саксонскому - Ирак, Судан. За мусульманским правом здесь сохранилась роль регулятора брачно-семейных, наследственных и некоторых других отношений среди мусульман (иногда и не мусульман), что объяснялось все еще сохранившимся пережитком феодализма и глубоким влиянием ислама на общественное сознание.

В настоящее время ни в одной из рассмотренных стран мусульманское право не является единственным действующим правом. Но в то же время ни в одной мусульманской стране оно не потеряло своих позиций в качестве системы действующих правовых норм. Исключение составляет лишь Турция, где в 20 годы мусульманское право во всех отраслях было заменено законодательством буржуазного типа, составленным на основе заимствованных с западно-европейских моделей.

В конечном счете направление и глубина воздействия мусульманского права на современные правовые системы той или иной страны обусловлены достигнутым ею уровнем экономического и культурного развития.

Взяв за основу масштабы применения норм мусульманского права и степень их влияния на действующие законодательства, можно предложить следующую классификацию современных правовых систем стран Востока.

Первую группу составляет правовые системы Саудовской Аравии и Ирана, где мусульманское право продолжает применяться максимально широко. Прежде всего его нормы и принципы оказывают глубокое влияние на конституционное законодательство и сложившуюся здесь форму правления. Конституция Ирана, например, закрепляет положение об обязательном соответствии шариату (шариат - предписание верующим: чего они должны и чего они не должны делать) всех принимаемых. Действующие в стране мусульманские суды, вопреки элементарным требованиям справедливости и демократической законности, строго придерживаясь мусульманских норм при рассмотрении дел нередко допускают явные нарушения и творят произвол.

Вторую группу составляют правовые системы Ливии, Пакистана, Судана. Хотя сфера действия мусульманского права не является здесь столь всеобъемлющей как в первой группе, но все же остается весьма существенной, в последние десятилетия даже обнаруживают тенденцию к расширению. Прежде всего принципы и нормы мусульманского права оказывают заметное влияние на основные акты конституционного характера и деятельность государственного механизма этих стран. Так военный режим Пакистана оправдывал отказ от всеобщих выборов тем, что они якобы "не отвечают принципам ислама". В Ливии в 1977 году Коран вообще был объявлен "законом общества", заменяющим обычную конституцию.

Во всех перечисленных странах второй группы, мусульманское право без каких-либо изъятий продолжает регулировать отношения личного статуса, сохраняются мусульманские суды.

Еще одну многочисленную группу составляют правовые системы большинства арабских стран: Египта, Сирии, Ирака, Ливана, а также ряда стран Африки (Сомали, Мовритании) и Азии (Афганистан).

Их конституционное право закрепляет, как правило, особые положения ислама и мусульманского права. Так конституции многих из них предусматривают, что главой государства может быть только мусульманин, а мусульманское право является источником законодательства. Данное конституционное положение практически реализуется в других отраслях права и судоустройства. Но с другой стороны в некоторых из стран (Ирак, Сирия) наблюдается определенная демократизация мусульманско-правовых положений семейного законодательства.

И, наконец, особое положение занимают правовые положения Туниса и Народно-Демократической республики Йемен (НДРЙ). Их брачно-семейные законодательства отказываются от ряда основопологающих институтов мусульманского права: например, в Тунисе законодательно запрещена полигамия, а семейный кодекс НДРЙ в 1974 году, по существу наделил женщину равными правами с мужчинами в семейных отношениях.

Подобная практика развития правовых систем ряда стран в последние годы вносит известные коррективы и в структуру действующего здесь мусульманского права, отдельные нормы и институты которого,ранее вытесненные законодательством, заимствующим западные правовые модели, вновь возрождаются и начинают применяться на практике.

6  Характеристика  основных  правовых  семей  народов  мира:  романо-германской,  англосаксонской,  религиозной,  традиционной          

Вопрос  4  и  5

Право,  правовая  надстройка  и  правовая  система

Наряду  с  понятием  «правовая  система»  в  отечественной  юридич  литературе  употребляются  близкие  по  смыслу  и  объему,  но  имеющие  самостоятельное  значение  термины  «правовая  надстройка»,  «механизм  правового  регулирования»,  «система  права»,  «право».  Категория  «правовая  надстройка»  раскрывает  местоположение  всех  правовых  явлений  в  общественной  системе  относительно  экономического  базиса,  а  понятие  «правовая  система»  отражает  внутренние (структурные)  функциональные  и  системные  связи  правовых  явлений.  Категория  «механизм  правового  регулирования»  призвана  обратить  внимание  на  функциональную  сторону,  на  процесс  регулирования  общественных  отношений,  тогда  как  «прав  система»  показывает  целостность  и  взаимосвязь  структурных  элементов,  единство  состояний  статики  и  динамики  П.  Термин  «система  П»  характеризует  институциональное  внутреннее  строение  нормативной  основы  правовой  системы – права  как  такового,  тогда  как  «правовая  система»  охватывает  собой  все  правовые  явления  в  масштабах  Г  и  общества.

8  Национальная  правовая  система  и  международное  право,  их  соотношение  и  взаимосвязь  ?

Междунар  П  благодоря  особой  целенаправленности  некоторых  его  норм  участвует  в  регулировании  внутригосударственных  отношений,  действует  в  сфере  национального  правопорядка.  Эта  функция  междунар  П  получила  развитие  благодоря  тому,  что  сами  Г  согласились  с  тем,  что  определенные  элементы  их  юрисдикции  становятся  доступными  для  международно-правовых  норм.  Прежде  всего  имеется  ввиду  сфера  прав  и  свобод  человека  и  гражданина,  что  обусловлено  признанием  и  внедрением  международных,  общечеловеческих  стандартов  как  нормативного  минимума,  обязательного  для  всех  Г. 

Особое  значение  имеют  принципы  и  нормы  международного  П,  которые  принято  характеризовать  как  общепризнанные.  К  ним  относятся  основные  принципы  междунар  П (суверенное  равенство  Г,  неприменение  силы  или  угрозы  силой,  уважение  прав  человека  и  основных  свобод,  дорбросовестное  исполнение  жеждудар-х  обязательств  и  др.),  иные  общеобязательные  принципы,  затрагивающие  отдельные  аспекты  межгосуд-о  общения  (предписания  относительно  между-х  стандартов  прав  и  свобод  человека,  обязательства  Г  применительно  к  международным  преступлениям,  запреты  на  присвоение  открытого  моря  или  космического  пространства  и  т.д.).

Еще  в  Др  Риме  природа  междунар  П  изучалась  как  отрасли  П,  регулирующей  отношения  между  народами,  Г-ми,  учитывающей  действие  национальных  систем  права  в  той  или  иной  сфере.  Уже  тогда  был  выделен  и  признан  основной  принцип  междунар  П – согласие  между  сторонами  на  действие  тех  или  иных  правовых  систем.  Поэтому  основным  источником  междунар  П  являлся  междунар. договор.  В  рамках  правовой  системы  речь  идет  о  применении  источников  как  собственного  права  данного  Г,  так  и  принятых  им  источников  меж-го  П,  а  также  в  особых  случаях,  даже  источников  права  зарубежных  Г.

Международ  П  постепенно  перестает  быть  чем-то  внешним,  специальным  по  отношению  к  национальным  системам  права,  общепризнанные  принципы  и  нормы  междунар  П  включаются  в  национальные  системы  П. 

международное и национальное право в структуре российского права. В сис-ме российского права можно выделить и такие две части как международное и национальное право. Такое деление вытекает из смысла ст 15 пункт 4 Конституции, согласно этой статьи общеобязательные принципы и нормы  международного права и международные договоры РФ являются составной частью правовой системы РФ. Нередко в учебниках международное право рассматривают как отдельную отрасль Российского права. Часть международного норм права входит в разные отрасли права РФ.  

9  Эволюция  и  соотношение  современных  государственных  и  правовых  систем  ?

ТЕМА  10:  ЛИЧНОСТЬ,  ПРАВО,  ГОСУДАРСТВО

1  ''Человек'',  ''личность'',  ''гражданин'':  соотношение  понятий

Личность — это прежде всего человек как существо био­логическое с его психофизическими свойствами. Но человек как существо биологическое еще не личность. Человек как личность складывается, формируется только в обществе. Био­логическая сущность человека представляет собой основу его общественной сущности. Человек приходит в мир нагим, ни­чем не обремененным. Сама природа вынуждает его к общению с другими. Как нет общ-ва без человека, так и нет человека без общества. Только в процессе общ-ой жизни человек надевает соц-ую и юридическую рубашку, становится не только че­ловеком разумным , но и человеком общественным, личностью, деятельным, активным субъектом соц-ых, в том числе правовых, отношений. Правовой статус лич­ности и в современных Г различен. Имеются в ви­ду прежде всего различия, вытекающие не из принадлежности личности к определенному социальному слою, классу, соци­альной группе и т. д., а из принадлежности личности к Г, из состояния его гражданства. Гражданин Г обладает большими правами и обязанностями, нежели личность, не являющаяся гражданином Г. В последнем случае за личностью не признаются политические права, а другие права могут ограничиваться, например трудовые, иму­щественные (право собственности на землю).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.