Рефераты. Возникновение и развитие философии. Основные направления






Для научного мировоззрения характерна высокая интеграция знаний в

его практической направленности. Но кроме потенциала знаний, в

мировоззрении присутствует также и потенциал эмоционально ценностного

отношения человека к миру: восприятия, переживания, интересы, нормы

поведения, идеалы. Это совокупно делает мировоззрение действенным духовно-

практическим непосредственным отношением личности к миру. Поэтому

мировоззрение можно представить как органическое единство эмоций и воли

человека, знаний, убеждений, поступков.

Философия выступает теоретической основой мировоззрения и в каждую

историческую эпоху обосновывает соответствующее «свое» мировоззрение.

Мировоззрение обобщает и интегрирует данные различных форм и областей

общественного познания, создавая на их основе целостный образ

действительности и места в ней человека. Включая и объединяя различные

сферы общественного сознания, мировоззрение является и опосредующим

звеном, через которое осуществляется воздействие этих сфер сознания друг на

друга.

Поэтому мировоззрение представляет собой интегрирующий фактор не только

отдельных сфер, но и всего общественного сознания.

Мировоззрение личности является интегрирующим фактором, ядром ее

идейного мира и в то же время высшей ступенью ее духовного формирования. С

мировоззрением связано решение человеком кардинальных жизненных проблем:

выбор жизненного пути, определение смысла и цели жизни, формирование

жизненной позиции, являющейся основой его самоопределения в мире и идейной

предпосылкой значимой деятельности.

Мировоззрение представляет собой высшую форму самосознания социального

субъекта, позволяющую ему не только ориентироваться в окружающей природе и

социальной действительности но, и, исходя из определенного понимания этой

действительности, своего места и назначения в ней, сознательно регулировать

и контролировать свою деятельность.

Основными функциями мировоззрения являются: интегративно-

систематизаторская, интегративно- оценочная, интегративно- номативная,

интегративно- ориентировочная и интегративно- эвристическая.

Таким образом, научное мировоззрение представляет собой довольно

сложную систему и вместе с тем « означает» понимание природы такой, какая

она есть.

Основной вопрос философии и главные филосовские направления

Основной вопрос философии.

Мир един и многообразен – в мире нет ничего, кроме движущейся материи. Не

существует никакого другого мира, кроме мира бесконечной материи,

движущейся во времени и пространстве. Материальный мир, природа – это

бесконечное разнообразие предметов, тел, явлений и процессов. Это

неорганическая природа, органический мир, общество во всем их неисчерпаемом

богатстве и многообразии. Многообразие мира заключается в качественном

различии материальных вещей и процессов, в многообразии форм движения

материи. Вместе с тем качественное разнообразие мира, многообразие форм

материального движения существует в единстве. Действительное единство мира

состоит в его материальности. Единство мира и его разнообразие находятся в

диалектическом соотношении, они внутренне и неразрывно связаны между собой,

единая материя не существует иначе, как в качественно многообразных формах,

все многообразие мира – это многообразие форм единой материи, единого

материального мира. Все данные науки и практики убедительно подтверждают

единство материального мира.

Философия - теоретически сформулированое мировоззрение. Это система самых

общих взглядов на мир, место в нем человека, уяснение различных форм

отношения человека к миру. Философия отличается от иных форм мировоззрения

не столько предметом, сколько способом его осмысления, степенью

интеллектуальной разработанности проблем и методов подхода к ним. Поэтому

при определении философии употребляются понятия теоретическое

мировоззрение, система взглядов.

На фоне стихийно возникавших (житейских, мифологических) форм миропонимания

философия предстала как специально разрабатываемое учение о мудрости. В

отличие от мифологических и религиозных традиций философская мысль избрала

своим ориентиром не слепую, догматическую веру, не сверхъестественные

объяснения, а свободное, критическое, основаное на принципах разума

размышление о мире и человеческой жизни.

В мировозрении всгда присутвуют два противоположных угла зрения:

направление сознания «вовне» - формирование картины мира, универсума и, с

другой стороны, его обращение «внутрь» – к самому человеку, стремление

понять его суть, место, предназначение в природном и социальном мире.

Человека отличает способность думать, познавать, любить и ненавидеть,

радоваться и печалиться, надеяться, желать, испытывать чувство долга, укоры

совести и т.д. Различные отношения этих углов зрения пронизывают всю

философию.

Возьмем к примеру вопрос о человеческой свободе. На первый взгляд он

касается только человека. Но он предполагает также понимания не зависящих

от человеческой воли природных процессов и реалий общественной жизни, с

которыми люди не могут не считаться.

Философское мировоззрение как бы биполярно: его смысловые «узлы» – мир и

человек. Для философского мышления существенно не разделенное рассмотрение

этих противоположностей, а постоянное их соотнесение. Различные проблемы

философского мировоззрения нацелены на понимание форм их взаимодействия, на

осмысление отношений человека к миру.

Эта большая многоплановая проблема «мир – человек», по сути, выступает как

универсальная и может рассматриваться как общая формула, абстрактное

выражение практически любой философской проблемы. Вот почему она может быть

в определенном смысле названа основным вопросом философии.

Центральное место в столкновении философских взглядов занимает вопрос об

отношении сознания к бытию, или, другими словами, об отношении идеального к

материальному. Когда мы говорим о сознании, идеальном, то имеем в виду не

что иное, как наши мысли, переживания, чувства. Когда же речь идет о бытии,

материальном, то сюда относится все то, что существует объективно,

независимо от нашего сознания, т.е. вещи и предметы внешнего мира, явления

и процессы, совершающиеся в природе и обществе. В философском понимании

идеальное (сознание) и материальное (бытие) являются самыми широкими

научными понятиями (категориями), которые отражают наиболее общие и вместе

с тем противоположные свойства предметов, явлений и процессов мира.

Вопрос о соотношении сознания и бытия, духа и природы является основным

вопросом философии. От решения этого вопроса, в конечном счете, зависит

истолкование всех других проблем, определяющих философское воззрение на

природу, общество, а стало быть, и на самого человека.

При рассмотрении основного вопроса философии очень важно различать две его

стороны. Во-первых, что является первичным – идеальное или материальное?

Тот или иной ответ на этот вопрос играет в философии важнейшую роль, потому

что быть первичным – значит существовать раньше вторичного, предшествовать

ему, в конечном счете, определять его. Во-вторых, может ли человек познать

окружающий мир, законы развития природы и общества? Суть этой стороны

основного вопроса философии сводится к выяснению способности человеческого

мышления верно отражать объективную действительность.

Решая основной вопрос, философы разделились на два больших лагеря в

зависимости оттого, что они берут за исходное – материальное или идеальное.

Те философы, которые признают первичным материю, бытие, природу, а

вторичным – сознание, мышление, дух, представляют философское направление,

называемое материалистическим. В философии существует и противоположное

материалистическому идеалистическое направление. Философы-идеалисты

признают началом всего существующего сознание, мышление, дух, т.е.

идеальное. Существует еще одно решение основного вопроса философии –

дуализм, который полагает, что материальная и духовная стороны существуют

отдельно одна от другой в качестве самостоятельных сущностей.

Вопрос об отношении мышления к бытию имеет еще вторую сторону – вопрос о

познаваемости мира: может ли человек познать окружающий мир?

Идеалистическая философия, как правило, отрицает возможность познания мира.

Парвый вопрос с которого начиналось философское познание: что собой

представляет мир, в котором мы живем? По сути он равнозначен вопросу: что

мы знаем о мире? Философия не единственная область знания, призванная

ответить на этот вопрос. В его решение на протяжении веков включались все

новые области специальных научных знаний и практики. При этом на долю

философии выпадали особые познавательные функции. В разные исторические

эпохи они принимали различный вид, но все же сохранялись и некоторые

устойчивые общие черты.

Формирование философии, наряду с возникновением математики, знаменовало

рождение в древнегреческой культуре совершенно нового явления - первых

зрелых форм теоретического мышления. Некоторые другие области знаний

достигли теоретической зрелости значительно позже и притом в разное время.

К философскому познанию мира предъявлялись свои требования. В отличие от

других видов теоретического познания (в математике, естествознании)

философия выступает как универсальное теоретическое познание. Согласно

Аристотелю, специальные науки заняты изучением конкретных видов бытия,

философия берет на себя познание самых общих принципов, начал всего сущего.

В познании мира философы разных эпох обращались к решению таких задач,

которые либо временно, в определенный исторический период, либо

принципиально, навсегда, оказывались вне поля понимания, компетенции

отдельных наук.

Можно заметить, что во всех философских вопросах присутствует соотношение

"мир - человек". Прямолинейно ответить на вопросы, связанные с проблемой

познаваемости мира, трудно - такова природа философии.

Агностицизм

Агностицизм (от греческого agnostos - недоступный познанию),

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.