Рефераты. Возникновение и развитие философии. Основные направления






В философии конца 19-20 веков творчество рассматривается, прежде всего, в

его противоположности механически-технической деятельности. При этом если

философия жизни противопоставляет техническому рационализму творческое

биоприродное начало, то экзистенциализм подчеркивает духовно-личностную

сущность творчества. В философии жизни наиболее развернутая концепция

творчества дана Бергсоном ("Творческая эволюция", 1907, рус. перевод 1909).

Творчество, как непрерывное рождение нового, составляет, по Бергсону,

сущность жизни; творчество есть нечто объективно совершающееся (в природе -

в виде процессов рождения, роста, созревания; в сознании - в виде

возникновения новых образцов и переживаний) в противоположность

субъективной технической деятельности конструирования. Деятельность

интеллекта, по Бергсону, не способна создавать новое, а лишь комбинирует

старое.

Клагес еще более резко, чем Бергсон, противопоставляет при родно-душевное

начало как творческое духовно-интеллектуальному как техническому. В

философии жизни творчество рассматривается не только по аналогии с природно-

биологическими процессами, но и как творчество культуры и истории (Дильтей,

Ортега-и-Гасет). Подчеркивая в русле традиций немецкого романтизма

личностно-уникальный характер творческого процесса, Дильтей во многом

оказался посредником в понимании творчества между философией жизни и

экзистенциализмом.

В экзистенциализме носителем творческого начала является личность, понятая

как экзистенция, то есть как некоторое иррациональное начало свободы,

прорыв природной необходимости и разумной целесообразности, через который

"в мир приходит ничто".

В религиозном варианте экзистенциализма через экзистенцию человек

соприкасается с некоторым трансцендентным бытием; в иррелигиозном

экзистенциализме - ни с что. Именно экзистенция как выход за пределы

природного и социального, вообще "посюстороннего" мира - как экстатический

порыв вносит в мир то новое, что обычно называется творчеством. Важнейшие

сферы творчества, в которых выступает творчество истории, - это:

- религиозная,

- философская,

- художественная и

- нравственная.

Творческий экстаз, согласно Бердяеву ("Смысл творчества", 1916), раннему

Хайдеггеру - наиболее адекватная форма существования или экзистенции.

Общим для философии жизни и экзистенциализма в трактовке творчества

является противопоставление его интеллектуальному и техническому моментам,

признание его интуитивной или экстатической природы, принятие в качестве

носителей творческого начала органически душевных процессов или

экстатически духовных актов, где индивидуальность или личность проявляется

как нечто целостное, неделимое и неповторимое.

Иначе понимается творчество в таких философских направлениях как

прагматизм, инструментализм, операционализм и близкие к ним варианты

неопозитивизма. В качестве сферы творческой деятельности здесь выступает

наука в той форме, как она реализуется в современном производстве.

Творчество рассматривается, прежде всего, как изобретательство, цель

которого - решать задачу, поставленную определенной ситуацией (см. Дж. Дьюи

"Как мы мыслим" - 1910). Продолжая линию английского эмпиризма в трактовке

творчества, рассматривая его как удачную комбинацию идей, приводящую к

решению задачи, инструментализм тем самым раскрывает те стороны научного

мышления, которые стали предпосылкой технического применения результатов

науки. Творчество выступает при этом как интеллектуально выраженная форма

социальной деятельности.

Другой вариант интеллектуалистического понимания творчества представлен

отчасти неореализмом, отчасти феноменологией Александер, Уайтхед, Э.

Гуссерль, Н. Гартман). Большинство мыслителей этого типа в своем понимании

творчества ориентируется на науку, но не столько на естествознание (Дьюи,

Бриджмен), сколько на математику (Гуссерль, Уайтхед), так что в поле зрения

их оказывается не столько наука в ее практических приложениях, сколько так

называемая "чистая наука". Основой научного познания оказывается не

деятельность, как в инструментализме, а скорее интеллектуальное созерцание,

так что это направление оказывается ближе всего к платоновско-античной

трактовке творчества: культ гения уступает место культу мудреца.

Таким образом, если для Бергсона творчество выступает как самозабвенное

углубление в предмет, как саморастворение в созерцании, для Хайдеггера -

как экстатическое выхождение за собственные пределы, высшее напряжение

человеческого существа, то для Дьюи творчество есть сообразительность ума,

поставленного перед жесткой необходимостью решения определенной задачи и

выхода из опасной ситуации.

Философия и мировоззрение.

Понятие мировоззрения

На протяжении всей истории существования человечества философия

складывается как устойчивая форма общественного сознания, рассматривающая

мировоззренческие вопросы..

Она составляет теоретическую основу мировоззрения, или его теоретическое

ядро, вокруг которого образовалось своего рода духовное облако обобщенных

обыденных взглядов житейской мудрости, что составляет жизненно важный

уровень мировоззрения.

Соотношение философии и мировоззрения можно охарактеризовать и так: понятие

«мировоззрение» шире понятия «философия». Философия- это такая форма

общественного и индивидуального сознания, которая постоянно теоретически

обосновывается, обладает большей степенью научности, чем просто

мировоззрение, скажем, на житейском уровне здравого смысла, наличествующего

у человека, порой даже не умеющего ни писать ни читать.

В мировоззрении находит свое завершение целостность духовности

человека. Философия как едино цельное мировоззрение есть дело не только

каждого мыслящего человека, но и всего человечества, которое, как отдельный

человек, никогда не жило и не может жить одними лишь чисто логическими

суждениями, но осуществляет свою духовную жизнь во всей красочной полноте и

цельности ее многообразных моментов. Мировоззрение существует в виде

системы ценностных ориентаций, идеалов, верований и убеждений, а также

образа жизни человека и общества.

Человек разумное социальное существо. Его деятельность целесообразна.

И чтобы действовать целесообразно в сложном реальном мире, он должен не

только много знать, но и уметь. Уметь выбрать цели, уметь принять то или

иное решение. Для этого ему необходимо, в первую очередь, глубокое и

правильное понимание мира- мировоззрение.

Мировоззрение- это система взглядов на объективный мир и место в нем

человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому

себе, а также сложившиеся на основе этих взглядов убеждения, идеалы,

принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. И действительно,

человек не существует иначе, как в определенном отношении к другим людям,

семье, коллективу, нации, в определенном отношении природе, к миру вообще.

Это отношение упирается в самый существенный вопрос: «Что такое мир?».

Философское знание о мире отличается от знаний, которые дают конкретные

науки, хотя безусловно опирается на данные всех наук. Философия

рассматривает мир во- первых, в его целостности и единстве, и, во- вторых,

в его связи с человеком, с его познающей и преобразующей деятельностью.

Философия является одной из основных форм общественного сознания,

системой наиболее общих понятий о мире и о месте человека в нем.

Возникновение философии как мировоззрения относится к периоду развития

и становления рабовладельческого общества в странах Древнего Востока, а

классическая форма философского мировоззрения сложилась в Древней Греции.

Первоначально возник материализм как разновидность философского

мировоззрения, как научная реакция на религиозную форму мировоззрения.

Фалес первым в Древней Греции поднялся до понимания материального единства

мира и высказал прогрессивную мысль о превращении единой по своей сущности

материи из одного ее состояния в другое. У Фалеса были сподвижники, ученики

и продолжатели его воззрений. В отличие от Фалеса, считавшего материальным

основанием всего сущего- воду, они находили иные материальные основания:

Анаксимен- воздух, Гераклит- огонь.

Разрабатывая основы научного мировоззрения, Фалес внес существенный вклад в

основание математики, физики, астрономии. Главное же в учении Фалеса как

ученого, утверждающего новую, именно философскую эпоху в развитии

мировоззрения, было учение о человеке как главном объекте любой науки.

У истоков формирования научного мировоззрения в философии древних стоял

Пифагор. Пифагоризм был первым древнегреческим философским идеализмом как

мировоззренческой реакцией на первый древнегреческий материализм. Фалес и

Пифагор были основоположниками первоначальных философских мировоззрений,

так как «вода» Фалеса и «число» Пифагора были основой их философских

мировоззренческих позиций. Дальнейшее развитие этих мировоззренческих

направлений связано с именами Демокрита и Платона. В учениях Демокрита и

Платона мировоззренческие позиции строятся уже на принципиально

опосредованной основе. Так, у Демокрита основой всех основ мыслятся «атомы»

как мельчайшие и в принципе уже не делимые частицы материального мира. У

Платона тоже были свои «атомы», только не материальные, а духовные, именно

«идеи». Они тоже принципиально неделимы.

Таким образом, мир «атомов» Демокрита и мир «идей» Платона- это уже не

«вода» Фалеса и не «число» Пифагора. Это нечто бескачественное, из которого

вполне закономерно образуются именно качества, причем самые разнообразные.

Что то подобное предлагал в школе Фалеса один из его учеников Анаксимандр,

высказав мысль, что в основе всего лежит некий «апейрон», неопределенное по

отношению к любым из возможных своих состоянией и модификаций материальное

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.