М. именуют его «наивным реализмом». 4) Отождествляя М. в целом как
направление с механистическим М., некоторые критики М. называют его
«механицизмом». Энгельс отмечал, что ошибочное приравнивание
«материалистического» и «механического» идёт от Гегеля, который хотел
унизить М. эпитетом «механический». 5) Нередко слово «М.» употребляется
произвольно, в низменном смысле: «Под материализмом филистер понимает
обжорство, пьянство, похоть и плотские наслаждения и тщеславие,
корыстолюбие, скупость, алчность, погоню за барышом и биржевые плутни,
короче — все те грязные пороки, которым он сам предается втайне» (Энгельс
Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Сочинения, 2 изд., т. 21, с. 290).
Типология школ материализма. В литературе М. характеризуется с самых разных
сторон, в его связях с другими социальными явлениями, что служит основанием
для различных его классификаций.
1) Выделяются две исторические эпохи в прогрессивном развитии М., которым
соответствуют домарксистский М. и марксистский М. Домарксистский М.
охватывает все формы М., которые исторически предшествовали возникновению
диалектического М. Те школы, которые появлялись после возникновения
марксизма, строго говоря, не могут относиться к домарксистскому М., так как
они не представляют собой дальнейшего развития М. и занимают особое место в
истории М. Существуют два взгляда на хронологическую границу, разделяющую
эпохи домарксистского и марксистского М.: согласно первому, эта граница —
общая для всех стран и народов — середина 40-х годов 19 века, когда возник
марксизм. Но в таком случае для тех стран, где рабочее движение развилось
позднее (например, Россия, страны Востока), процесс развития
домарксистского М., совершавшийся в пределах этих стран, пришлось бы
искусственно разрывать на две обособленные стадии. Согласно второй точке
зрения, домарксистским является М., распространённый в данной стране до
проникновения в неё марксизма.
2) Единственно последовательным является марксистский М. В. И. Ленин
называл К. Маркса «...основателем современного материализма, неизмеримо
более богатого содержанием и несравненно более последовательного, чем все
предыдущие формы материализма...» (Полное собрание сочинений, 5 изд. т. 18
с. 357).
Непоследовательность М. проявляется различным образом, а) Когда линия М.
проводится в понимании природы, а общественные явления трактуются
идеалистически. Так было, например, у французских материалистов 18 века, у
Фейербаха, а также русских революционных демократов 19 века.
Непоследовательный материалист-учёный может проводить линию М. в своей
специальной области, а в философских вопросах защищать идеализм (см. Ф.
Энгельс, в книге: Маркс К. и Энгельс Ф., Сочинения, 2 изд., т. 22, с. 305).
б) Когда одна группа или сторона гносеологических вопросов решается с
позиций М. (например, первая сторона основного вопроса философии), а другая
— с позиций идеализма и агностицизма, в) Когда отрицаются или игнорируются
всеобщая связь явлений и развитие природы, её саморазвитие. В частности,
метафизический М. неспособный объяснить происхождение вещей и явлений мира,
нередко приходит к идеалистической концепции «первого толчка».
3) По отношению к общественно-исторической практике различаются
созерцательный М. и практически действенный М. «Главный недостаток всего
предшествующего материализма — включая и фейербаховский — заключается в
том, что предмет, действительность, чувственность берётся только в форме
объекта, или в форме созерцания, а не как человеческая чувственная
деятельность, практика, не субъективно» (Маркс К., там же, т. 3, с. 1). М.,
ставящий задачу не только объяснить мир, но изменить его, есть марксистский
М.
4) С точки зрения метода мышления, которым пользуются материалисты,
выделяются диалектический М. и метафизический М. Для диалектического М.
характерны внутреннее единство, нераздельная слитность диалектики и
материалистической теории познания. Метафизический М. имеет много
разновидностей, зависящих от того, какая сторона действительности или
процесса познания превращается в абсолют.
5) С точки зрения сознания противополагаются научный и вульгарный
материализм. Научный М. видит качественное отличие психического от
физического. Напротив, вульгарный М. (например, К. Фохт, Л. Бюхнер, Я.
Молешотт) отождествляет сознание с материей. В понимании общественных
явлений проявлением вульгарного М. является экономический М.,
противоположный историческому М. Историческому М. противостоят различные
школы упрощённого М., дающие неправильное объяснение общественных явлений:
а) антропологический М. (Л. Фейербах, отчасти Н. Г. Чернышевский) (см.
Антропологизм); б) географический М. (см. Географическая школа в
социологии); в) натуралистический М. (натурализм), который считает природу
определяющим фактором развития общества.
6) С точки зрения отношения к различным ступеням, или сторонам, процесса
познания, различались школы рационалистического и сенсуалистического М.
(см. Рационализм и Сенсуализм).
7) Различаются сознательный М. и стихийный, или наивный, философски
неоформленный М. Стихийный М. естествоиспытателей В. И. Ленин называл
естественноисторическим М. Существует неразрывная связь стихийного М.
естественников с философским М. как направлением. Естественноисторический
М. есть М. «...наполовину бессознательный и стихийно-верный духу
естествознания...» (Ленин В. И., Полное собрание сочинений, 5 изд., т. 18,
с. 243).
8) Различные школы М. характеризуются по национально-географическим и
хронологическим признакам. Обычно оба эти признака соединяются вместе, в
результате чего образуются характеристики определённых школ М.: например,
древнегреческий М., французский М. 18 века, русский М. 19 века и так далее.
Иногда подобная характеристика даётся раздельно с учётом только одного из
этих признаков, например: античный М. или М. 17 века (объединяющий
английских, французских, голландских и других материалистов этого времени).
9) М. характеризуется по имени мыслителя, который его разрабатывал;
например, выделяется М. Ф. Бэкона, Л. Фейербаха, Н. Г. Чернышевского и так
далее. Этим подчёркиваются индивидуальные черты и особенности философского
учения данного материалиста. Однако М. как общее мировоззрение нельзя
отождествлять ни с какой-либо одной из его школ, ни с какими-либо
естественнонаучными теориями.
Критерием истинности М. служит общественно-историческая практика. Именно на
практике опровергаются ложные построения идеалистов и агностиков и
неоспоримо доказывается истинность М. Чтобы успешно вести активную борьбу
против идеализма, М. должен быть философски осознанным; в активной
направленности М. против идеализма выражена его партийность. В. И. Ленин
писал, что «...материализм включает в себя, так сказать, партийность,
обязывая при всякой оценке события прямо и открыто становиться на точку
зрения определённой общественной группы» (там же, т. 1, с. 419). В этой
связи различают воинствующий М. и М., не ведущий активной борьбы против
идеализма. Для воинствующих материалистов В. И. Ленин считал обязательным
связь не только с философами-атеистами, но и с естествоиспытателями (см.
там же, т. 45, с. 31).
Рационализм
Рационализм (франц. rationalisme, от лат. rationalis — разумный, ratio —
разум), философское направление, признающее разум основой познания и
поведения людей. Р. противостоит как фидеизму и иррационализму, так и
сенсуализму (эмпиризму). Термин «Р.» используется для обозначения и
характеристики философских концепций с 19 в. Исторически рационалистическая
традиция восходит к древнегреческой философии: например, ещё
Парменид,различавший знание «по истине» (полученное посредством разума) и
знание «по мнению» (достигнутое в результате чувственного восприятия),
усматривал в разуме критерий истины.
Как целостная система гносеологических воззрений Р. начал складываться в
новое время в результате развития математики и естествознания. В
противоположность средневековой схоластике и религиозному догматизму
классический Р. 17—18 вв. (Р. Декарт,Б. Спиноза, Н. Мальбранш, Г.
Лейбниц)исходил из идеи естественного порядка — бесконечной причинной цепи,
пронизывающей весь мир. Т. о., принципы Р. разделяли как материалисты
(Спиноза), так и идеалисты (Лейбниц): Р. у них приобретал различный
характер в зависимости от того, как решался вопрос о происхождении знания.
Р. 17—18 вв., утверждавший определяющую роль разума не только в познании,
но и в деятельности людей, явился одним из философских источников идеологии
Просвещения. Культ разума характерен и для французских материалистов 18 в.,
стоявших на позициях материалистического сенсуализма и выступавших против
спекулятивных построений Р.
Обосновывая безусловную достоверность научных принципов и положений
математики и естествознания, Р. пытался решить вопрос: как знание,
полученное в процессе познавательной деятельности человека, приобретает
объективный, всеобщий и необходимый характер. В противоположность
сенсуализму Р. утверждал, что научное знание, обладающее этими логическими
свойствами, достижимо посредством разума, который выступает его источником
и вместе с тем критерием истинности. Так, например, к основному тезису
сенсуализма «нет ничего в разуме, чего прежде не было в ощущениях» (Локк)
рационалист Лейбниц сделал добавление: «кроме самого разума», т. е.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18