Рефераты. Возникновение и развитие философии. Основные направления






Исторические условия.

1. Мир в Европе и Америке энергично и последовательно принимает форму

индустриальной цивилизации. Прогресс в промышленности стимулирует

развитие техники:

1784 г. - появляется универсальная паровая машина Уатта;

1800 г. - А. Вольта изобретает химический источник тока;

1807 г. - первые пароходы;

1825 г. - первые паровозы;

1832 г. - Л. Шиллинг - электромагнитный телеграф;

1834 г. - М. Г. Якоби - электродвигатель и т.д.

2. В естествознании механика утрачивает свою прежнюю доминирующую роль:

-к концу 18 века сформировалась химия как наука о качественных

превращениях природных веществ;

-формируются биология и учения об электромагнетизме.

3. Бурные социально-политические изменения происходящие в развитых

Европейских странах не затронули Германию:

-Германия в отличие от Франции и Англии того периода оставалась

экономически и политически отсталой страной, раздробленной на 360

самостоятельных государств («Священная Римская империя германской нации»);

-она сохраняла цеховой строй, остатки крепостного права;

-жёсткий политический порядок канцлера Бисмарка оставлял единственную

сферу для индивидуального самовыражения, свободы творчества, независимость

духа: сферу разума.

Прогресс науки, опыт революций в Европе (особенно Французской революции

1789-1794 г.г.) создали предпосылки для развития философско-теоретического

мышления, в результатом чего и явилась выработка (в рамках классической

немецкой философии) идеалистической диалектики.

Черты немецкой классической философии:

1. Несмотря на разнообразие основных философских позиций, немецкая

классическая философия является единым, относительно самостоятельным

этапом развития философии, ибо все её системы вытекают одна из другой,

т.е. с сохранением определённой преемственности, отрицала предшествующую.

2. Возрождение диалектических традиций (через обращение к античному

наследию). Если у Канта диалектика имеет ещё негативное значение

«софистики» чистого разума, то у последующих философов, и в особенности у

Гегеля, она возвышается до целостной системы логических категорий.

3. Переход от объективного и трансцендентального идеализма (Кант) к

объективному идеализму на основе диалектической методологии (через Фихте

и Шеллинга к Гегелю).

4. Критика традиционной «рассудочной» метафизики и стремление представить

философию как систему научного знания («наукоучение» Фихте, «энциклопедия

философских наук» Гегеля).

5. Обращение к истории как философской проблеме и применение Гегелем

диалектического метода к исследованию истории.

Немецкая классическая философия представлена выдающимися философами:

* Кант

* Фихте

* Шеллинг

* Гегель

* Фейербах

а) Иммануил Кант (1724 - 1804) - родоначальник немецкой классической

философии - ректор Кёнигсбергского университета, субъективный идеалист.

В его философском учении отчётливо проявляются два этапа:

докритический и критический.

Докритический этап (стихийно-материалистический):

-разрабатывает космогоническую теорию естественного образования

солнечной системы из диффузной газопылевой материи, в результате вихревых

вращательных процессов.

Критический этап (начиная с 1770 г.).

Труды: «Критика чистого разума», «Критика практического разума»,

«Критика способности суждения».

Идеи:

1. Центральная проблема - проблема возможностей человеческого познания и

установление его границ

-Процесс познания - активный творческий процесс своеобразного

конструирования познаваемых объектов в мышлении познающего субъекта,

который протекает по своим собственным законам.

-Впервые в философии рассматривалась не структура познаваемой

субстанции, а специфика познающего субъекта - как главный фактор,

определяющий и способ, и предмет познания.

«Коперниковский переворот», т.е. у Канта «не разум подобно солнцу

вращался вокруг мира явлений, а мир явлений вращается вокруг разума».

-Необходимые условия познания заложены a priori (т.е. до опыта) в

разуме человека и составляют основу знания.

-Но разум человека определяет и границы познания. Кант различал

воспринимаемые человеком:

-явления вещей;

-вещи сами по себе.

Мы познаём мир не таким, какой он есть, а таким, каким его видим. Мы видим

явления вещей (феномены), но абсолютное знание о какой-то вещи невозможно,

она остаётся вещью в себе (ноумен), из этого вывод о невозможности познания

мира, т.е. агностицизм.

2. Рассмотрена схема практического применения разума или этики

-Исходной её предпосылкой является убеждение в том, что всякая личность

- самоцель (она не является средством для решения задач, даже во имя общего

блага).

-Главный закон этики Канта - категорический императив: Поступок только

тогда может считаться нравственным, когда он мог бы стать законом для

других.

Поступок

-не является моральным, если в его основе лежит стремление к счастью,

любви, симпатии и т.д.;

-является моральным, если он основан на следовании долгу и уважении

морального закона.

В случае конфликта между чувствами и нравственным законом Кант требует

безусловного подчинения нравственному долгу.

б) Иоган Готлиб Фихте (1762-1814) - первый ректор Берлинского

университета. Субъективный идеалист.

Идеи:

1. Фихте любую теорию, любое созерцание считал вторичным, производным от

практически-деятельного отношения к предмету.

2. Сознание само порождает себя. Оно никогда не завершено, всегда остаётся

процессом.

3. Сознание творит не только себя, но и весь мир - слепой, бессознательной

силой воображения

4. Из активного деятельного, отношения сознания к миру Он выводил принцип

единства противоположностей (соотношение «Я» и «Не - Я») и другие

категории диалектики.

5. «Я» и «Не - Я» для него есть мир.

-«Я» - это дух, воля, нравственность

-«Не - Я» - это природа и материя.

6. Основная проблема человека - нравственность.

6. Главная форма жизни - общественный культурный труд.

в) Шеллинг Фридрих Вильгельм Иозеф (1775-1854) - профессор Берлинского

университета, объективный идеалист.

Идеи:

1. Распространил понятие диалектики не только на сознание, но и на

природу:

-Природа - не средство для реализации нравственных целей человека,

не «материал» для человеческой деятельности.

-Природа - это форма бессознательной жизни разума, изначально

наделённая мощной творческой силой, порождающей сознание. Природа -

«окаменелый интеллект».

2. Познание и вообще вся деятельность человека не получат объяснения, если

не признать природу тождественной духу, разуму. Абсолют - тождество

идеального и реального. Поэтому познать Абсолют может только философ

или поэт в экстазе гениального вдохновения (иррационалистически).

г) Георг Вильгельм Фридрих (1770-1831) - профессор Берлинского

университета - апогей немецкого идеализма.

Труды: «Феноменология духа», «Энциклопедия философских наук», «Философия

права», «Лекции по истории философии», «Лекции по философии истории» и т.д.

Идеи:

1. В «Феноменологии духа» рассмотрел эволюцию человеческого сознания от

первых его проблесков до сознательного овладения наукой и научной

методологией (феноменология - учение о явлениях (феноменах) сознания в их

историческом развитии).

2. Построил философию в форме взаимосвязанных идей. Идеи Гегеля - это путь

вещей, любых, в том числе и понятий. Это суть и объекта, и субъекта,

поэтому в идее противопоставление субъекта и объекта преодолено. Всё

мировое развитие - это развитие Абсолютной идеи, которая является основой

объективной действительности:

-идея первична;

-она активна и деятельна;

-её деятельность состоит в самопознании.

В своём самопознании Абсолютная идея проходит три этапа:

1) Развитие идеи в её собственном лоне, в «стихии чистого мышления» -

логика, где идея раскрывает своё содержание в системе связанных и

переходящих друг в друга логических категорий;

2) Развитие идеи в форме «инобытия», т.е. в форме природы - философия

природы; природа не развивается, а служит лишь внешним проявлением

саморазвития логических категорий, составляющих её духовную сущность;

3) Развитие идеи в мышлении и истории - принимающая форму Абсолютного духа

- Философия духа. На этом этапе Абсолютная идея вновь возвращается к

самой себе и постигает своё содержание в различных видах человеческого

сознания и деятельности, проходя при этом три стадии:

1-я - субъективный дух (личность)

2-я - объективный дух (семья, гражданское общество, государство)

3-я - абсолютный дух (тремя ступенями развития, которого является

искусство, религия, философия).

Система закончена.

Таким образом, философии выпадает честь сказать последнее и решающее

слово не только в истории человечества, но и во всей мировой истории.

Общий вывод философии Гегеля состоит в признании разумности мира: «Всё

действительное - разумно, всё разумное - действительно».

3. Создал диалектику как науку, как систему, как логику.

д) Фейербах Людвиг Андреас (1804-1872) - создатель антропологического

материализма.

Идеи:

1. Подверг критике религию и идеализм, назвав последнею рационализированной

религией.

2. Субъект в системе Л. Фейербаха - это не познающее мышление и не

«Абсолютный дух», а реальный человек в единстве телесных, духовных и

родовых характеристик.

3. Человек тесно связан с природой. Природа - основа духа. Она же должна

явиться основой новой философии, призванной раскрыть земную сущность

человека.

Понятие научно-философского мировоззрения.

Философия и наука: общее и различия.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.