7 Причины возникновения права
Причины и условия, вызвавшие к жизни право, во многом аналогичны причинам, породившим Г
Основные причины происхождения права: Социальные нормы - правила поведения, регулирующие отношения между людьми. Первоначально они воспринимались населением как дарованные свыше, и за ними закрепились такие понятия как "право", "правда", в этом понимании право возникло куда раньше Г.. С развитием неравенства в обществе мононормы, традиции, обычаи уже не могли урегулировать всё возрастающие общественные конфликты. Тогда Г начинает гарантировать их, таким образом, формируется правовой обычай. Но со временем, и он перестаёт успевать за изменениями в обществе, тогда Г формирует новые формы: законы, юридические прецеденты, нормативные договоры. Некоторые учёные не останавливаются на перечисленном, и предлагают сформулировать чёткие причины происхождения права: 1 Необходимость установления единого порядка. 2 Необходимость его поддержания. 3 Оформление товарно-денежных отношений. 4 Смягчение противоречий между различными слоями общества.
Право знаменует собой качественно новый способ социального регулирования общественных отношений и с появлением государственности является необходимым условием существования самого общества. Говоря об особенностях образования права, необходимо помнить, что процесс возникновения Г и П протекал во многом параллельно, при взаимном их влиянии друг на друга. Так, на Востоке, где очень велика роль традиций, П возникает и развивается под воздействием религии и нравственности, а основным его источником становятся религиозные положения (поучения) – Законы Ману в Индии, Коран в мусульм странах и т.д. В европейских странах наряду с обычным П развиваются обширное, отличающееся более высокой, чем на Востоке, степенью формализации и определенности законодательство и прецендентное П.
Право как социально оправданная свобода определенного поведения первоначально возникает и сущ-ет в виде естественного права, которое выражается в обычаях (мононормах) первобытного общ-ва. В первобытном общ-ве люди живут в природных естественных условиях которые объясняют оправдывают обосновывают определенное поведение людей их поступки. По этому первобытные обычаи по своей сути выражают естественное право которое складывается, сущ-ет в практической жизни людей как обоснованное оправданная свобода определенного поведения. Т.е. естественное право это сумма требований рожденных непосредственно самой натуральной жизнью общ-ва, естеством человеческого бытия, объективными условиями жизнедеятельности людей, естественным ходом вещей т.е. естественное право не приносится не откуда из вне. С возникновением Г и переходом человечества к цивилизации происходит расщепление мононорм первобытного общ-ва и на их основе возникают различные социальные нормы: нормы морали, обычаи, религиозные нормы, корпоративные нормы, а также нормы позитивного права. В следствии расщепления первобытных мононорм естественное право получает своё воплощение и внешнее выражение в этих соц-ых нормах в том числе и в нормы позитивного права. Т.е. различные соц-ые нормы в том числе и нормы позитивного права являются формами внешнего выражения права (естественного). Одной из основных, даже самой основной формой выражения права является позитивное право это право уже в юр-ом смысле. Нередко под позитивным правом понимают нормы правила поведения которые устанавливаются или санкционируются Г. Однако необходимо иметь ввиду, что эти установленные или санкционированные Г нормы должны в принципе выражать социально оправданную свободу поведения людей их определенные возможности т.е. требования естественного права. По этому позитивное право это не только нормы установленные или санкционированные Г, но и закрепленные в этих нормах требования выражающие соц-но оправданную свободу поведения людей. Т.е. позитивное право только тогда можно считать правом когда установленные или санкционированные нормы будут выражать естественное право, а именно выражающие соц-но оправданную свободу поведения людей. Не всякое правило, норма установленная Г является правом. Учитывая это позитивное право это установленные или санкционированные Г нормы которые должны выражать выражающие соц-но оправданную свободу поведения людей.
8 Признаки, отличающие право от социальных норм первобытно-общинного строя (классово-волевой, общеобязательный и формально-определенный характер)
Рассмотрение П в юридич смысле позволяет выделить целый ряд признаков, по которым оно достаточно четко отличается от соц-х норм первобытно-го строя: 1) П исходит от Г, а соц-е нормы первоб-го строя изначально складывались бессознательно в результате многократного повторения наиболее целесообразных вариантов поведения, а в последующем исходили от всего рода (племени); 2) П охраняется специальными правоохранительными органами Г (милиция, прокуратура и т.д.), а соц-е нормы первоб-го строя охранялись мерами общественного воздействия, которые исходили от всего рода, а не от спец-х органов; 3) П закрепляется в определенных формах (НПА, прав-х обычаях и прецедентах, договорах нормативного содержания, т.е. формально определенно, а соц-е нормы первобытного общества ''живут'' в сознании людей и передаются вербально от поколения к поколению; 4) П является достаточно динамичным регулятором общ-х отношений, в то время как соц-е нормы перв. общ-а по природе своей крайне консервативны (не подвержены быстрому и произвольному изменению; 5) для П характерна предельно четкая различимость между правами и обязанностями, а в соц-х норах первоб. строя такой различимости нет.
Таким образом, основное отличие П от соц. н. первоб-го строя прежде всего связано с правотворческой, правоприменительной (правоохранительной) деятельностью Г.
9 Пути формирования правовых норм ?
Правовая норма есть результат интеллектуальной сознательной деятельности человека, разум и воля которого имеют здесь решающее значение (интеллектуально-идеологический аспект). Поэтому норму права нельзя считать просто частицей мирового порядка вещей или слепком общественных отношений
Правовая норма является разновидностью социальных норм, т.е. правил поведения людей в обществе. Человек в процессе деятельности познает окружающую его действительность и на этой основе вырабатывает правила поведения, обобщая накопленные знания и опытю Созданное правило представляет собой единство объективного и субъективного факторов, где объективным является познанная закономерность развития общества, а субъективным – реакция индивида или социальной группы на эту закономерность. После того как норма сформулирована и выражена вовне в той или иной форме, она начинает самостоятельное существование.
Социальные нормы первобытного общества: В первобытном обществе действовали определенные правила поведения – социальные нормы. Такими нормами были обычаи – исторически сложившиеся правила поведения, которые вошли в привычку в результате многократного применения в течении длительного времени и стали естественной жизненной потребностью людей. Они регулировали труд, быт членов рода, семейные отношения, т.е. служили регулятором общественных отношений. Многие из них являлись одновременно нормами первобытной морали и религии, были связаны с отправлением укоренившихся обрядов и ритуалов. Характерные признаки первобытных обычаев проявлялись в следующем: 1 они исходили от рода и выражали его волю и интересы; 2 они действовали в силу привычки, исполнялись добровольно, а в случае необходимости их соблюдение обеспечивалось всем родом. Специальных органов, охраняющих незыблемость обычаев, не было. При надобности к нарушителям обычаев применялось убеждение, а иногда и принуждение, которое исходило от всего рода или племени; 3 в то время не было никакого различия между правами и обязанностями членов родового общества: права воспринималось как обязанность, а обязанность как право.
Возникновение права – закономерное следствие усложнения общественных взаимосвязей, углубления социальных противоречий и конфликтов. Обычаи перестали обеспечивать порядок и стабильность в обществе, а значит появилась объективная необходимость в принципиально новых регуляторах общественных отношений. В отличие от обычаев правовые нормы фиксируются в письменных источниках, содержат четко сформулированные дозволения, обязывания, ограничения и запреты. Изменяются процедура и порядок обеспечения и реализации правовых норм, появляются новые способы контроля за их выполнением: если раньше таким контролем были общество в целом, его общественные лидеры, то в условиях Г это полиция, армия. Споры разрешает суд. Правовые нормы отличаются от обычаев и санкциями: значительно ужесточаются меры наказания за посягательства против личности, которые дифференцируются в зависимости от статуса потерпевшего – свободного, раба, мужчины, женщины.
10 Характеристика теорий происхождения государства: теологической, патриархальной, договорной, психологической, органической, марксистской, насилия и др.
Теологическая Г результат божественной воли. Основная идея теологической теории – божественный первоисточник происхождения и сущности Г: вся власть от бога. Авторы: Тертуллиан, Аврелий Августин. Постигнуть природу Г невозможно в силу его божественного происхождения. Эта теория имела в основе реальные факты, так как первоначально Г возникали как правила в религиозной форме. В современных условиях эта теория несколько видоизменилась, и выражается в христианско-демократической концепции Г.
Патриархальная - Г это большая семья. Платон в своем знаменитом труде «Государство» конструирует идеальное справедливое Г, вырастающее из семьи, в котором власть монарха олицетворяется с властью отца над членами его семьи, где есть соответствие между космосом в целом, Г и отдельной человеческой душой. Идеи патриархальной теории получили развитие в 17 веке в сочинении Р.Фильмера «Патриарх», где он доказывает получение власти от бога и затем передачу ее своему старшему сыну – патриарху, а затем уже своим потомкам – королям. Авторы: Аристотель, Конфуций.
Договорная - Эта теория предполагает социальное предназначение Г. Получила распространение в более позднее время – в 17-18 в. в трудах Г.Гроция, Дж.Локка, Г.Гобса, Ж.-Ж.Руссо, А.Н.Радищева. Согласно этой теории Г возникает в результате заключения общественного договора между людьми, находящимися в «естественном» состоянии, который превращает их в единое целое, в народ. На основе этого первичного договора создается гражданское общество и его политическая форма – Г. Последнее обеспечивает охрану частной собственности и безопасности заключивших договор индивидов. В последующем заключается второй договор о подчинении их определенному лицу, которому передается власть над ними, обязанному осуществлять ее в интересах народа (если договор заключается между уже правящими и остальной частью населения, то это - договор подчинения; если между населением, то - договор объединения.). В противном случае народ имеет право на восстание.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37