Рефераты. Шпаргалки для госэкзамена по теории государства и права






Каждый  последующий  тип  Г  является  более  высоким  в  сравнении  с  предыдущим

Цивилизационный подход.  Исторический  процесс  привел  к  складыванию  свыше  двух  десятков  цивилизаций,  отличающихся  типами  Г.  В  своем  развитии  они  проходят  несколько  этапов:  первый - локальные  ци-ии  (древнеегипетская,  шумерская,  индийская,  эгейская).  Второй – особенные  цив  (индийская,  китайская,  западно-европейская,  восточно-европейская,  исламская)  с  соответствующими  типами  Г-в.  Третий – современная  цив.  которая  в  настоящее  время  только  складывается.  Для  типологии  Г  с  цивил-ой  точки  зрения  наиболее  интересна  классификация  цив-й  и  соответствующих  гос-политич  институтов  по  уровню  их  организации,  их  деление  на  первичные  и  вторичные.  Первичные – принимают  государственно-страновой  или  имперский  характер  (древнеегипетская,  шумерская,  ассиро-вавилонская,  иранская,  сиамская,  японская  и  др).  Отличительная  особенность – соединение  Г  с  религией  в  политико-религиозном  комплексе,  гдн  Г – болнн  чем  Г,  т.к.  оно  связано  с  духовным  производством.  Религия  включает  в  себя  обожествленного  правителя (Г  в  культе  вождя,  фараона  и  т.д.)  Г  является  основной  частью  не  только  политич  надстройки, но  и  базиса.   Вторичные – (западноевропейское,  североамериканское,  восточно-европ,  латиноамериканское,  буддийское  и  т.д)  в  них  проявилось  отчетливое  различие  между  гос  властью  и  культурно-религиозным  комплексом.  Власть  не  всемогущая  сила,  как  в  первич  цив-ях,  Г – компонент,  во  многом  подчиненный  культурно-религиоз  системе.  Положение  правителя  двойственна,  его  власть – служение,  должное  соответствовать  идеалу  и  потому  вторична.

Так  выглядит  типология  Г  в  самом  общем  виде  с  точки  зрения  формационной  и  цивил-й  теорий.

17  Цивилизационный  подход:  его  достоинства  и  слабые  стороны

Достоинства: 1) данный  подход  ориентирует  на  познания  соц-х  ценностей,  присущ  конкретному  обществу;  2)  значительно  богаче  и  многомернее  формац.  подх.,  т.к.  позволяет   рассматривать  Г  не  только  как  организа политич господства  одного  класса  над  другим,  но  и  как  большую  ценность  для  общ-ва;  3) цив подход  к  решению  вопроса  о  соотношении  Г  и  социально-экономического  сторя  исходит  из  стемления  покончить  с  абсолютизацией  материально-экономического  начала,  из  взгляда  на  Г  с  предельно  широких  позиций  определяющего  воздействия  на  него  прежде  всего  духовно-нравственных  и  культурных  факторов  общественного  развития.

Слабые  стороны:  классификация  по  цивилизационному  признаку  страдает  схематизмом,  нечеткостью,  серьезной  недоработанностью.

Цивилизационный  подход:  тип  Г,  его  социальная  природа  определяются  идеально-духовными,  культурными  факторами. Цивилизационный подход ориентирован на познание прошлого через все формы деятельности человека: трудовую, политическую, социальную. Концепция цивилизации позволяет различать не только противостояние классов и соц. групп, но и сферу их взаимодействия на базе общечеловеческих ценностей  Есть и цивилизационный подход, который основан на выделении различных цивилизаций. Основоположник анг. историк Тойби. Он выделял 21 цивилизацию при этом разделял их на первичные и вторичные. Позиция Тойби подвергалась критике не только в отеч, но и в западной из-за отсутствия четких критериев (уровень экономического развития, этнические особенности, религия, мораль, особенности культуры) типологии гос-ва. Тем не менее в совр. отеч. лит-ре цивилизационный подход в типологии гос-ва рассматривается одним из основных. Можно использовать опред-ый вариант цивилизационного подхода в типологии гос-ва, основываясь на истории челов-го общ-ва. Всю историю челов-го общ-ва совр. наука разделяет на 4ре периода. Их можно называть цивилизациями: древняя, средних веков, новое время, новейшее время. Соответственно 4ре типа гос-ва.

18  ''Человеческое  измерение''  как  критерий  прогресса  государственности

Современное  понимание  прогресса  государственности  выдвигает  на  первый  план  ''человеч  измер'',  т.е.  то  качество  жизни,  то  положение  личности,  которое  обеспечивает  Г.  Свобода  личности,  благоприятные  материальные  условия,  возможность  творческого  самоутверждения,  наличие  прав – это  и  составляющие  ''ч и''  превращают  его  в  основной  критерий  оценок   прогресса  Г-ва.  Оценку  всей  организационной,  деятельной  стороне  Г  можно  давать  лишь  после  сопоставления  с  тем  качеством  жизни,  котрое  создает  или  обеспечивает,  или  поддерживает  Г.  Пр  этом  речь  идет  о  реальных  условиях  жизнедеятельности  человека  с  его  набором  целей,  потребностей,  способами  их  удовлетворения,  с  тем,  каково  реальное  положение  человека  во  взаимодействии  с  Г.  ''Ч и'' – это  не  лозунговая  категория,  а  вполне  конкретное  направление  в  определении  прогресса  государственности,  измеряемое  набором  и  качеством  прав  и  свобод,  другими  условиями  жизнед-ти  человека.  Этот  человек – не  некая  абстракция,  а  реальная  личность

19  Диалектика  соотношения  формационного  и  цивилизационного  подходов  в  типологии  Г

Классово-формационный подход к типологии Г до последнего времени был единственным в нашей научной и учебной литературе. Типом Г называлась «совокупность Г-в, развивающихся в рамках одной и той же общественно-экономической формации классового общества и характеризующихся единством классовой сущности и экономической основы». В  наше  время  Цивилизационный подход к истории человеческого общества и его государственности получает все большее признание в современной отечественной науке. Новейшие исследования всемирной истории показали, что формационное объяснение структуры функционирования и развития общества является одномерным, а поэтому не носит исчерпывающего характера. За его пределами оказывается множество исторических явлений, составляющих особенности и глубинную сущность общества и его государственной организации. 

Основное отличие понятия «цивилизация» от понятия «формация» состоит в возможности раскрытия сущности любой исторической эпохи через человека, через совокупность господствующих в данный период представлений каждой личности о характере общественной жизни, о ценностях и целях ее собственной деятельности. Цивилизованный подход ориентирован на познание прошлого через все формы деятельности человека: трудовую. политическую, социальную – во всем многообразии общественных связей. Человек при таком подходе стоит в центре изучения прошлого и настоящего общества как подлинно творческая и конкретная личность, а не классово обезличенный индивид.

Концепция цивилизации оказывается намного шире и богаче формационного подхода в изучении общественной жизни. Она позволяет различать не только противостояние классов и социальных групп, но и сферу их взаимодействия на базе общечеловеческих ценностей, не только проявление классовых противоречий, но и общность духовных принципов, пронизывающих все поведение людей в различных областях человеческой деятельности. Цивилизация формирует такие нормы общежития, которые, при всем их различии, удерживая их тем самым в рамках единого целого.

Цивилизационный подход, позволяет таким образом, видеть в Г-е не только инструмент политического господства эксплуататоров над эксплуатируемыми. В политической системе общества Г выступает как важнейший фактор социально-экономического и духовного развития общества, консолидации людей, удовлетворения разнообразных потребностей человека. 

Цив-й  подх  не  отрицает  формац.  Их  нельзя  противопоставлять,  т.к.  оба  подхода  взаимно  дополняют  друг  друга.  Это  позволяет  наиболее  полно  охарактеризовать  тип  Г  с  учетом  не  только  соц-экономического,  но  и  духовно-культурного  факторов.  Циви-й  подход  не  способен  заменить  подход  формационный,  но  в  определенном  сочетании  они  могут  стать  подходящей  основой  для  научной  классификации  Г. Следовательно,  оба  подхода  должны  применяться  в  комплексе.

ТЕМА  4:  ФУНКЦИИ  ГОСУДАРСТВА

1  Понятие,  значение  и  объективный  характер  функций  Г

Функции государства - особый механизм государственного воздействия на общественные отношения и процессы, охватывающий основные направления деятельности государства по управлению обществом. Функции Г тесно связаны с характеристиками Г, его типом и формой. С эволюцией Г, эволюционируют и его функции.

Функции Г — это основные направления внутренней и внешней деятельности государства, в которых выражаются и кон­кретизируются его классовая и общечеловеческая сущность и соци­альное назначение.

Г обеспечивает свои функции через систему органов государства носящее название гос. аппарат.

Каждая гос.власть автономна, имеет свой гос.орган. В этом определении выделены наиболее существенные при­знаки функций государства. 1. Функции Г непосредственно выражают и пред­метно конкретизируют его классовую и общечеловеческую сущ­ность. Их содержание учитывает классовые, групповые (корпо­ративные), национальные и частные интересы членов общества. 2. В функциях Г воплощается и раскрывается его активная служебная роль как важнейшей части надстройки по отношению к своему базису, реализуется разносторонняя прак­тическая деятельность внутри страны и на международной арене. 3. Функции Г возникают и развиваются сообразно его историческим задачам и целям. Г выполняет свое социальное назначение посредством осуществления соответст­вующих ему функций, представляющих собой устойчиво сло­жившиеся основные направления его деятельности. 4. В функциях Г-в различных исторических типов про­являются и объективируются присущие им особенности и зако­номерности развития, динамика социально-экономических, по­литических и духовных преобразований в жизни общества.

Деятельность Г многогранна, она охватывает самые различные стороны общественной жизни. Основные направления деятельности Г  и называются ФГ.

Назначение Г, его роль в жизни общ-ва выражается в его функциях. ФГ это определенные направления и стороны деятельности гос-ва в которых выражается его сущность и соц-ое назначение. Исходя из этого определения необходимо отметить следующее: 1) Ф Г это определенные направления его деятельности т.е. Ф Г это не сама деятельность взятая в целом, а только определенные направления этой деятельности. Кроме того Ф Г это различные любые направления его деятельности. Т.е ФГ являются как основные так и не основные направления его деятельности. В отеч. ТГП ФГ очень часто определяются как основные направления его деятельности. В этой связи остается неясным чем же являются не основные направления деятельности Г. Отсюда деятельность Г выр-ся не только в основных, но и в не основных его направлениях. 2) ФГ это не только направления, но и стороны деятельности Г. Понятие сторона деятельности Г призвано охарактеризовать содержательную часть ФГ. Каждая ФГ это не только направления, это не только линия деятельности, но и сама деятельность (часть деятельности Г). 3) ФГ это направления и стороны его деятельности в которых выр-ся его сущность. В ф-ях сущность проявляется. По этому ФГ помогают уяснить вопрос о сущности Г. Наиболее ярко сущность Г проявляется в основных ФГ.4) ФГ это направления и стороны деятельности Г в которых выр-ся соц-ое значение Г, т.е. ФГ говорят о том какую роль играет Г в общ-ой жизни, в общ-ве в данное время.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.