Рефераты. Шпаргалки для госэкзамена по теории государства и права






10  Признаки  Г,  отличающие  его  от  других  организаций  и  учреждений  общества

Государство как субъект политической системы - в историческом плане Г можно считать первой политической организацией. Г занимает центральное место в политической системе.  Особенности:  1) Примиряя различные социальные группы, Г дало жизнь политической системе. Безусловно, что Г на всём протяжении человеческого развития выступало как "миротворец", но с другой, именно оно дважды ввергало своих подданных в мировые войны. 2) Через Г индивид "включается" в политическую систему общества. Вместе с тем, всегда между Г и отдельными гражданами существует комплекс противоречий, который в целом характеризуется как одно из основных внутренних противоречий политической системы общества.  3) Г выступает политической организацией экономически господствующего класса. Но надо отметить, что такое состояние для Г характерно лишь в период кризисов. 4) Г стало первым результатом политической деятельности людей. Оно играет роль надклассового арбитра, устанавливает "правила игры" для политических партий и объединений. 5) Г - важнейший интегрирующий фактор, связывающий в единое целое политическую систему и гражданское общество. 6) Политическая система находится в постоянном движении, модификации. Когда же возникают чрезвычайные ситуации, особая роль в их разрешении отводится Г.

11  Государство  и  церковь

В период распада первобытно-общинного общества и возникновения Г присходит разделение социальных норм на религию и правовую мораль. Огромное влияние религия оказала на рабовладельческое общество. Все древние народы дают божественное объяснение и обоснование святым законам. Переход к феодальной эпохе был связан с четким оформлением мировых религий. Развивается каноническое право, все прочнее утверждаются нормы шариата.

В России эпизодические попытки православной церкви усилить свое влияние на Г вначале особого успеха не имели. Создание государственной системы управления церковью существенно ограничивало свободу православной церкви. В дореволюционной России реформой начала XVIII в. была установлена гос. церковность в лице православия. Будучи частью гос. аппарата церковь пользовалась особыми привилегиями: владела недвижимостью, получала субсидии. С приходом Сов. власти церковь отделилась от Г, упразднились все формы союза церкви и Г.

В настоящее время в России конституцией каждому гражданину гарантируется свобода вероисповедования, включая право не исповедовать никакой. Закон «О свободе вероисповедования» реализует право на реализацию убеждений, религиозные объединения и религиозную деятельность. Религиозные объединения определяются как добровольные объединения совершеннолетних граждан, образованные в целях совместного осуществления прав граждан на свободу вероисповедования.

12  Светские  и  теократические  Г

Светские  Г: в  светских  Г  все  виды  религиозных  организаций  отделены  от  Г,  не  вправе  выполнять  ни  политич  ни  юридич  функций,  не  могут  вмешиваться  в  дела  Г.  Г  охраняет  законную  деятельность  религиозных  объединений,  гарантирует  свободу  религии,  обеспечивает  равенство  всех  религиозных  организаций  перед  законом.  Статус  светского  Г  закрепили  РФ,  Германия,  Франция,  все  Г  СНГ  и  др. 

В некоторых Г монарх возглавляет не только светское, но и религиозное управление страной. Такие монархии носят название теократические (Саудовская Аравия).



13  Функции  и  основные  тенденции  развития  политич  системы  российского  общества   ?

В современных условиях политическая система призвана обеспечить эффективное управление всеми общественными делами, все более активное участие граждан в государственной и общественно-политической жизни, сочетание реальных прав и свобод граждан с их обязанностями и ответственностью перед обществом, согражданами.












14  Представительная  и  непосредственная  формы  демократии  и  их  роль  в  политич  системе 

общества

Демократическим Г называется такое Г, устройство и деятельность которого соответствуют воле народа, общепризнанным правам и свободам человека и гражданина. Демократическое государство - важнейший элемент демократии гражданского общества, основанного на правах свободы людей. Источником власти и легитимации всех органов этого государства является суверенитет народа.

Г может соответствовать характеристике демократического только в условиях сформировавшегося гражданского общества. В функции демократического Г входит обеспечение общих интересов народа, но при безусловном соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина.

Признаки демократического государства:  Представительная  форма демократии – это  осуществление народом власти через выборные учреждения, которые представляют граждан и наделены исключительным правом принимать законы. Представительные  органы (парламенты, выборные органы местного самоуправления) наделяются правом решения наиболее важных вопросов жизни народа (объявление войны, принятие бюджета, введение чрезвычайного и военного положения, разрешение территориальных споров и др.). Конституции в различных странах наделяют представительные органы различными полномочиями, но обязательными и важнейшими среди них являются функции законодательной власти и принятие бюджета. Непосредственная  форма ?Обеспечение прав и свобод человека и гражданина - другой важнейший признак демократического Г. Именно здесь появляется тесная связь формально демократических институтов с политическим режимом. Только в условиях демократического режима права и свободы становятся реальными, устанавливается законность и исключается произвол силовых структур Г. Демократическое Г не отрицает принуждения, а предполагает его организацию в определённых формах. К этому побуждает сущностная обязанность государства защищать права и свободы граждан, устраняя преступность и другие правонарушения. Демократия - это не вседозволенность. Демократический политический режим характеризуется высокой степенью политической свободы человека, реальным существованием политических и правовых институтов, позволяющих ему оказывать влияние на гос управление обществом.

ТЕМА 8:  СУЩНОСТЬ,  ПРИНЦИПЫ  И  ФУНКЦИИ  ПРАВА

1  Понятие  и  определение  права

В современной юридической науке термин «право» используется в нескольких значениях (многоаспектное  понятие): 1.  правом называют социально-правовые притязания людей, например, право человека на жизнь, право народов на самоопределение и т. п. Эти притязания обусловлены природой человека и общества и считаются естественными правами. 2.  под правом понимается система юридических норм. Это — право в объективном смысле, ибо нормы права создаются и действуют независимо от воли отдельных лиц. Данный смысл вкладывается в термин «право» в словосочетаниях «российское право», «трудовое право», «изобретательское право», «международное право» и т.д. Термин «право» в подобных случаях не имеет множественного числа. 3.  названным термином обозначают официально признанные возможности, которыми располагает физическое или юридическое лицо, организация. Так, граждане имеют право на труд, отдых, охрану здоровья, имущество и т. д„ организации располагают правами на имущество, на деятельность в определенной сфере государственной и общественной жизни и т.п. Во всех этих случаях речь идет о праве в субъективном смысле, т. е. о праве, принадлежащем отдельному лицу — субъекту права. 4.  термин «право» используется для обозначения системы всех правовых явлений, включая естественное право, право в объективном и субъективном смысле. Здесь его синонимом выступает термин «правовая система». Например, существуют такие правовые системы, как англосаксонское право, романо-германское право, национальные правовые системы и т. д.

В каком смысле употребляется термин «право» в каждом случае, следует решать, исходя из контекста, что обычно не вызывает затруднений.

Институт права—это обособленная группа юридических норм, регулирующих общественные отношения конкретного вида. В качестве примера можно назвать институт права собственности в гражданском праве, институт ответственности должностных лиц в административном праве, институт избирательного права и нормы, регулирующие статус депутата, в конституционном праве. Институты могут быть отраслевыми и межотраслевыми (комплексными).

Отрасль права представляет собой обособленную совокупность юридических норм, институтов, регулирующих однородные общественные отношения. Она отражает более высокий уровень системообразующих связей, характеризуется определенной целостностью, автономностью.

Отрасли подразделяются на материальные и процессуальные. К первым относятся, например, гражданское, трудовое, уголовное, земельное право. Вторую группу составляют гражданское процессуальное, уголовно-процессуальное и административно-процессуальное право. Начинает складываться и отрасль конституционно-процессуального права.

П как признак государства.  Без права Г существовать не может. Право юридически оформляет Г и гос власть и тем самым делает их легитимными, т. е. законными. Г осуществляет свои функции в правовых формах. П вводит функционирование Г и гос власти в рамки законности, подчиняет их конкретному правовому режиму. При такой подчиненности Г-ва  праву и формируется демократическое правовое Г.

2   Методологические  подходы  к  анализу  природы  права   ??

Типология права. Характеристика основных исторических типов права.

Типология права -это его специфическая классификация, производимая в основном с позиции следующих подходов. В рамках первого (формационного) главным критерием выступают социально-экономические признаки (общественно-экономическая формация). Именно базис (тип производственных отношений) является, по мнению представителей данного подхода, решающим фактором общественного развития, который детерминирует и соответствующий тип надстроечных элементов; Г и П. В зависимости от типов экономического базиса выделяют рабовладельческий, феодальный, буржуазный и социалистический типы права.
 В рамках данного подхода типология права производится на основе конкретно-географических, национально-исторических, религиозных, специально-юридических и иных признаков. В соответствии с названными критериями выделяют такие типы права: 1) национальные правовые системы;  2) правовые семьи (это совокупность правовых систем, выделенная на основе общности источников). Различают следующие правовые семьи; общего права, романо-германская, славянская, мусульманская, индусская и др.
Достоинство данной типологии заключается в том, что выделены национально-исторические, конкретнор-географические и техническо-юридические признаки, которые весьма определенно характеризуют право.
Слабой  стороной является то, что ее представители недооценивают роль социально-экономических факторов в природе права. марксистско-ленинская  типология государства и права базируется на категории общественно-экономической формации. Понятие общественно-экономической формации составляет фундамент марксистского понятия истории. ФОРМАЦИЯ - это исторический тип общества, основанный на определенном способе производства.  Уровень развития производственных сил определяет материально-техническую базу общества, а производственные отношения, складывающиеся на однотипной форме собственности на средства производства, составляют экономический базис общества, которому соответствуют определенные политические, государственно-правовые и другие надстроечные явления. ФОРМАЦИОННЫЙ КРИТЕРИЙ, лежащий в основе марксистской типологии Г, выделяет три основных типа эксплуататорского Г; рабовладельческое, феодальное, буржуазное- и последний исторический тип- социалистическое Г, которое, теоретически, в ближайшей исторической перспективе должно было бы перерасти в общественное коммунистическое самоуправление.
Перечислим основные характеристики различных типов Г, выделяемых на основании данной концепции.
Рабовладельческий тип Г-а - первая государвенно-классовая организация общества. По своей сущности рабовладельческое государство - это организация политической власти господствующего класса в рабовладельческой общественно-экономической формации. Важнейшая функция этих государств защита собственности рабовладельцевна средства, в том числе на рабов.
Феодальный тип государства - результат гибели рабовладельческого строя и возникновения феодальной общественно-экономической формации.
Демократические режимы складываются в правовых государствах. Они характеризуются такими методами осуществления государстенной власти, которые реально обеспечивают свободное развитие личности, фактическую защищенность ее законных прав и интересов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.