Рефераты. Возникновение и развитие философии. Основные направления






1. Философия Возрождения прошла три периода:

I. Период - гуманистический (14 - сер. 15 в.). (Данте Алигьери,

Франческо Петрарка).

II. Период - неоплатонический (сер. 15 - 16 в.). (Николай

Кузанский, Пико делла Мирандолла, Парацельс).

III. Период - натурфилософский (16 -нач.17 в.). (Николай

Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей).

Характеристика философии эпохи Возрождения.

1. Антисхоластический характер (хотя для государства схоластика

оставалась официальной философией, и ее принципы изучались в

большинстве университетов). Вырабатывается новый стиль мышления,

который главную роль отводит не форме выражения идеи (схоластике), а

ее содержанию.

2. Пантеизм как главный принцип мировоззрения (развитие идеи

неоплатонизма - Николай Кузанский, Мирандолло, Парацельс). (Пантеизм

(греч. pan- все и theos- бог) - философское учение, максимально

сближающее понятия «бог» и «природа»). Иерархическое представление о

мироздании заменено на концепцию о мире, в котором происходит

взаимопроникновение земного, природного и Божественного начал.

Природа одухотворена.

3. Антропоцентризм и гуманизм (Данте Алигьери - «Божественная комедия»;

Петрарка - «Книга песен»).

Сущность новой философии - антропоцентризм. Не Бог, а человек теперь

помещен в центр космического бытия. Человек - не просто природное существо.

Он господин над всей природой, творец. Культ красоты тела связывает его с

антропоцентризмом.

Задача философии - это не противопоставление в человеке божественного и

природного, духовного и материального, а раскрытие их гармонического

единства.

Гуманизм (от лат. Humanitas - человечность) - центральное для возрождения

культурное явление. Гуманизм - это свободомыслие к светский индивидуализм.

Он изменил характер философствования, источники и стиль мышления, сам облик

ученого - теоретика (это ученые, поэты, педагоги, дипломаты. Носившие имя

«философ»).

Творческая деятельность человека приобретает сакральный (священный)

характер. Он творец, подобный Богу, он - созидает новый мир и самое

высокое, что есть в нем - самого себя.

4.Натурфилософия Возрождения:

* Н. Коперник (1473 - 1543) - создает новую модель мироздания -

гелиоцентризм:

Центр мира Солнца;

Мир сферичен, неизмерим, бесконечен;

Все небесные тела движутся по круговым траекториям;

Земля вместе с планетами и звездами образует единую Вселенную;

Законы движения для планет и Земли едины.

* Джордано Бруно (1548 - 1600) - развивает философский аспект теории Н.

Коперника.

Солнце - не есть центр Вселенной, такого центра вообще нет;

Солнце - центр только нашей планетной системы;

Вселенная не имеет границ, число миров в ней бесконечно;

Жизнь и разум есть на других планетах;

Вселенная равна Богу, Бог заключен в самом материальном мире.

(Сожжен 17.02.1600 г. На площади «Поле цветов»).

* Галилео Галилей (1564 - 1642) - продолжил изучение Космоса, изобрел

телескоп, разработал метод научного анализа с использованием математики,

поэтому считается основоположником научного естествознания.

(Умер, оставаясь узником инквизиции).

5. Социальная философия Ренессанса.

Философия возрождения представила оригинальные трактаты исторического

процесса и проекты идеального государства, связанные с идеей социального

равенства.

* Николо ди Бернардо Макиавелли (1469 - 1527) - был высоким должностным

лицом в республике Флоренция, дипломатом, военным теоретиком. Труды:

«Рассуждения на первую декаду Тита Ливия» и «Государь».

Идеи:

Полностью отбрасывает идею Божественной предопределенности в общественной

жизни;

Политические системы рождаются, достигают величия и могущества, а затем

приходят в упадок, разлагаются и гибнут, т.е. находятся в вечном

круговороте, не подчиненном никакой предустановленной свыше цели.

Возникновение общества, государства и морали объясняется естественным ходом

событий.

* Томас Мор (1478 - 1535) - основоположник утопического социализма. Лорд -

канцлер Англии. Труд: «Утопия» (описание идеального строя фантастического

острова Утопия (с греч.; буквально «Нигдения» - место, которого нет -

слово, придуманное Т. Мором)).

Идеи:

Уничтожение всех видов частной собственности;

Обязательный труд всех граждан;

Выборность государственных органов;

Семья - ячейка коммунистического быта.

* Томазо Кампанелла (1568 - 1639) - монах- доминиканец, участник борьбы за

освобождение Италии от господства испанцев. 27 лет в тюрьме. Труд: «Город

Солнца» - коммунистическая утопия.

Идеи:

Упразднение частной собственности и семьи;

Дети воспитываются государством;

Обязательный 4х часовой труд;

Распределение продуктов по потребностям;

Развитие наук, просвещения, трудового воспитания;

Главой государства выбирается выдающийся по знаниям человек;

Необходимость формирования всемирного единения, союза государств и народов,

что должно обеспечить прекращение братоубийственных войн между народами.

Выводы:

1) Сущностью философии Возрождения является

антропоцентризм. Человек рассматривается как Творец.

2) Хотя эпоха Возрождения не оставила великих философов, а

философское творчество разворачивалось в основном в форме

«осовременивающего воспоминания», она:

обосновала идею доверия к естественному человеческому разуму;

заложила основу философии, свободной от религии.

Философия Нового времени.

Условно философию Нового времени можно разделить на три периода:

1-й период: эмпиризм и рационализм 17 века.

2-й период: философия эпохи Просвещения 18 века.

3-й период: Немецкая классическая философия.

Каждый период имеет свои особенности, которые обусловлены состоянием

общества на тот исторический этап.

А) Эмпиризм и рационализм 17 века:

Исторические условия:

1) Замена феодального общества буржуазным (революция в Нидерландах,

Англии).

2) Ослабление духовной диктатуры церкви (развитие протестантизма).

3) Соединение науки с практикой материального производства.

-Торричелли - ртутный барометр, воздушный насос;

-Ньютон - сформулировал основные законы механики;

-Бойль - применил механику в химии.

Исторические условия привели к изменению общественного сознания:

1. Западная Европа из двух путей исторического развития

цивилизации (духовный или научно-технический прогресс)

выбирает путь НТП.

2. Выработано новое понимание задач науки и философии - не «наука

для науки», а наука для увеличения власти человека над

природой.

3. Активизированы поиски новых методов познания для:

-систематизации огромного количества фактов;

-создания целостной картины мира;

-установление причинно-следственных связей между явлениями природы.

Поэтому, Главным в философии этого периода становятся проблемы теории

познания (гносеологии):

-что значит знать?

-что пролагает дорогу к истине:

ощущение или разум;

интуиция или логика.

-аналитическим или синтетическим должно быть познание.

Возникает идея «чистого разума», т.е. свободного от «идолов» разума,

который проникает в сущность явлений.

Философы активно ищут истинный, главный метод познания, который приведёт

к истине вечной, полной, абсолютной, признанной всеми людьми.

Основу нового метода ищут:

1) в чувственном опыте, выдвигая идею сверх значимости

эмпирического индуктивного знания (Бэкон, Гоббс, Локк).

2) в интеллекте, дающем логическое дедуктивно-математическое

знание не сводящееся к человеческому опыту (Декарт, Спиноза,

Лейбниц).

Наиболее значительными были философские системы эмпириков: Ф. Бекона, Т.

Гоббса, рационалистов: Р. Декарта, Б. Спинозы, Г. Лейбница.

1.Эмпирики (Френсис Бекон, Томас Гоббс, Джон Локк) считали что:

*единственный источник знания - это опыт

опыт связан с нашей чувственностью, с ощущениями, восприятиями,

представлениями;

содержание всех знаний человека и человечества в конечном счёте сводится к

опыту.

*в душе и разуме человека нет никаких врождённых знаний, представлений

или идей.

душа и ум человека первоначально чисты, как восковая табличка, а уже

ощущения и восприятия «пишут» на этой табличке свои «письмена».

*поскольку ощущения нас могут обмануть, мы их проверяем посредством

эксперимента, который корректирует данные органов чувств.

*знание должно идти от чистого, опытного (экспериментального) к обобщениям

и выдвижению теорий, это - индуктивный метод движения ума, наряду с

экспериментом - и есть истинный метод в философии и всех науках.

А) Фрэнсис Бекон (1561-1626) - лорд - канцлер Англии, виконт.

Труд: «Новый органон» - проблемы развития науки и анализ научного

познания.

Идеи:

1. Практическая значимость философии и всей науки. «Знание - сила» - его

изречение.

2. Основной метод познания - индукция, опирающаяся на опыт и

эксперимент. «Наша мысль движется от знаний единичных фактов к

знаниям целого класса предметов и процессов».

3. Фундамент всякого познания - опыт (эмпирио), который должен

соответственно организован и подчинён определённой цели.

4. Факты, на которые опирается наука, можно классифицировать, используя

его метод (индукции). Люди, считал он, не должны уподобляться:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.