Рефераты. Возникновение и развитие философии. Основные направления






Философские школы:

-перипатетика (школа Аристотеля)

-академическая философия (Платоновская академия)

-стоическая школа (Зенон из Китиона)

-эпикурейская (Эпикур)

-скептицизм.

4 этап: Римский (1 век до нашей эры - 5-6 века нашей эры)

-стоицизм (Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий)

-эпикуреизм (Тит Лукреций Кар)

-скептицизм (Секст Эмпирик).

Характеристика этапов.

1-й этап характеризуется как натурфилософия (философия природы).

1. Важнейшим открытием человеческого разума для греков выступает закон

(Логос), которому подчиняется всё и все, и что отличает гражданина от

варвара.

Отсюда:

1. Идёт поиск первоначала (первокирпичика) из которого создано всё сущее.

а) из конкретного вещества (625-547 г.г. до нашей эры)

* У Фалеса первоначало - вода (всё происходит из воды и в воздух

обращается).

* У Анаксимена (585-525 г.г. до нашей эры) - воздух (из-за его

бесконечности и подвижности), из него рождаются вещи: «при разряжении

рождается огонь, а при сгущении - ветер, затем туман, вода, земля, камень.

А из этого возникает всё прочее.»

* У Гераклита - огонь. «Этого мира никто не сотворил, а он всегда был,

есть и будет вечно живой огонь, создающий сущее из противоположных

стремлений». Душа - огонь.

б) из чего-то неопределённого

* У Анаксимандра (610-545 г.г. до нашей эры) - Апейрон

(беспредельное), «апейрон есть не что иное как материя, в которой как бы

соединены противоположности (горячее - холодное и т.д.), выделение которых

и обуславливает всё развитие в различных формах. Это движение вещей вечно».

* У Левкиппа (500-440 г.г. до нашей эры) и Демокрита (460-370 г.г. до нашей

эры) - атом. Атомы - это элементы, из которых состоит вся природа. Атом

неделим, вечен, неизменен, непроницаем. Поэтому и мир вечен, неуничтожим.

Отличаются атомы между собой:

-по форме (треугольник, крючок, и т.д.), душа человека и мысли состоят

из атомов - круглых, гладких, мельчайших и подвижных. Расположены они в

теле.

-по величине (и весу).

-по движению.

в) суть вещей в числах.

* Пифагор (580-конец 5 века до нашей эры) - всё есть число. Число у

Пифагора - не абстрактное количество, а существенное и деятельное качество

верховной Единицы, т.е. бога, источника мировой гармонии. Числа выражали,

по их мнению, определённый порядок, гармонию окружающего мира и

многообразие вещей и явлений. «Где нет числа и меры, там хаос и химеры».

г) сущность вещей в их бытии

* У Парменида - субстанция - бытие как таковое. «Бытие есть, небытие нет,

ибо небытие невозможно ни познать (ведь оно непостижимо), ни высказать.

Бытие вечно, едино, неподвижно, неуничтожимо, тождественно и всегда равно

самому себе. Оно однородно и непрерывно, шарообразно. Пустого в

пространстве нет - всё наполнено бытием.

2. Обосновываются космогонические теории строения мира.

Исходя из понимания субстанции мира (или первокирпичика), философы

Древне Греции создают свои космогонические теории строения мира

(вселенной).

* Фалес - Земля - плоский диск, плавающий по поверхности воды, - она -

центр Вселенной. Звёзды, Солнце, Луна состоят из Земли и питаются

испарениями воды, затем во время дождя вода возвращается и переходит в

Землю.

* Гераклит (первый диалектик) - его космология строится на основе

стихийной диалектики.

Мир - упорядоченный космос. Образование этого космоса происходит на основе

общей изменчивости, текучести вещей. «Всё течёт, всё изменяется, нет ничего

неподвижного.»

Вся природа, не останавливаясь изменяет своё состояние. «В одну и туже

реку нельзя войти дважды.»

Мир рождается и умирает.

В основе всего движения лежит Борьба противоположностей - она абсолютна.

Демокрит: атомы движутся хаотично, сталкиваясь, они образуют вихри, из них

- земля и светила, и в дальнейшем целые миры. Идея - о бесконечном

множестве миров во Вселенной.

2-ой этап (Классический) характеризуется как антропологический, т.е.

центральной проблемой становится проблема человека.

Отсюда:

1. Происходит переход от преимущественного изучения природы к

рассмотрению человека, его жизни во всех многообразных проявлениях,

возникает субъективистко - антропологическая тенденция в философии.

2. Решаются проблемы:

А) Проблема человека, его познания его отношения с другими людьми.

Сократ впервые в центре философии видит проблему человека как морального

существа:

-раскрывает природу нравственности человека;

-определяет, что есть Добро, Зло, Справедливость, Любовь, т.е. то,

что составляет суть души человека;

-показывает, что необходимо стремиться к познанию себя именно как

человека вообще, т.е. моральной, общественно-значимой личности.

Познание - главная цель и способность человека, т.к. в конце процесса

познания мы приходим к объективным общезначимым истинам, к познанию добра,

красоты, блага и человеческого счастья. В лице Сократа человеческий разум

впервые стал мыслить логически.

Б) Проблема политики и государства и их отношение к человеку.

* Сократ - государство сильно тем, как граждане исполняют законы - для

каждого Отечество и Законы должны быть выше и дороже отца и матери.

* Платон - создал теорию «Идеального государства», разделив общество на

три сословия:

1-ое - управленцы - философы

2-ое - стражи (воины)

3-е - низшие (крестьяне, ремесленники, торговцы).

-государство есть воплощение идей, а люди выступают в

виде игрушек, придуманных и управляемых Богом.

* Аристотель - человек есть политическое животное, проявление заботы о

другом есть проявление заботы об обществе.

В) Проблемы синтеза философского знания, построения метафизических

систем, признававших два мира - мир идей и текучий, подвижный мир вещей,

поиска рационального метода познания этих миров.

* Платон - основоположник идеалистической европейской философии.

1. Впервые разделил философию на два течения в зависимости от

решения ими вопроса о природе истинного бытия (на материалистов

и идеалистов).

2. Платон открыл сферу сверхчувственного бытия - «мир идей».

Первооснова - это мир идей. Идеи нельзя пощупать, их нельзя

увидеть, осязать. Идеи можно «созерцать» только умом, через

понятия. Вещный мир тоже необходим, но он является лишь тенью

мира идей. Истинное бытие - это мир идей. Платон объявил мир

идей божественным царством, в котором до рождения человека

пребывает его бессмертная душа. Затем она попадает на грешную

землю и временно находясь в человеческом теле, вспоминает о мире

идей.

Таким образом, познание - это воспоминание душой своего до земного

существования.

* Аристотель - ученик Платона, его труды считаются вершиной

философской мысли Древней Греции.

Основные положения его учения:

подверг критике платоновскую теорию Идей («Платон мне друг, но истина

дороже»);

создал учение о категориях (сущность и качество);

учение о материи и форме: первым ввёл понятие Материя, признавая её вечной,

несотворимой, неуничтожимой;

произвёл разграничение наук на теоретические, практические и творческие:

Теоретические:

-метафизика (или собственно философия) - изучает первопричины всех вещей,

первоначало всего сущего;

-физика - изучает состояние тел и определённые «материи»;

- математика - абстрактные свойства реальных вещей.

Практические:

-этика - наука о норме поведения

-экономика, политика

Творческие:

-поэтика

-риторика.

развил науку логики, назвав её «органической» наукой для изучения бытия,

выделил в ней метод познания - индукции;

учение о душе, на котором основана аристотелевская этика.

3-й этап: эллинистический.

Связан с упадком древнегреческого рабовладельческого общества,

распадом Греции. Кризис привёл к утрате Афинами и другими греческими

полисами политической самостоятельности. Афины вошли в состав огромной

державы, созданной Александром македонским.

Распад державы после смерти завоевателя, усилил развитие кризиса,

который вызвал глубокие изменения в духовной жизни общества.

Общая характеристика философии этого этапа:

-переход от комментаторства учений Платона и Аристотеля к проблемам

этики, проповедям скептицизма и стоицизма:

Скептицизм - философская концепция, подвергающая сомнению возможность

познания объективной действительности.

Стоицизм - учение, провозглашающее жизненный идеал - невозмутимость и

спокойствие, способность не реагировать на внутренние и внешние

раздражители.

Главные проблемы:

-мораль и свобода человека, достижение счастья;

-проблемы возможности познания мира;

-структуры космоса, судьбы космоса и человека;

-отношение Бога и Человека.

4-й этап: Римский

В этот период решающую роль в античном мире стал играть Рим, под влияние

которого попадает Греция. Римская философия формируется под влиянием

греческой, особенно эллинистического периода. Т.е. в ней развиваются

стоицизм и эпикуреизм, которые приобретают свои особенности.

В период упадка Римской империи, усилился кризис общества, обусловивший

катастрофу личного существования.

Усилилась тяга к религии и мистицизму.

Отвечая на вопросы времени, сама философия становилась религией, мостом к

христианству.

ВЫВОДЫ:

1. Античная философия основана на принципе объективизма. Это означает, что

субъект пока не становится выше объекта (как это случилось в

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.