2) Соотношение ТГП с отраслевыми юридическими дисциплинами.
ТГП входит в систему юр. наук, объединенных общим понятием юриспруденция. Существует именно система, множество юр. наук. Это объясняется тем, что ГиП – явления – сложные и многогранные, имеющие непосредственное отношение к различным сторонам общественной жизни. Изучить их в рамках одной науки невозможно, следовательно неизбежна специализация научных знаний о различных областях гос. и прав. жизни общества. На этой основе происходит классификация юр. наук по определенным отраслям знания о Г и П. Систему юр. наук можно подразделить на 3 основные группы:1. теоретико-исторические – ТГП, ИППУ (история политических и правовых учений), ИГП (история государства и права). 2. отраслевые – КП, АдмП, ФП, ГП, ТП и др. 3. специальные юр. науки – криминалистика, суд. медицина, психология и др.
Что же касается ТГП и отраслевых юр. наук, то для того, чтобы раскрыть сущность данного вопроса, необходимо ответить, в чем их единство, различие и взаимодействие.
ТГП изучает основные общие закономерности гос-пр. явлений в целом, независимо от того, в какой конкретной области общественно жизни они имеют место. Отраслевые же юр. науки исследуют только части мех-зма гос-ва, его определенные органы (исполнительные, представительные, судебные), отдельные группы правовых норм, концентрируя внимание на изучении их структуры и функций, анализируют особенности правового регулирования конкретного виды общественных отношений.
ТГП не подменяет и не растворяется в теории отраслевых юр-х наук. Каждая отраслевая юр-я наука исследует закономерности и особенности собственного предмета и отражает лишь отдельную, хотя и существенную сторону всеобщей связи гос.-пр. явлений между собой, фиксирует только некоторые моменты, части и черты этих связей. И если бы мы пользовались только понятиями, выработанными теми или иными отраслевыми юр-ми науками, то лишили бы себя возможности обнаружить закономерности развития г.ип. в целом, определить их место и роль общ-й жизни. Так даже доскональное знание ГР. или земельного права не может дать полного представления о значении права в жизни об-ва, его роли в межличностных отношениях. В этой связи Марченко отмечает, что задача ТГП в том и состоит, чтобы вскрыть внутреннюю связь и тенденции закономерного развития гос-пр явлений в целом, объяснить и показать их роль в управлении жизнедеятельностью об-ва.
По отношению к отраслевым юр-м наукам ТГП выступает как общеправовая наука, наука обобщающая, базовая, имеющая руководящее, направляющее, методологическое значение при разработке спец-х проблем, сост-х предмет отраслевых юр-х наук. Выводы и общетеоретические положения ТГП ЯВ. основой для решения специальных вопросов отраслевых наук. Вырабатывая свою отраслевую теорию, эти юр-е науки исходят из методолгических положений ТГП. ТГП яв-ся одновременно и обслуживающей наукой, т.к. она формулирует исходные понятия о г. и п. и тем самым обеспечивает отраслевые юр. науки необходимой теоретической базой для выработки ими собственной теории, отраслевого понятийного аппарата.
Общие понятия гос-ва, права, нормы права, правоотношения, юр. ответственности лежат в основе КП, АП, ГП, СП и др отраслевых наук. При этом, как считает Марченко, общее ТГП опирантся также на достижения отраслевых юо. наук, обобщает, синтезирует и систематизирует их выводы. Отраслевые юр. науки питают ТГП фактическим материалом. Выводы и данные отраслевых юр. наук служат важнейшей предпосылкой более глубоких теоретических обобщений, дальнейшего развития ТГП в целом.
Необходимость выделения из системы юр. наук ТГП, как самостоятельной научной отрасли знания обусловлена тем, что в реальной жизни действуют объективные закономерности развития гос-пр. явлений, такие существенные их связи и отношения, которые явл. общими, присущими всем явлениям данного рода без познания которых невозможно более или менее глубоко изучить предмет отраслевых юр. наук, так, например, без общего научного понятия сущности, содержания и формы права, отрасли и института права, нормы права и т.п. ни одна отрасль юридической науки не сможет плодотворно разрабатывать вопросы своей спец. сферы знания.
14 Категории и понятия ТГиП, их значение для подготовки специалистов в области юриспруденции
ТГиП – одна из наиболее сложных учебных дисциплин. Она насыщена обобщениями, абстрактными научными положениями, понятиями (категориями). Особое значение здесь приобретают научные определения (дефиниции), которые в сжатом виде отражают существо анализируемых явлений.
Новое, современное состояние ТГП позволяет ей выступать мощным средством формирования нового юридического мировоззрения российского общества, столь необходимого ему в условиях политических, экономических и правовых реформ. ТГП также способствует и формированию рос-го юриста в духе демократических, гуманистических тенденций и традиций, необходимой политической и правовой культуры. Без специально подготовленных юристов не может функционировать правовая система. Для современной рос-й действительности эта проблема особенно актуальна. Только юрист, эрудированный, имеющий прочные правовые базовые знания, ориентированные на демократию, социально ориентированную рыночную экономику, на защиту прав и свобод человека, будет в состоянии продуктивно работать в современном мире.
В ТГиП как учебной дисциплине освещаются лишь основополагающие положения, наиболее существенные, узловые проблемы ГиП, выводы о государственно-правовой деятельности. Учеб. дисципл. «ТГиП» ставит перед собой задачу сформировать первооснову научного юридического мировоззрения у студента – юриста, а также сформировать необходимую теоретическую базу профессионального сознания юриста. Значение для практики - в том, что разработанные ей положения, выводы и предложения используются в ходе государственного и правового строительства. Например, в вопросах построения государственного аппарата, организации правотворческого процесса и правоохранительной деятельности. Ряд тем курса имеют практическое значение и содержат знания, которые обеспечивают успешную работу юриста, сотрудника правоохранительных органов, суда и т.д. Это вопросы, прежде всего - норм права, толкования, применения их, определения состава правонарушения и т.д.
Значение для изучающих данную дисциплину - в том, что она является основной базой для усвоения всех юридических наук. Наряду с этим она дает определенные знания, правила, умения, ценностные установки и ориентации необходимые для дальнейшей практической работы. Важно и то, что ТГП создает базу общей и правовой культуры юриста, дает возможность ориентирования в огромной массе законодательных актов, разбираться в сложных государственно-правовых явлениях, принимать законные и обоснованные решения в нестандартных ситуациях.
15 ТГиП как учебная дисциплина, ее структура
Следует различать ТГиП как науку и как учебную дисциплину. 1 ТГиП – учебная дисциплина полностью базируется на ТГиП – науке. Поэтому чем масштабнее научные достижения, тем содержательнее и полнее соответствующая дисциплина. 2 Цель учебной дисциплины – доведение до обучаемых при помощи методических приемов, учебного процесса уже добытых наукой и апробированных практикой знаний. 3 Учебная дисц более субъективна, чем наука. Система ТГиП как учебной дисциплины во многом производна от усмотрения составителей учебных программ, количества отведенных на ее изучение часов и личных качеств преподавателя. ТГиП – одна из наиболее сложных учебных дисциплин. Она насыщена обобщениями, абстрактными научными положениями, понятиями (категориями). Особое значение здесь приобретают научные определения (дефиниции), которые в сжатом виде отражают существо анализируемых явлений. В ТГиП как учебной дисциплине освещаются лишь основополагающие положения, наиболее существенные, узловые проблемы ГиП, выводы о государственно-правовой деятельности. Учеб. дисципл. «ТГиП» ставит перед собой задачу сформировать первооснову научного юридического мировоззрения у студента – юриста, а также сформировать необходимую теоретическую базу профессионального сознания юриста. Структура ? Как учеб дисциплина ТГиП выполняет две основные функции: вводит студентов в юридическое образование и обеспечивает их надлежащюю общетеоретическую подготовку. Первая функция реализуется, когда изучаются основы ГиП. Здесь студенты знакомятся с исходными понятиями и положениями государствоведения и правоведения, что позволяет им перейти к изучению отраслевых юридич дисциплин – конституционного, гражданского, трудового, административного, уголовного права и др. Вторая функция – развитие у студентов абстрактного, аналитического мышления, формирование политической и правовой культуры. Реализация ее начинается на первом курсе, а завершается на последнем, когда подводятся теоретические итоги всему обучению и студенты уже готовы к восприятию целостной картины юридич действительности, к уяснению возможностей права и правового регулирования в решении экономических, социальных и других проблем общества.
ТЕМА 2: ПРОИСХОЖДЕНИЕ Г и П
1 Характеристика экономической основы, социальной власти и норм первобытного общества.
В истории человеческого общ-ва первобытное общ-во занимает довольно значительный отрезок времени – несколько тысячелетий. В своём развитии оно прошло несколько периодов: первобытное общ-во проходит два этапа или периода: 1 период присваивающей экономики, 2 период производящей экономики. До своего разложения первобытное общ-во просуществовало несколько тысячелетий, но находилось на довольно низком уровне развития, экономика этого периода – присваивающая.
Первобытнообщинный строй – древний тип коллективного или кооперативного производства. Трудовые навыки только формировались, орудия труда были примитивны. Однако с момента естественного возникновения коллективности труд человека становится коллективным, т.е. совместным трудом всех членов общины, которая выступала экономической формой организации людей. Характер собственности был общим, иными словами, все орудия труда, а также добытые с их помощью средства к существованию (плоды, рыба, животные и т.п.) принадлежало всем. Поскольку орудия труда и средства к существованию использовались коллективно, распределение продуктов труда было уравнительным. Такая коллективность, общность была своеобразным «коммунизмом», не результатом какого-либо обобществления, а естественным состоянием первоначально возникшей коллективности. Формой социальной организации в период после первобытного стада был род, причем не только как объединение людей, связанных узами родства (происходящие от одного прародителя), но и как общественная группа, сложившаяся для совместного ведения хозяйства. В эпохи бронзового и железного веков изменились производственные отношения – коллективное присвоение продуктов природы переросло в коллективное присвоение продуктов труда, а общее владение орудиями труда и продуктами потребления трансформировалось в общинную собственность.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37