Рефераты. Возникновение и развитие философии. Основные направления






явлений; они составляют особый идеальный мир. В средние века И. понимались

как прообраз вещей, принадлежащий божественному духу; бог творил вещи

согласно своим И., идеальным формам. В новое время, в 17-18 вв., на первый

план выдвигается теоретико-познавательный аспект И. - разрабатывается

учение об И., как способе человеческого познания, ставится вопрос о

происхождении И., их познавательной ценности и отношении к объективному

миру. Эмпиризм связывал И. с ощущениями и восприятиями людей, а рационализм

- со спонтанной деятельностью мышления. Большое место учение об И. занимало

в немецком классическом идеализме. Кант называл И. понятия разума, которым

нет соответствующего предмета в нашей чувственности; по Фихте, И. - это

имманентные цели, согласно которым "Я" творит мир; для Гегеля И. является

объективной истиной, совпадением субъекта и объекта, венчающим весь процесс

развития (см. Соч., т. 6, М., 1939, с. 214).

В марксистско-ленинской концепции исходным является материалистический

тезис о познании как отражении действительности, об И. как специфической

форме этого отражения. "Все идеи извлечены из опыта, они - отражения

действительности, верные или искаженные" (Энгельс Ф., см. Маркс К. и

Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 629). Однако И. не сводится к фиксации

результатов опыта, но является отражением вещи, свойства или отношения не

просто в их наличном бытии, а в необходимости и возможности, в тенденции

развития. В. И. Ленин рассматривал И. как высшую форму теоретического

освоения действительности. Конспектируя Гегеля, он пишет: "Begriff еще не

высшее понятие: еще выше идея = единство Begriff?а с реальностью" (Полн.

собр. соч., 5 изд., т. 29, с. 151). В И. происходит наиболее полное

совпадение содержания мысли с объективной реальностью, это - объективное и

конкретное, всестороннее знание действительности, которое готово для своего

практического воплощения. Эти два момента в И.: отражение объективной

реальности и постановка практической цели перед человеком, находящиеся в

органическом единстве, определяют специфику И. и ее место в движении

человеческого сознания. Такимобразом, И. является активным, посредствующим

звеном в развитии действительности, в процессе практической деятельности

человека, создающей новые, ранее не существовавшие формы реальности.

В науке И. выполняют различную роль. Они не только подытоживают опыт

предшествующего развития знания в той или иной области, но служат основой,

синтезирующей знание в некую целостную систему, выполняют роль активных

эвристических принципов объяснения явлений, поисков новых путей решения

проблемы. В зависимости от своего содержания И., отражающие общественное

бытие, различно влияют на ход социальной жизни людей. Реакционные И.,

искажающие действительность и служащие уходящим с исторической арены

классам, выступают тормозом общественного прогресса. И., верно и глубоко

отражающие процессы действительности, выражающие интересы передовых

общественных классов, ускоряют социальный процесс, организуют, мобилизуют

эти классы на свержение отжившего и установление нового, прогрессивного.

Субстанция

Субстанция (лат. substantia - сущность, нечто лежащее в основе),

объективная реальность, рассматриваемая со стороны её внутреннего единства;

материя в аспекте единства всех форм её движения; предельное основание,

позволяющее сводить чувственное многообразие и изменчивость свойств к чему-

то постоянному, относительно устойчивому и самостоятельно существующему. В

соответствии с общей направленностью определённой философской концепции

вычленяются одна С. (монизм), две С. (дуализм) или множество С.

(плюрализм). В истории философии С. интерпретировалась по-разному: как

субстрат, как конкретная индивидуальность, как сущностное свойство, как то,

что способно к самостоятельному существованию, как основание и центр

изменений предмета, как логический субъект. Уже в античной философии

вычленялись различные С., которые трактовались как материальный субстрат и

первооснова изменений вещей (например, атомы Демокрита, четыре стихии

Эмпедокла). Аристотель отождествлял С. с первой сущностью, характеризуя её

как основу, неотделимую от вещи, её индивидуальности. Наряду с

онтологическими особенностями субстанции Аристотель выявляет и её

логические характеристики: С. как субъект, а не как предикат суждения,

выразимость С. в виде и роде предмета и др. Трактовка Аристотелем формы как

первопричины, обусловливающей определённость предмета, послужила истоком не

только различения духовной и телесной С., но и спора о так называемых

субстанциальных формах, пронизывающего всю средневековую философию (см.

Номинализм, Реализм). В философии нового времени выделяются две линии

анализа С. Первая из них, связанная с онтологическим пониманием С. как

предельного основания бытия, была начата в эмпиризме Ф. Бэкона на пути

качественного описания субстанциальных форм и отождествления С. с формой

конкретных вещей. Этой качественной трактовке субстанции Р. Декарт

противопоставлял учение о двух С.: материальной (для которой характерны

протяжённость и количеств. измеримость) и духовной (мыслительной).

Трудности дуализма в объяснении взаимоотношения С. были преодолены Б.

Спинозой на основе пантеистического. монизма: для него мышление и

протяжённость - не две С., а два атрибута единой субстанции. Г. Лейбниц в

своей монадологии вычленял множество простых и неделимых С., обладающих

самостоятельностью, активностью и изменчивостью. Вторая линия анализа С. -

гносеологическое осмысление понятия С., его возможности и необходимости для

научного знания. Она была начата Дж. Локком в его анализе С. как одной из

сложных идей и критике эмпирически-индуктивного обоснования идеи

субстанции. Дж. Беркли вообще отрицал понятие материальной С., хотя и

допускал существование духовной субстанции. Д. Юм, отвергая существование

как материальной, так и духовной С., видел в идее С. лишь гипотетическую

ассоциацию восприятий в некоторую целостность, присущую обыденному, а не

научному знанию. И. Кант, развивая гносеологический анализ понятия С.,

указывал на необходимость этого понятия для научно-теоретического

объяснения явлений. Категория С., по Канту, - "... условие возможности

всякого синтетического единства восприятий, то есть опыта..." (Соч., т. 3,

М., 1964, с. 254). В отличие от недиалектического понимания С. как

неизменного, вещественного субстрата, Кант рассматривал С. как нечто,

внутренне изменчивое (см. там же, с. 257). Этот подход был развит Г.

Гегелем, который выделял внутреннюю противоречивость С., её саморазвитие.

Однако диалектическая трактовка С. как субъекта, развёртывающего своё

содержание, не была последовательно осуществлена Гегелем, ибо для него С. -

ступень развития "идеи", а не бытия. Для современной буржуазной философии

характерно негативное отношение к категории С. и её роли в познании, что в

известной мере связано с усилением в науке внимания к изучению систем,

связей и отношений. Вместе с тем в современном естествознании сохраняется

тенденция поиска единой С. ("первоматерии").

Материя

Материя (лат. materia - вещество), "...философская категория для

обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его,

которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями,

существуя независимо от них" (Ленин В. И., Полное собрание сочинений, 5

изд., т. 18, с. 131). М. - это бесконечное множество всех существующих в

мире объектов и систем, субстрат любых свойств, связей, отношений и форм

движения. М. включает в себя не только все непосредственно наблюдаемые

объекты и тела природы, но и все те, которые в принципе могут быть познаны

в будущем на основе совершенствования средств наблюдения и эксперимента.

Весь окружающий нас мир представляет собой движущуюся М. в её бесконечно

разнообразных формах и проявлениях, со всеми её свойствами, связями и

отношениями. Марксистско-ленинское понимание М. органически связано с

диалектико-материалистическим решением основного вопроса философии; оно

исходит из принципа материального единства мира, первичности М. по

отношению к человеческому сознанию и принципа познаваемости мира на основе

последовательного изучения конкретных свойств, связей и форм движения М.

(см. Материализм).

В домарксистской философии и естествознании М. как философская категория

часто отождествлялась с определенными конкретными её видами, например с

веществом, атомами химических соединений, либо с таким свойством М., как

масса, которая рассматривалась как мера количества М. В действительности же

вещество охватывает не всю М., а только те объекты и системы, которые

обладают ненулевой массой покоя. В мире существуют и такие виды М., которые

не обладают массой покоя: электромагнитное поле и его кванты - фотоны,

гравитационное поле (поле тяготения), нейтрино.

Сведение М. как объективной реальности к некоторым частным её состояниям и

свойствам вызывало кризисные ситуации в истории науки. Так было в конце 19

- начале 20 веков, когда обнаружилась неправомерность отождествления М. с

неделимыми атомами, веществом и в связи с этим некоторыми идеалистически

настроенными физиками был сделан вывод, что "материя исчезла", "материализм

отныне опровергнут" и так далее. Эти выводы были ошибочными, но преодоление

методологического кризиса физики потребовало дальнейшей разработки

диалектико-материалистического понимания М. и её основных свойств.

В литературе часто встречается термин "антиматерия", которым обозначают

различные античастицы - антипротоны, антинейтроны, позитроны и другие,

составленные из них микро- и макросистемы. Этот термин не точен, в

действительности все указанные объекты - особые виды М., античастицы

вещества, или антивещество. В мире может существовать и множество других,

неизвестных ещё нам видов М. с необычными специфическими свойствами, но все

они - элементы объективной реальности, существующей независимо от нашего

сознания.

В рамках домарксистского материализма М. часто определялась как субстанция

(основа) всех вещей и явлений в мире, и этот взгляд противостоял религиозно-

идеалистическому пониманию мира, принимавшему в качестве субстанции

божественную волю, абсолютный дух, человеческое сознание, которое

отрывалось от мозга, подвергалось абсолютизации и обожествлению. Вместе с

тем материальная субстанция часто понималась как первоматерия, сводилась к

первичным и бесструктурным элементам, которые отождествлялись с неделимыми

атомами. Считалось, что в то время как различные предметы и материальные

образования могут возникать и исчезать, субстанция несотворима и

неуничтожима, всегда стабильна в своей сущности; меняются лишь конкретные

формы её бытия, количественного сочетания и взаимное расположение элементов

и т. д.

Всеобщими формами бытия М. являются пространство и время, которые не

существуют вне М., как не может быть и материальных объектов, которые не

обладали бы пространственно - временными свойствами. Универсальное свойство

М. - детерминированность всех явлений, их зависимость от структурных связей

в материальных системах и внешних воздействий, от порождающих их причин и

условий (см. Причинность). Взаимодействие приводит к взаимному изменению

тел (или их состояний) и отражению друг друга. Отражение, проявляющееся во

всех процессах, зависит от структуры взаимодействующих систем и характера

внешних воздействий. Историческое развитие свойства отражения приводит с

прогрессом живой природы и общества к появлению высшей его формы -

абстрактного и постоянно совершенствующегося мышления, через посредство

которого М. как бы приходит к осознанию законов своего бытия и к своему

собственному целенаправленному изменению. Универсальные свойства М.

проявляются также во всеобщих законах её существования и развития: законе

единства и борьбы противоположностей, взаимных переходов количественных и

качественных изменений, законе причинности и других важнейших сторонах

материального бытия, раскрываемых диалектическим материализмом и всей

современной наукой.

Выводы

Философия порой понимается как некое абстрактное знание, предельно

удаленное от реальностей повседневной жизни. Нет ничего более далекого от

истины, чем такое суждение. Напротив, именно в жизни берут начало самые

серьезные, самые глубокие проблемы философии, именно здесь находится

главное поле ее интересов; все же остальное, вплоть до самых отвлеченных

понятий и категорий, до самых хитромных мыслительных построений,- в

конечном счете не более чем средства для уразумения жизненных реальностей в

их взаимосвязи, во всей полноте, глубине и противоречивости. При этом важно

иметь ввиду, что с точки зрения научной философии уразуметь

действительность вовсе не значит просто примирится и во всем согласиться с

нею. Философия предполагает критическое отношение к действительности, к

тому, что устаревает и отживает, и одновременно - поиск в самой реальной

действительности, в ее противоречиях, а не в мышлении о ней, возможностей,

средств и направлений ее изменения и развития. Преобразование реальности,

практика, и являются той сферой, где только и могут получить разрешение

философские проблемы, где выявляется действительность и мощь человеческого

мышления.

Список использованной литературы

1. Акулов В.Л. Философия, ее предмет, структура и место в системе наук. -

Краснодар -1976г.

2. Введение в философию. т.1,т.2 - Москва - Издательство политической

литературы - 1989г.

3. Ойзерман Т.И. Проблемы историко-философкой науки. Л-М. Мысль 1969г.

4. Сагатовский В.Н. Вселенная философа. - Н. - 1972г.

5. Философский энциклопедический словарь. - Н. - 1989г.

6. Энгельс Ф. Людвиг Фенербах и конец классической немецкой философии.

//соч. т. 21 стр. 282-284.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.