Рефераты. Шпаргалки для госэкзамена по теории государства и права






7  Причины  возникновения  права

Причины  и  условия,  вызвавшие  к  жизни  право,  во  многом  аналогичны  причинам,  породившим  Г

Основные причины происхождения права:  Социальные нормы - правила поведения, регулирующие отношения между людьми. Первоначально они воспринимались населением как дарованные свыше, и за ними закрепились такие понятия как "право", "правда", в этом понимании право возникло куда раньше Г..  С развитием неравенства в обществе мононормы, традиции, обычаи уже не могли урегулировать всё возрастающие общественные конфликты. Тогда Г начинает гарантировать их, таким образом, формируется правовой обычай. Но со временем, и он перестаёт успевать за изменениями в обществе, тогда Г формирует новые формы: законы, юридические прецеденты, нормативные договоры.   Некоторые учёные не останавливаются на перечисленном, и предлагают сформулировать чёткие причины происхождения права: 1 Необходимость установления единого порядка. 2 Необходимость его поддержания. 3 Оформление товарно-денежных отношений. 4 Смягчение противоречий между различными слоями общества.

Право  знаменует  собой  качественно  новый  способ  социального  регулирования  общественных  отношений  и  с  появлением  государственности  является  необходимым  условием  существования  самого  общества.  Говоря  об  особенностях  образования  права,  необходимо  помнить,  что  процесс  возникновения  Г и  П  протекал  во  многом  параллельно,  при  взаимном  их  влиянии  друг  на  друга. Так,  на  Востоке,  где  очень  велика  роль  традиций,  П  возникает  и  развивается  под  воздействием  религии  и  нравственности,  а  основным  его  источником  становятся  религиозные  положения  (поучения) – Законы  Ману  в  Индии,  Коран  в  мусульм  странах  и  т.д.  В  европейских  странах  наряду  с  обычным  П  развиваются  обширное,  отличающееся  более  высокой,  чем  на  Востоке,  степенью  формализации  и  определенности  законодательство  и  прецендентное  П. 

Право как социально оправданная свобода определенного поведения первоначально возникает и сущ-ет в виде естественного права, которое выражается в обычаях (мононормах) первобытного общ-ва. В первобытном общ-ве люди живут в природных естественных условиях которые объясняют оправдывают обосновывают определенное поведение людей их поступки. По этому первобытные обычаи по своей сути выражают естественное право которое складывается, сущ-ет в практической жизни  людей как обоснованное оправданная свобода определенного поведения. Т.е. естественное право это сумма требований рожденных непосредственно самой натуральной жизнью общ-ва, естеством человеческого бытия, объективными условиями жизнедеятельности людей, естественным ходом вещей т.е. естественное право не приносится не откуда из вне. С возникновением Г и переходом человечества к цивилизации происходит расщепление мононорм первобытного общ-ва и на их основе возникают различные социальные нормы: нормы морали, обычаи, религиозные нормы, корпоративные нормы, а также нормы позитивного права. В следствии расщепления первобытных мононорм естественное право получает своё воплощение и внешнее выражение в этих соц-ых нормах в том числе и в нормы позитивного права. Т.е. различные соц-ые нормы в том числе и нормы позитивного права являются формами внешнего выражения права (естественного). Одной из основных, даже самой основной формой выражения права является позитивное право это право уже в юр-ом смысле. Нередко под позитивным правом понимают нормы правила поведения которые устанавливаются или санкционируются Г. Однако необходимо иметь ввиду, что эти установленные или санкционированные Г нормы должны в принципе выражать социально оправданную свободу поведения людей их определенные возможности т.е. требования естественного права. По этому позитивное право это не только нормы установленные или санкционированные Г, но и закрепленные в этих нормах требования выражающие соц-но оправданную свободу поведения людей. Т.е. позитивное право только тогда можно считать правом когда установленные или санкционированные нормы будут выражать естественное право, а именно  выражающие соц-но оправданную свободу поведения  людей. Не всякое правило, норма установленная Г является правом. Учитывая это позитивное право это установленные или санкционированные Г нормы которые должны выражать выражающие соц-но оправданную свободу поведения  людей.

8  Признаки,  отличающие  право  от  социальных  норм  первобытно-общинного  строя (классово-волевой,  общеобязательный  и  формально-определенный  характер)

Рассмотрение  П  в  юридич  смысле  позволяет  выделить  целый  ряд  признаков,  по  которым  оно  достаточно  четко  отличается  от  соц-х  норм  первобытно-го  строя:  1) П  исходит  от  Г,  а  соц-е  нормы  первоб-го  строя   изначально  складывались  бессознательно  в  результате  многократного  повторения  наиболее  целесообразных  вариантов  поведения,  а  в  последующем  исходили  от  всего  рода  (племени);  2) П  охраняется  специальными  правоохранительными  органами  Г  (милиция,  прокуратура  и  т.д.),  а  соц-е  нормы  первоб-го  строя  охранялись  мерами  общественного  воздействия,  которые  исходили  от  всего  рода,  а  не  от  спец-х  органов;  3) П  закрепляется  в  определенных  формах  (НПА,  прав-х  обычаях  и  прецедентах,  договорах  нормативного  содержания,  т.е.  формально  определенно,  а  соц-е  нормы  первобытного  общества  ''живут''  в  сознании  людей  и  передаются  вербально  от  поколения  к  поколению;  4) П  является  достаточно  динамичным  регулятором  общ-х  отношений,  в  то  время  как  соц-е  нормы  перв.  общ-а  по  природе  своей  крайне  консервативны  (не  подвержены  быстрому  и  произвольному  изменению;  5) для  П  характерна  предельно  четкая  различимость  между  правами  и  обязанностями,  а  в  соц-х  норах  первоб.  строя  такой  различимости  нет.

Таким  образом,  основное  отличие  П  от  соц. н.  первоб-го  строя  прежде  всего  связано  с  правотворческой,  правоприменительной  (правоохранительной)  деятельностью  Г.

Пути  формирования  правовых  норм    ?

Правовая норма есть результат интеллектуальной сознательной деятельности человека, разум и воля которого имеют здесь решающее значение (интеллектуально-идеологический аспект). Поэтому норму права нельзя считать просто частицей мирового порядка вещей или слепком общественных отношений

Правовая  норма  является  разновидностью  социальных  норм,  т.е.  правил  поведения  людей  в  обществе.  Человек  в  процессе  деятельности  познает  окружающую  его  действительность  и  на  этой  основе  вырабатывает  правила  поведения,  обобщая  накопленные  знания  и  опытю  Созданное  правило  представляет  собой  единство  объективного  и  субъективного  факторов,  где  объективным  является  познанная  закономерность  развития  общества,  а  субъективным – реакция  индивида  или  социальной  группы  на  эту  закономерность.  После  того  как  норма  сформулирована  и  выражена  вовне  в  той  или  иной  форме,  она  начинает  самостоятельное  существование.

Социальные нормы первобытного обществаВ первобытном обществе действовали определенные правила поведения – социальные нормы. Такими нормами были обычаи – исторически сложившиеся правила поведения, которые вошли в привычку в результате многократного применения в течении длительного времени и стали естественной жизненной потребностью людей. Они регулировали труд, быт членов рода, семейные отношения, т.е. служили регулятором общественных отношений. Многие из них являлись одновременно нормами первобытной морали и религии, были связаны с отправлением укоренившихся обрядов и ритуалов. Характерные признаки первобытных обычаев проявлялись в следующем: 1 они исходили от рода и выражали его волю и интересы; 2 они действовали в силу привычки, исполнялись добровольно, а в случае необходимости их соблюдение обеспечивалось всем родом. Специальных органов, охраняющих незыблемость обычаев, не было. При надобности к нарушителям обычаев применялось убеждение, а иногда и принуждение, которое исходило от всего рода или племени; 3 в то время не было никакого различия между правами и обязанностями членов родового общества: права воспринималось как обязанность, а обязанность как право.

Возникновение  права – закономерное  следствие  усложнения  общественных  взаимосвязей,  углубления  социальных  противоречий  и  конфликтов.  Обычаи  перестали  обеспечивать  порядок  и  стабильность  в  обществе,  а  значит  появилась  объективная  необходимость  в  принципиально  новых  регуляторах  общественных  отношений.  В  отличие  от  обычаев  правовые  нормы  фиксируются  в  письменных  источниках,  содержат  четко  сформулированные  дозволения,  обязывания,  ограничения  и  запреты.  Изменяются  процедура  и  порядок  обеспечения  и  реализации  правовых  норм,  появляются  новые  способы  контроля  за  их  выполнением:  если  раньше  таким  контролем  были  общество  в  целом,  его  общественные  лидеры,  то  в  условиях  Г  это  полиция,  армия.  Споры  разрешает  суд.  Правовые  нормы  отличаются  от  обычаев  и  санкциями:  значительно  ужесточаются  меры  наказания  за  посягательства  против  личности,  которые  дифференцируются  в  зависимости  от  статуса  потерпевшего – свободного,  раба,  мужчины,  женщины.













10  Характеристика  теорий  происхождения государства:  теологической,  патриархальной,  договорной,  психологической,   органической,  марксистской,  насилия  и  др.

Теологическая Г результат божественной воли.  Основная идея теологической теории – божественный первоисточник происхождения и сущности Г: вся власть от бога. Авторы: Тертуллиан, Аврелий Августин. Постигнуть природу Г невозможно в силу его божественного происхождения. Эта теория имела в основе реальные факты, так как первоначально Г возникали как правила в религиозной форме. В современных условиях эта теория несколько видоизменилась, и выражается в христианско-демократической концепции Г.

Патриархальная - Г это большая семья. Платон в своем знаменитом труде «Государство» конструирует идеальное справедливое Г, вырастающее из семьи, в котором власть монарха олицетворяется с властью отца над членами его семьи, где есть соответствие между космосом в целом, Г и отдельной человеческой душой. Идеи патриархальной теории получили развитие в 17 веке в сочинении Р.Фильмера «Патриарх», где он доказывает получение власти от бога и затем передачу ее своему старшему сыну – патриарху, а затем уже своим потомкам – королям. Авторы: Аристотель, Конфуций.

Договорная - Эта теория предполагает социальное предназначение Г.  Получила распространение в более позднее время – в 17-18 в. в трудах Г.Гроция, Дж.Локка, Г.Гобса, Ж.-Ж.Руссо, А.Н.Радищева. Согласно этой теории Г возникает в результате заключения общественного договора между людьми, находящимися в «естественном» состоянии, который превращает их в единое целое, в народ. На основе этого первичного договора создается гражданское общество и его политическая форма – Г. Последнее обеспечивает охрану частной собственности и безопасности заключивших договор индивидов. В последующем заключается второй договор о подчинении их определенному лицу, которому передается власть над ними, обязанному осуществлять ее в интересах народа (если договор заключается между уже правящими и остальной частью населения, то это - договор подчинения; если между населением, то - договор объединения.). В противном случае народ имеет право на восстание.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.