Находясь в зависимости от природы люди должны были действовать сообща – это определяло соответствующую организацию - род, родовая община. Но род это не просто семья – это семейно - производственный союз людей на кровном или предполагаемом родстве, коллективном труде, совместном потреблении, общей собственности и соц-ом равенстве. Что бы выжить люди должны были сообща трудиться, производить для жизни необходимые материальные блага. Что определяло совместную собственность на имущество и производственные блага и уравнительное распределение этих благ. Родовая община являлась формой организаций человеческого общ-ва. Вместе с человеческим обществом возникает социальная власть как его неотьемлемый и необходимый элемент. Она придает обществу целостность, управляемость, служит важнейшим фактором организованности и порядка. Соц власть – это систематизирующий элемент, обеспечивающий обществу жизнеспособность. Под воздействием власти общ-е отношения становятся целенаправленными, приобретают характер управляемых и конторолируемых связей, а совмемтная жизнь людей становится организованной. Таким образом, социальная власть есть организованная сила, обеспечивающая способность той или иной социальной общности, властвующего субъекта – рода, группы, класса, народа – подчинять своей воле подвластных людей используя различные методы, в т.ч. метод принуждения. Социальная власть в догосударственном обществе существовала в форме потестарной власти (носила анонимный характер), т.е. осуществлялась всеми главами рода без создания специальных органов. Яркий пример, это военная демократия - выборный вождь, избирает его совет племенных вождей, помимо этого существует народное собрание, в котором участвует всё население. Постепенно всё учащающиеся и усложняющиеся военные действия увеличивают роль вождя, а совет вождей, который ранее избирал вождя, оттесняется на второй план, на первый выдвигается дружина вождя, но ещё продолжает существовать народное собрание. С течением времени вождь трансформируется в правителя, а его приближённые в советников и наместников. Дружина превращается в войско. Таким образом появляется публичная власть (не совпадающая с населением) располагающая аппаратом управления (бюрократия) и принуждения (армия, полиция, тюрьмы и т.д).
В первобытном обществе действовали определенные правила поведения – социальные нормы. Такими нормами были обычаи – исторически сложившиеся правила поведения, которые вошли в привычку в результате многократного применения в течении длительного времени и стали естественной жизненной потребностью людей. Они регулировали труд, быт членов рода, семейные отношения, т.е. служили регулятором общественных отношений. Многие из них являлись одновременно нормами первобытной морали и религии, были связаны с отправлением укоренившихся обрядов и ритуалов. Характерные признаки первобытных обычаев проявлялись в следующем: 1 они исходили от рода и выражали его волю и интересы; 2 они действовали в силу привычки, исполнялись добровольно, а в случае необходимости их соблюдение обеспечивалось всем родом. Специальных органов, охраняющих незыблемость обычаев, не было. При надобности к нарушителям обычаев применялось убеждение, а иногда и принуждение, которое исходило от всего рода или племени; 3 в то время не было никакого различия между правами и обязанностями членов родового общества: права воспринималось как обязанность, а обязанность как право. Следовательно, общественная власть и нормы поведения в эпоху догосударственного общества соответствовали уровню его экономического, социального, интеллектуального. культурного и духовного развития, зрелости самого человека. Содержание социальных норм было направлено на обеспечение присваивающей экономики и воспроизводство членов рода в природной среде. Существовали три способа регулирования: запреты (различные табу с элементами религиозного страха), дозволения (разрешения) и обязывание (охота, приготовление пищи, изготовление орудий труда). Все эти способы были направлены на эффективное обеспечение присвоения первоб. общиной готовых предметов природы и приспособление их для своих нужд. Эти нормы находили свое выражение в мифах, традициях, обычаях, ритуалах и др., обращенных к опыту предков формах. Специфичность этих социальных норм заключалась в том, что в них не делалось различия между правами и обязанностями членов рода (социальное равенство) и в обычаях не было видового различия нравственных, традиционных, правовых и религиозных норм, обычаи носили нерасчлененный характер (мононормы).
2 «Неолитическая революция»
1ое разложение первобытнообщинного строя и возникновение Г, современной наукой связывается с неолитической револ-ей, которая началась 10 тыс лет тому назад в эпоху позднего неолита нового каменного века и продолжалась несколько тысячелетий. Примерно до 4 – 3тысячелетия до н.э. т.е. до появления первого Г. Главное что характеризует неолитическую революцию – это переход человечества от присваивающей экономики к экономике производящей, от охоты, рыболовства и собирательства к устойчивым формам скотоводства и земледелия. Чем был вызван переход от присваивающей экономике к экономике производящей совр-ая наука однозначного ответа не дает. Одни исследователи полагают что он был вызван экологической катастрофой которая привела к изменению климата нак земле и к исчезновению мегафауны (мамонты, пещерные медведи, носороги и др). Другие связывают этот переход с увеличением народонаселения и сокращением в связи с этим тех продуктов, которые человеку давала природа. Третьи ученые объяснят этот переход случайными факторами. Четвертые связывают этот переход с развитием интеллекта, умственных способностей человека. Независимо от того по каким причинам произошел переход от присваивающей экономики к производящей, он сыграл решающую роль в разложении первобытнообщинного строя. Второе что является общим: переход к производящей экономики сопровождался крупными общественными расделениями труда. Которые пришли на смену естественному разделению труда господствовавшего в период присваивающей экономики. Обычно выделяют три крупных общ-ых разделения труда. Выделение пастушьих племен, отделение ремесла от земледелия, появление купечества. Крупные общ-ые разделения труда вели к повышению производительности труда и получению избыточного продукта который можно было накапливать, обменивать на результаты труда др. производителей, на другие матер-ые блага и присваивать. Создавались условия эксплуатации чужого труда, для возникновения частной собственности, а также возможность не участвовать в производстве материальных благ. В третьих: с появлением избыточного продукта появляется имущественное и соц-ое расслоение людей. Выделяются семьи в руках которых сосредотачиваются материальные блага, богатства. Появляются богатые и знатные люди. Наряду с ними появляются и другие слои, сословия, касты. Люди из равных превращаются в неравных, наряду с появлением различных соц-ых групп, сословий, каст появляются классы. 1ый класс были рабы. В этот период производящей экономики резкого классового расслоения общ-ва не произошло, но соц-ое и классове расслоение уже возникло. В 4ых: на поздних этапах перехода к производящей экономике на смену родоплеменной орг-ии приходит промежуточная орг-ия, которую принято называть протогосударством. Во многом сохраняются черты родоплеменной орг-ии поскольку здесь сущ-ет старейшины, вожди и др. должностные лица характерные для родоплеменной орг-ии. Вместе с тем период протогос-ва происходит усиление власти вождей и старейшин и постепенно их власть перестает быть выборной и начинает передаваться по наследству. Кроме того в период протогос-ва постепенно складывается управленческий аппарат (состоит из людей осущ-их управление различными сферами общ-ой жизни). В научной лит-ре принято выд-ть две формы протогос-ва: Военную демократию и вождевство (чифдом). Для военной демократии характерно усиление власти военного вождя и его дружины. При вождестве складывается четкая иерархическая структура, требующая беспрекословного подчинения нижестоящих должностных лиц вышестоящим.
В итоге можно сделать следующий вывод, что неолитич револ - это революционный переход от присваивающего хозяйства к производящему (от присваивающей к производящей экономике). В ее основе лежало три общественных разделения труда: 1) отделение скотоводства от земледелия (появились первые излишки продуктов жизнеобеспечения); 2) отделение ремесла от земледелия и скотоводства (повысилась ценность рабочей силы, которая стала производить большее количество продуктов, чем это необходимо); 3) развитие обмена, появление рынка и купцов как отдельного социального слоя (купец – посредник между производством и потреблением. Появление частной собственности). Неолитич. револ. привела к расслоению общества на классы, к новой форме социальной организации и управления, что и дало толчок к формированию государства и проявлению публичной власти.
3 Причины и формы возникновения государства.
Основные причины происхождения государства: Г это естественный процесс человеческого развития. Можно выделить несколько основных причин: 1) Необходимость единого руководства обществом, управление обществом. В основе лежит закон возрастающего разнообразия форм деятельности людей как следствие постоянного роста потребностей. Неолитическая революция -> производящее хозяйство -> дифференциация труда -> скачок производства -> социальное неравенство -> частная собственность. Потестарная власть сменилась политической властью. 2) Потребность в масштабных работах, эта причина характерна для восточного пути возникновения государства. Необходима была управляющая единица, которая смогла бы организовать огромные людские массы для проведения масштабных работ, этой единицей и выступило государство. 3) Необходимость поддержания общественного порядка, общество сложная, конфликтная и противоречивая система, государство выступило важным элементом общественной стабильности. Государство также выступило как главный элемент урегулирования конфликтных отношений между бедными и богатыми. 4) Необходимость ведения военных действий и организации защиты, лишь Г могло организовать все население определённой территории на ведение военных действий (нападение, защита).
Возникновение Г повсеместно происходило как перерождение родоплеменной организации в государственную, но процесс этот по длительности у разных народов неодинаков. Ф.Энгельс выделяет три главные формы возникновения Г, каждая из которых изучена на примере Г-в в Афинах, Риме и у древних германцев. Классической формой является возникновение государства в силу действия только внутренних факторов развития данного общества, расслоения на антогонистические классы. В данной форме образуется афинское государство. Впоследствии по этому пути шло формирование Г и у других народов, например у славян. Возникновение Г у афинян является в высшей степени типичным примером образования государства вообще, потому что оно, с одной стороны, происходит в чистом виде, без всякого насильственного вмешательства, внешнего или внутреннего, с другой, потому что в данном случае весьма высоко развитая форма государства – демократическая республика – возникает непосредственно из родового строя, и, наконец, потому что существуют многочисленные литературные источники, раскрывающие все существенные подробности образования данного Г. В Риме родовое общество превращается в замкнутую аристократию, окруженную многочисленным, стоящим вне этого общества, бесправным, но несущим обязанности плебсом; победа плебса взрывает старый родовой строй и на его развалинах образуется Г, в котором скоро растворяются и родовая аристократия, и плебс. У германских победителей Римской империи Г возникает как непосредственный результат завоевания обширных чужих территорий, для господства над которыми родовой строй не дает никаких средств. Следовательно, нередко процесс формирования Г «подталкивается», ускоряется внешними для данного общества факторами, например войной с соседскими племенами или уже существующими государствами. В результате завоевания Римской империи родоплеменная организация победителей, находившаяся на стадии военной демократии, быстро переродилась в феодальное государство.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37