включения аксиологических (ценностных) факторов при объяснении и описании
ряда сложных системных объектов (примеры тому - теоретическое описание
экологических процессов, глобальное моделирование, обсуждение проблем
генной инженерии и т.д.).
Переход от одной структуры философских оснований к другой означает
пересмотр ранее сложившегося образа науки. Этот переход всегда является
глобальной научной революцией.
Философские основания науки не стоит отождествлять с общим массивом
философского знания. Из большого поля философской проблематики и вариантов
ее решений, возникающих в культуре каждой исторической эпохи, наука
использует в качестве обосновывающих структур лишь некоторые идеи и
принципы. Философия не является рефлексией над наукой. Она - рефлексия над
основаниями всей культуры. В ее задачу входит анализ под определенным углом
зрения не только науки, но и других аспектов человеческого бытия - анализ
смысла человеческой жизни, обоснование желательного образа жизни и т.д.
Обсуждая и решая эти проблемы, философия вырабатывает и такие
категориальные структуры, которые могут быть использованы в науке.
Таким образом, философия в целом обладает опредленной избыточностью
содержания по отношению к запросам науки каждой исторической эпохи. При
решении философией мировоззренчеких проблем вырабатываются не только те
наиболее общие идеи и принципы, которые являются предпосылкой освоения
объектов на данной стадии развития науки, но и формируются категориальные
схемы, значимость которых для науки обнаруживается лишь на будущих этапах
эволюции познания. В этом смысле можно говорить об определенных
прогнозирующих функциях философии по отношению к естествознанию.
Источник прогностических функций философии коренится в основных
особенностях философсого познания, нацеленного на постоянную рефлексию над
мировоззренческими основаниями культуры. Здесь можно выделить два основных
аспекта, существенно характеризующих философское познание. Первый из них
связан с обобщением философией предельно широкого материала исторического
развития культуры, который включает не только науку, но и все феномены
творчества. Философия часто сталкивается с фрагментами и аспектами
действительности, которые превосходят по уровню системной сложности
объекты, осваиваемые наукой. Например, человекомерные объекты,
функционирование которых предполагает включенность в них человеческого
фактора, стали предметом естественнонаучного исследования лишь в эпоху
современной НТР, с развитием системного проектирования, применением ЭВМ,
анализом глобальных экологических процессов и т.д. Философский же анализ
традиционно сталкивается с системами, включающими в качестве компонента
"человеческий фактор", например при осмыслении различных феноменов духовной
культуры. Поэтому категориальный аппарат, обеспечивающий освоение таких
систем, торабатывался в философии в общих чертах задолго до его применения
в естествознании.
Второй аспект философского творчества, связанный с генерацией содержания,
потенциально выходящего за рамки необходимых для науки определенной
исторической эпохи философских идей и категориальных структур, обусловлен
внутретеоретическими задачами самой философии. Выявляя основные
мировоззренческие смыслы, свойственные культуре соответствующей эпохи,
философия затем оперирует с ними как с особыми идеальными объектами,
изучает их внутренние отношения, связывает их в целостную систему, где
любое изменение одного элемента прямо или косвенно влияет на другие. В
результате таких внутритеоретических операций могут возникать новые
категориальные смыслы, причем даже такие, для которых трудно подыскать
прямые аналоги в практике соответствующей эпохи. Развивая эти смыслы,
философия готовит своеобразные категориальные матрицы будущих
мировоззренческих структур, будущих способов понимания, осмысления и
переживания человеком мира.
Переход от одного типа философских оснований науки к другому всегда
обусловлен не только внутренними потребностями науки, но и той
социокультурной средой, в которой развиваются и взаимодействуют философия и
наука.
Для науки важно не только существование в сфере философского знания
соответствующей эпохи необходимого спектра идей и принципов, но и
возможность путем селективного заимствования соответствующих категориальных
схем, идей и принципов превратить их в свои философские основания.
Сложное взаимодействие между историческим развитием философии и философских
оснований науки необходимо учитывать и при анализе современных процессов
перестройки этих оснований.
Становление диалектико-материалистической философии знаменовало переход к
новому способу философского мышления, который осознает свои собственные
социальные предпосылки и свою обусловленность историческим развитием
общественных отношений и деятельности людей.
Сами по себе эвристический и прогностический потенциалы диалектико-
материалистической философии не снимают проблемы практического применения в
науке ее идей. Такое применение предполагает особый тип исследований, в
рамках которых выработанные философией категориальные структуры
адаптируются к проблемам науки. Этот процесс связан с конкретизацией
категорий, с их трансформацией в идеи и принципы научной картины мира и в
методологические принципы, выражающие идеалы и нормы той или иной науки.
Указанный тип исследований составляет суть философско-методологического
анализа науки. В результате при решении кардинальных научных проблем
содержание философских категорий весьма часто обретает новые оттенки,
которые затем выявляются философской рефлексией и служат основанием для
нового обагащения категориального аппарата философии. Извращение этих
принципов чревато большими издержками как для науки, так и для философии.
Творчество и философия
План:
1. Античность.
2. Христианская философия средневековья.
3. Философия Возрождения.
4. Реформация.
5. Философия Нового времени.
6. Немецкая классическая философия.
7. Философия марксизма.
8. Зарубежная философия Х1Х_ХХ вв.
Философское рассмотрение творчества предполагает ответы на вопросы:
а) как вообще возможно творчество, как порождение нового;
б) каков онтологический смысл акта творчества?
В разные исторические эпохи философия по-разному отвечала на эти вопросы.
Античность.
Специфика античной философии, как и античного мировоззрения в целом,
состоит в том, что творчество связывается в ней со сферой конечного,
преходящего и изменчивого бытия (бывания), а не бытия вечного, бесконечного
и равного себе.
Творчество при этом выступает в двух формах:
а) как божественное - акт рождения (творения) космоса и
б) как человеческое (искусство, ремесло).
Для большинства древних мыслителей характерно убеждение в вечном
существовании космоса. Греческие философы различных направлений утверждали:
- Гераклит с его учением о подлинном бытии, как о вечности
изменения.
- Элеаты, признававшие лишь вечно неизменное бытие;
- Демокрит, учивший о вечном существовании атомов;
- Аристотель, доказывавший бесконечность времени и тем самым, по сути,
отрицавший божественный акт творения.
Творчество как создание нового и уникального не причастно к сфере
божественного. Даже у Платона, который учит о творении космоса, творчество
понимается очень своеобразно:
1. Демиург творит мир "...сообразно с тем, что познается разумом и
мышлением и что не подлежит изменению".
Этот образец творения не есть что-то внешнее создателю, но есть нечто,
предстоящее его внутреннему созерцанию. Поэтому высшим и является само это
созерцание, а способность творить подчинена ему и есть лишь проявление той
полноты совершенства, которая заключена в божественном созерцании.
Это понимание божественного творчества характерно также и для
неоплатонизма.
Аналогично этому и в сфере человеческой античная философия не отводит
творчеству главенствующего значения. Истинное знание, то есть созерцание
вечного и неизменного бытия, выдвигается ею на первое место. Всякая
деятельность, в том числе и творческая, по своему онтологическому значению
ниже созерцания, созидание ниже познания, ибо созидает человек конечное,
преходящее, а созерцает бесконечное, вечное.
Эта общая постановка вопроса нашла свое выражение также и в понимании
художественного творчества. Ранние греческие мыслители не выделяли
искусства из общего комплекса созидающей деятельности (ремесла,
культивирования растений и пр.).
Однако в отличие от других видов созидательной деятельности творчество
художника совершается под влиянием божественного наития. Это представление
нашло яркое выражение у Платона в его учении об эросе. Божественное
творчество, плодом которого является мироздание, есть момент божественного
созерцания.
Аналогично этому и человеческое творчество есть только момент в достижении
высшего, доступного человеку "умного" созерцания. Стремление к этому
высшему состоянию, род одержимости и есть "Эрос", который предстает и как
эротическая одержимость тела, стремление к рождению, и как эротическая
одержимость души стремление к художественному творчеству, и, наконец, как
одержимость духа - страстная тяга к чистому созерцанию прекрасного.
Христианство.
Иное понимание творчества возникает в христианской философии средних веков,
в которой перекрещиваются две тенденции:
1) теистическая, идущая от древнееврейской религии, и
2) пантеистическая - от античной философии.
Первая связана с пониманием бога как личности, которая творит мир не в
соответствии с неким вечным образцом, а совершенно свободно. Творчество
есть вызывание бытия из небытия посредством волевого акта божественной
личности.
Августин, в отличие от неоплатоников, и в человеческой личности
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18