Рефераты. Возникновение и развитие философии. Основные направления






-паукам, которые ткут нить из самих себя (т.е. выводят истину из «чистого

сознания» как такового);

-муравьям, которые просто собирают (т.е. постой сбор фактов);

Они должны быть подобны пчёлам, которые собирают и упорядычевают (т.е. это

подъём от эмпирии к теории).

1. Критикуя рационализм, предостерегал человечество от четырёх «идолов»,

т.е. дурных привычек ума, которые порождают ошибки:

-«идолы рода» - т.е. ориентации, свойственные человеческому роду (в

частности - ожидание большего порядка, чем существующий в вещах);

-«идолы пещеры» - личные суеверия, присущие отдельному исследователю;

-«идолы рынка» - использование в языке дурных слов, влияющих на наш ум;

-«идолы театра» - те, что связанны с общепринятыми системами мышления

(научные, философские, религиозные).

Б) В лице английского философа Т. Гоббса (1588-1679) материализм Бэкона

нашёл своего защитника и продолжателя. Материя по Гоббсу, вечная, а

отдельные тела временны. Движение материи он рассматривал как перемещение

тел в пространстве, т.е. как механическое движение, и уподоблял механизму

не только все тела природы, но и человека и общество.

В отличии от Бэкона, Гоббс решительней отвергал религию и считал её

несовместимой с наукой. В общественной жизни место религии - как средство

«обуздания масс».

В) Английский философ Дж. Локк (1632-1704) развивал учение об ощущениях как

источнике наших знаний. Люди не рождаются с готовыми идеями. Голова

новорождённого - чистая доска, на которой жизнь рисует свои узоры - знания.

Нет ничего в уме, чего раньше не было в ощущениях, таков основной тезис

Локка. Наметив диалектику врождённого и социального, Локк во многом

определил развитие педагогики и психологии.

2.Рационалисты - Рене Декарт, Бенедикт Спиноза, Готтфрид Лейбниц считали

что:

-опыт, основанный на ощущениях человека, не может быть основой общенаучного

метода.

Почему?

А. Восприятия и ощущения иллюзорны;

Б. Опытные данные, как и данные экспериментов, всегда сомнительны.

-зато в самом разуме, в самой нашей душе есть интуитивно ясные и отчётливые

идеи.

-главное то, что человек мыслит. Это главная - интуитивная (внеопытная)

идея такова: «Я мыслю - следовательно, существую» (Р. Декарт).

-затем, по правилам дедукции (от общего к частному) мы можем вывести

возможность существования Бога, природы, других людей.

-каков вывод:

а) в разуме человека содержится ряд идей (безотносительно всякого

опыта, т.е. эти идеи возникли без ощущений до ощущений).

б) развивая заложенные в уме идеи, мы можем получить истинное знание о

мире (хотя сведения о мире человек черпает из ощущений, поэтому и опыт и

эксперимент - важные составляющие знаний о мире, но основу истинного метода

надо искать в самом уме).

в) мышление основано на индукции и дедукции. Оно возникает независимо и

до ощущения, но мышление приложимо к ощущениям.

г) истинный метод всех наук и философии чем-то похож на

математические методы.

. они даны вне непосредственного опыта, начинаются с общих,

предельно ясных и четких формулировок, где от общих идей

идут к частным выводам и в математике нет эксперимента.

а) Рене Декарт(1596-1650) - французский философ, ученый, математик.

Труды:

« Размышления о первой философии», «Начала философии», «Правила для

руководства ума», «Рассуждение о методе», «Метафизические размышления».

Идеи:

1) В учении о бытии весь сотворенный мир расчленяет на два рода

субстанций: духовные и материальные.

Духовная – неделимая субстанция

Материальная – делимая до бесконечности

Обе субстанции равноправны и независимы друг от друга (вследствие чего

Декарт считается родоначальником дуализма).

2) Развил гносеологию:

-начало процесса познания – сомнение

-разработал дедуктивный метод.

б) Оригинальным было учение нидерландского философа Б. Спинозы(1632-1677).

Он, отдавал дань взглядам того времени, считал, что бог существует, но он

лишен каких-либо качеств личности. Бог-это природа, обладающая протяжением

и мышлением. Вся природа может мыслить, человеческое мышление-это частный

случай мышления вообще.

Большое внимание Спиноза уделял также проблеме необходимости и свободы.

Именно ему принадлежит формулировка: «Свобода есть осознанная

необходимость».

в) Немецкий философ Г. Лейбниц (1646-1716) развивал идеи объективного

идеализма, заложенные в платоновском наследии. Мир, считал Лейбниц, состоит

из мельчайших элементов - монад. Монады - это духовные элементы бытия, они

обладают активностью и самостоятельностью, находятся в непрерывном

изменении и способны к страданию, восприятию и сознанию. Бог регулирует

единство и согласованность монад. Так, низшим монадам присущи лишь смутные

представления (в таком состоянии находится неорганический и растительный

мир); у животных представления достигают ступени ощущения, а у человека -

ясного понимания, разума.

3. Субъективный идеализм получил свое развитие в трудах английских

философов Дж. Беркли и Д. Юма.

А) Дж. Беркли(1685-1753), убежденный сторонник религии, выступил с

критикой понятия материи. Он утверждал, что понятие материи является общим

и потому ложным. Мы воспринимаем не материю как таковую, утверждал Беркли,

а лишь отдельные свойства вещей - вкус, запах, цвет и т.д., восприятие

которых Беркли называл «идеями». Окружающие нас вещи существуют в качестве

идей в уме бога, который является причиной и источником земной жизни.

Б) Д. Юм(1711-1776) также развивал субъективно- идеалистическую, но

несколько иную, чем Беркли.

На вопрос о том, существует ли внешний мир, Юм отвечал уклончиво: «не

знаю». Он исходил из того, что данные о внешнем мире человек получает

только из ощущений, а ощущения постоянно меняются. Отсюда вывод:

объективное знание невозможно. Отсюда берет свое начало такое философское

направление, как агностицизм.

Выводы:

1. Философы этого периода усилили гносеологические возможности наук в

изучении природы, разработав методы научного познания, тем самым,

вооружив человека знаниями по использованию ее сил.

2. Под воздействием естественных наук изменилось мировоззрение 17в.

Допускалось расчленение мира на логически связанные и математические

точно описываемые составные элементы.

3. В ходе соперничества рационализма и эмпиризма, верх одержал

рационализм, благодаря чему была заложена основа категориального

аппарата теории мышления, были созданы предпосылки будущей

математической и диалектической логики.

4. Дальнейшую разработку нашли проблемы социального оптимизма, идеи - о

естественных правах человека, общественном договоре, формах

государственного устройства, месте человека в окружающем мире.

Б. Философия эпохи Просвещения 18 века.

Характеристика эпохи:

5. Потребности капиталистического способа производства стимулировали

развитие науки, техники, культуры, просвещения и образования.

6. Изменения в общественных отношениях и общественном сознании служили

предпосылкой для раскрепощения умов, освобождение от феодально-

религиозной идеологии, становление нового мировоззрения.

7. Общественно-политическая борьба, развернувшаяся в 18 веке накануне

Великой Французской буржуазной революции (1789-1794 г.г.).

С учетом этого в 18 веке центр философских изысканий переместился из Англии

во Францию (а затем в Германию).

Во Франции:

насущные вопросы требовали активной деятельности философов, ясных и быстрых

опровержений устаревших феодальных и клерикальных идей;

философия выходила за стены университетов и кабинетов ученых, она

перемещалась в светские салоны Парижа, на страницы десятков и сотен

запрещенных изданий;

философия становится делом идеологов и политиков;

развивается идея перестройки науки на разумных основаниях:

распространение положительных, практически полезных знаний о природе и

обществе среди широких кругов образованных людей;

приобщение правителей (монархов) к новейшим достижениям науки и философии,

которые внедрят принцип разума в государства;

критика традиционного христианства и борьба с религиозными догмами.

Характеристика философии эпохи Просвещения:

1. Рационализм. Рационализм трактуется как гносеологическое учение,

утверждающее, что основным инструментом познания является разум,

ощущения и опыт имеют в познании вторичное значение.

2. В центре всех философских школ и систем находится, как правило,

активно действующий субъект, способный познавать и изменять мир

в соответствии со своими разумами.

разум рассматривается в рационалистических системах в качестве всей

субъективной деятельности человека.

человек как разумное существо, с точки зрения рационализма, призван стать

властелином мира, перестроить общественные отношениях на разумных началах.

мир законосообразен, самоупорядочен, самовоспроизводящийся - это связано с

внутренней активностью материи, с ее всеобщим движением.

механистичность французского материализма. Законы механики твердых тел,

законы тяготения возводились в ранг всеобщих и ими определялись все

природные и общественные процессы. (Ж. Ламетри «Человек- машина»).

Важнейшие представители французского Просвещения:

* Франсуа Вольтер (1694-1778)

* Жан Жак Руссо (1712-1778)

* Дени Дидро (1713-1784) (создатель 35 томной энциклопедии)

* Жульен Ламетри (1709-1751)

* Клод Гальвеций (1715-1771)

* Поль Гольбах (1723-1789)

В. Немецкая классическая философия

(конец 18 - середина 19 века).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.