Рефераты. Шпаргалки для госэкзамена по теории государства и права






2) Соотношение ТГП с отраслевыми юридическими дисциплинами.

ТГП входит в систему юр. наук, объединенных общим понятием юриспруденция. Существует именно система, множество юр. наук. Это объясняется тем, что ГиП – явления – сложные и многогранные, имеющие непосредственное отношение к различным сторонам общественной жизни. Изучить их в рамках одной науки невозможно, следовательно неизбежна специализация научных знаний о различных областях гос. и прав. жизни общества. На этой основе происходит классификация юр. наук по определенным отраслям знания о Г и П. Систему юр. наук можно подразделить на 3 основные группы:1. теоретико-исторические – ТГП, ИППУ (история политических и правовых учений), ИГП (история государства и права). 2. отраслевые – КП, АдмП, ФП, ГП, ТП и др. 3. специальные юр. науки – криминалистика, суд. медицина, психология и др.

Что же касается ТГП и отраслевых юр. наук, то для того, чтобы раскрыть сущность данного вопроса, необходимо ответить, в чем их единство, различие и взаимодействие.

ТГП изучает основные общие закономерности гос-пр. явлений в целом, независимо от того, в какой конкретной области общественно жизни они имеют место. Отраслевые же юр. науки исследуют только части мех-зма гос-ва, его определенные органы (исполнительные, представительные, судебные), отдельные группы правовых норм, концентрируя внимание на изучении их структуры и функций, анализируют особенности правового регулирования конкретного виды общественных отношений.

ТГП не подменяет и не растворяется в теории отраслевых юр-х наук. Каждая отраслевая юр-я наука исследует закономерности и особенности собственного предмета и отражает лишь отдельную, хотя и существенную сторону всеобщей связи гос.-пр. явлений между собой, фиксирует только некоторые моменты, части и черты этих связей. И если бы мы пользовались только понятиями, выработанными теми или иными отраслевыми юр-ми науками, то лишили бы себя возможности обнаружить закономерности развития г.ип. в целом, определить их место и роль общ-й жизни. Так даже доскональное знание ГР. или земельного права не может дать полного представления о значении права в жизни об-ва, его роли в межличностных отношениях. В этой связи Марченко отмечает, что задача ТГП в том и состоит, чтобы вскрыть внутреннюю связь и тенденции закономерного развития гос-пр явлений в целом, объяснить и показать их роль в управлении жизнедеятельностью об-ва.

По отношению к отраслевым юр-м наукам ТГП выступает как общеправовая наука, наука обобщающая, базовая, имеющая руководящее, направляющее, методологическое значение при разработке спец-х проблем, сост-х предмет отраслевых юр-х наук. Выводы и общетеоретические положения ТГП ЯВ. основой для решения специальных вопросов отраслевых наук. Вырабатывая свою отраслевую теорию, эти юр-е науки исходят из методолгических положений ТГП. ТГП яв-ся одновременно и обслуживающей наукой, т.к. она формулирует исходные понятия о г. и п. и тем самым обеспечивает отраслевые юр. науки необходимой теоретической базой для выработки ими собственной теории, отраслевого понятийного аппарата.

Общие понятия гос-ва, права, нормы права, правоотношения, юр. ответственности лежат в основе КП, АП, ГП, СП и др отраслевых наук. При этом, как считает Марченко, общее ТГП опирантся также на достижения отраслевых юо. наук, обобщает, синтезирует и систематизирует их выводы. Отраслевые юр. науки питают ТГП фактическим материалом. Выводы и данные отраслевых юр. наук служат важнейшей предпосылкой более глубоких теоретических обобщений, дальнейшего развития ТГП в целом. 

Необходимость выделения из системы юр. наук ТГП, как самостоятельной научной отрасли знания обусловлена тем, что в реальной жизни действуют объективные закономерности развития гос-пр. явлений, такие существенные их связи и отношения, которые явл. общими, присущими всем явлениям данного рода без познания которых невозможно более или менее глубоко изучить предмет  отраслевых юр. наук, так, например, без общего научного понятия сущности, содержания и формы права, отрасли и института права, нормы права и т.п. ни одна отрасль юридической науки не сможет плодотворно разрабатывать вопросы своей спец. сферы знания.

14  Категории  и  понятия  ТГиП,  их  значение  для  подготовки  специалистов  в  области  юриспруденции

ТГиП – одна  из  наиболее  сложных  учебных  дисциплин.  Она  насыщена  обобщениями,  абстрактными  научными  положениями,  понятиями (категориями).  Особое  значение  здесь  приобретают  научные  определения  (дефиниции),  которые  в  сжатом  виде  отражают  существо  анализируемых  явлений.

Новое,  современное  состояние  ТГП  позволяет  ей  выступать  мощным  средством  формирования  нового  юридического  мировоззрения  российского  общества,  столь  необходимого  ему  в  условиях  политических,  экономических  и  правовых  реформ.  ТГП  также  способствует  и  формированию  рос-го  юриста  в  духе  демократических,  гуманистических  тенденций  и  традиций,  необходимой  политической  и  правовой  культуры.  Без  специально  подготовленных  юристов  не  может  функционировать  правовая  система.  Для  современной  рос-й  действительности  эта  проблема  особенно  актуальна. Только  юрист,  эрудированный,  имеющий  прочные  правовые  базовые  знания,  ориентированные  на  демократию,  социально  ориентированную  рыночную  экономику,  на  защиту  прав  и  свобод  человека,  будет  в  состоянии  продуктивно  работать  в  современном  мире.

В  ТГиП  как  учебной  дисциплине  освещаются  лишь  основополагающие  положения,  наиболее  существенные,  узловые  проблемы  ГиП,  выводы  о  государственно-правовой  деятельности.  Учеб. дисципл.  «ТГиП»  ставит  перед  собой  задачу  сформировать  первооснову  научного  юридического  мировоззрения  у  студента – юриста,  а  также сформировать  необходимую  теоретическую  базу  профессионального  сознания  юриста. Значение для практики - в том, что разработанные ей положения, выводы и предложения используются в ходе государственного и правового строительства. Например, в вопросах построения государственного аппарата, организации правотворческого процесса и правоохранительной деятельности. Ряд тем курса имеют практическое значение и содержат знания, которые обеспечивают успешную работу юриста, сотрудника правоохранительных органов, суда и т.д. Это вопросы, прежде всего - норм права, толкования, применения их, определения состава правонарушения и т.д.

Значение для изучающих данную дисциплину - в том, что она является основной базой для усвоения всех юридических наук. Наряду с этим она дает определенные знания, правила, умения, ценностные установки и ориентации необходимые для дальнейшей практической работы. Важно и то, что ТГП создает базу общей и правовой культуры юриста, дает возможность ориентирования в огромной массе законодательных актов, разбираться в сложных государственно-правовых явлениях, принимать законные и обоснованные решения в нестандартных ситуациях.

15  ТГиП  как  учебная  дисциплина,  ее  структура

Следует  различать  ТГиП  как  науку  и  как  учебную  дисциплину.  1 ТГиП – учебная  дисциплина  полностью  базируется  на  ТГиП – науке.  Поэтому  чем  масштабнее  научные  достижения,  тем  содержательнее  и  полнее  соответствующая  дисциплина.  2  Цель  учебной  дисциплины – доведение  до  обучаемых  при  помощи  методических  приемов,  учебного  процесса  уже  добытых  наукой  и  апробированных  практикой  знаний.  3  Учебная  дисц  более  субъективна,  чем  наука.  Система  ТГиП   как  учебной  дисциплины  во  многом  производна  от  усмотрения  составителей  учебных  программ,  количества  отведенных  на  ее  изучение  часов  и  личных  качеств  преподавателя.  ТГиП – одна  из  наиболее  сложных  учебных  дисциплин.  Она  насыщена  обобщениями,  абстрактными  научными  положениями,  понятиями (категориями).  Особое  значение  здесь  приобретают  научные  определения  (дефиниции),  которые  в  сжатом  виде  отражают  существо  анализируемых  явлений. В  ТГиП  как  учебной  дисциплине  освещаются  лишь  основополагающие  положения,  наиболее  существенные,  узловые  проблемы  ГиП,  выводы  о  государственно-правовой  деятельности.  Учеб. дисципл.  «ТГиП»  ставит  перед  собой  задачу  сформировать  первооснову  научного  юридического  мировоззрения  у  студента – юриста,  а  также сформировать  необходимую  теоретическую  базу  профессионального  сознания  юриста.  Структура ? Как  учеб  дисциплина  ТГиП  выполняет  две  основные  функции:  вводит  студентов  в  юридическое  образование  и  обеспечивает  их  надлежащюю  общетеоретическую  подготовку.  Первая  функция  реализуется,  когда  изучаются  основы  ГиП.  Здесь  студенты  знакомятся  с  исходными  понятиями  и  положениями  государствоведения  и  правоведения,  что  позволяет  им  перейти  к  изучению  отраслевых  юридич  дисциплин – конституционного,  гражданского,  трудового,  административного,  уголовного  права  и  др.  Вторая  функция – развитие  у  студентов  абстрактного,  аналитического  мышления,  формирование  политической  и  правовой  культуры.  Реализация  ее  начинается  на  первом  курсе,  а  завершается  на  последнем,  когда  подводятся  теоретические  итоги  всему  обучению  и  студенты  уже  готовы  к  восприятию  целостной  картины  юридич  действительности,  к  уяснению  возможностей  права  и  правового  регулирования  в  решении  экономических,  социальных  и  других  проблем  общества.

ТЕМА 2:  ПРОИСХОЖДЕНИЕ  Г и П

1      Характеристика экономической основы, социальной власти и норм первобытного общества.

В истории человеческого общ-ва первобытное общ-во занимает довольно значительный отрезок времени – несколько тысячелетий. В своём развитии оно прошло несколько периодов: первобытное общ-во проходит два этапа или периода: 1 период присваивающей экономики, 2 период производящей экономики. До своего разложения первобытное общ-во просуществовало несколько тысячелетий, но находилось на довольно низком уровне развития, экономика этого периода – присваивающая.

Первобытнообщинный строй – древний тип коллективного или кооперативного производства. Трудовые навыки только формировались, орудия труда были примитивны. Однако с момента естественного возникновения коллективности труд человека становится коллективным, т.е. совместным трудом всех членов общины, которая выступала экономической формой организации людей. Характер собственности был общим, иными словами, все орудия труда, а также добытые с их помощью средства к существованию (плоды, рыба, животные и т.п.) принадлежало всем. Поскольку орудия труда и средства к существованию использовались коллективно, распределение продуктов труда было уравнительным. Такая коллективность, общность была своеобразным «коммунизмом», не результатом какого-либо обобществления, а естественным состоянием первоначально возникшей коллективности. Формой социальной организации в период после первобытного стада был род, причем не только как объединение людей, связанных узами родства (происходящие от одного прародителя), но и как общественная группа, сложившаяся для совместного ведения хозяйства. В эпохи бронзового и железного веков изменились производственные отношения – коллективное присвоение продуктов природы переросло в коллективное присвоение продуктов труда, а общее владение орудиями труда и продуктами потребления трансформировалось в общинную собственность.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.