|втором случае П. п. правильнее называть |чувственная деятельность, практика, не |
|психофизиологической Особую остроту П. п. |субъективно. Отсюда и произошло, что |
|приобрела в XVII в., когда сложилась |деятельная сторона, в противоположность |
|механистическая картина мира, исходя из |материализму, развивалась идеализмом, но |
|к-рой Р. Декарт предпринял попытку |только абстрактно, так как идеализм, |
|объяснить поведение живых существ по |конечно, не знает действительной, |
|образцу механического взаимодействия. |чувственной деятельности как таковой. |
|Необъяснимые, исходя из этой трактовки |Фейербах хочет иметь дело с чувственными |
|природы, акты сознания были отнесены к |объектами, действительно отличными от |
|бестелесной непространственной субстанции. |мысленных объектов, но саму человеческую |
|Вопрос об отношении этой субстанции к |деятельность он берет не как предметную |
|работе “машины тела” привел Декарта к |деятельность. Поэтому в «Сущности |
|концепции психофизического взаимодействия: |христианства» он рассматривает, как истинно|
|хотя тело только движется, а душа только |человеческую, только теоретическую |
|мыслит, они могут влиять друг на друга, |деятельность, тогда как практика берется и |
|соприкасаясь в определенной части мозга. |фиксируется только в грязно-торгашеской |
|Выступившие против взгляда на психику как |форме ее проявления. Он не понимает, |
|на особую субстанцию Т. Гоббс и Б. Спиноза |поэтому значения «революционной», |
|утверждали, что она полностью выводима из |практически-критической деятельности. |
|взаимодействия природных тел, но позитивно |2. Вопрос о том, обладает ли человеческое |
|решить П. п. они не смогли. Гоббс предложил|мышление предметной истинностью, — вовсе не|
|рассматривать ощущение как побочный предмет|вопрос теории, а практический вопрос. В |
|материальных процессов (см. |практике должен доказать человек |
|Эпифеноменализм}. Спиноза, полагая, что |истинность, т. е. действительность и мощь, |
|порядок идей тот же, что и порядок вещей, |посюсторонность своего мышления. Спор о |
|трактовал мышление и протяженность как |действительности или недействительности |
|нераздельные и вместе с тем не связанные |мышления, изолирующегося от практики, есть |
|между собой причинными отношениями атрибуты|чисто схоластический вопрос. |
|бесконечной субстанции — природы. Г. В. |3. Материалистическое учение о том, что |
|Лейбниц, совмещая механистическую картину |люди суть продукты обстоятельств и |
|мира с представлением о психике как |воспитания, что, следовательно, |
|уникальной сущности, выдвинул идею |изменившиеся люди суть продукты иных |
|психофизического параллелизма, согласно |обстоятельств и измененного воспитания, — |
|к-рой душа и тело совершают свои операции |это учение забывает, что обстоятельства |
|независимо I Друг .от друга, но с |изменяются именно людьми и что воспитатель |
|величайшей точностью, создающей впечатление|сам должен быть воспитан. Оно неизбежно, |
|их согласованности между собой. Они подобны|поэтому приходит к тому, что делит общество|
|паре часов, к-рые всегда показывают одно и |на две части, одна из которых возвышается |
|то же время, хотя и движутся независимо. |над обществом (например, у Роберта Оуэна). |
|Материалистическую интерпретацию |Совпадение изменения обстоятельств и |
|психофизический параллелизм получил у Д. |человеческой деятельности может |
|Гартли и других натуралистов. |рассматриваться и быть рационально понято |
|Психофизический параллелизм приобрел |только как революционная практика. |
|большую популярность в середине XIX в., |4. Фейербах исходит из факта религиозного |
|когда с открытием закона сохранения энергии|самоотчуждения, из удвоения мира на |
|стало невозможно представлять сознание по |религиозный, воображаемый мир и |
|типу особой силы, способной произвольно |действительный мир. И он занят тем, что |
|изменять поведение организма. Вместе с тем |сводит религиозный мир к его земной основе.|
|дарвиновское учение требовало понимания |Он не замечает, что после выполнения этой |
|психики как активного фактора регуляции |работы главное-то остается еще не |
|жизненных процессов. Это привело к |сделанным. А именно, то обстоятельство, что|
|появлению новых вариантов концепции |земная основа отделяет себя от самой себя и|
|психофизического взаимодействия (У. |переносит себя в облака как некое |
|Джеймс). В конце XIX — начале XX в. |самостоятельное царство, может быть |
|получила распространение махистская |объяснено только саморазорванностью и |
|трактовка П. п., согласно к-рой душа и тело|самопротиворечивостью этой земной основы. |
|построены из одних и тех же “элементов”, а |Следовательно, последняя, во-первых, сама |
|поэтому речь должна идти не о реальной |должна быть понята в своем противоречии, а |
|взаимосвязи реальных явлений, а о |затем практически революционизирована путем|
|корреляции между “комплексами ощущений”. |устранения этого противоречия. |
|Современный логический позитивизм |Следовательно, после того как, например, в |
|рассматривает П. п. как псевдопроблему и |земной семье найдена разгадка тайны святого|
|полагает, что связанные с ней трудности |семейства, земная семья должна сама быть |
|разрешимы путем применения различных языков|подвергнута теоретической критике и |
|к описанию сознания, поведения и |практически революционно преобразована. |
|нейрофизиологических процессов. В |5. Недовольный абстрактным мышлением, |
|противоположность различным идеалистическим|Фейербах апеллирует к чувственному |
|концепциям диалектический материализм |созерцанию; но он не рассматривает |
|трактует П. п., исходя из понимания психики|чувственность как практическую, |
|как особого свойства высокоорганизованной |человечески-чувственную деятельность. |
|материи, к-рое возникает в процессе |6. Фейербах сводит религиозную сущность к |
|взаимодействия живых существ с внешним |человеческой сущности. Но сущность человека|
|миром и, отображая его, способно активно |не есть абстракт, присущий отдельному |
|влиять на характер этого взаимодействия. В |индивиду. В своей действительности она есть|
|различных разделах психофизиологии и |совокупность всех общественных отношений. |
|смежных с ней дисциплин накоплен огромный |Фейербах, который не занимается критикой |
|материал о многообразных формах зависимости|этой действительной сущности, оказывается |
|психических актов от их физиологического |поэтому вынужденным: |
|субстрата и роли этих актов (как функции |1) абстрагироваться от хода истории, |
|мозга) в организации и регуляции |рассматривать религиозное чувство [Сепии] |
|жизнедеятельности (учение о локализации |обособленно и предположить абстрактного — |
|высших психических функций, об идеомоторных|изолированного — человеческого индивида; |
|актах, данные ряда разделов нейро- и |2) поэтому у него человеческая сущность |
|патопсихологии, психофармакологии, |может рассматриваться только как «род», как|
|психогенетики и др.). |внутренняя, немая всеобщность, связующая |
|Не экспериментальные метод: 1. Наблюдение |множество индивидов только природными |
|-целенаправленное, организованное |узами. |
|восприятие и регистрация объекта. |7. Поэтому Фейербах не видит, что |
|Наблюдение наряду с самонаблюдением |«религиозное чувство» само есть |
|является старейшим психологическим методом;|общественный продукт и что абстрактный |
|2. Анкетирование; 3. Беседа; 4. |индивид, подвергаемый им анализу, в |
|Монографический метод является |действительности принадлежит к определенной|
|синтетическим методом и конкретизируется в |форме общества. |
|совокупности самых разнообразных |8. Общественная жизнь является по существу |
|неэкспериментальных (а иногда и |практической. Все мистерии, которые уводят |
|экспериментальных) методик. |теорию в мистицизм, находят свое |
|Диагностические методы. |рациональное разрешение в человеческой |
|К диагностическим исследовательским методам|практике и в понимании этой практики. |
|относятся различные тесты 1. Тест - |9. Самое большее, до чего доходит |
|стандартизированное задание, результат |созерцательный материализм, т. е. |
|выполнения которого позволяет измерить |материализм, который не постигает |
|психологические характеристики испытуемого.|чувственность как практическую |
| |деятельность, это — созерцание им отдельных|
|Экспериментальные методы: 1. Естественный |индивидов в «гражданском обществе». |
|(полевой) эксперимент Условия используемые |10. Точка зрения старого материализма есть |
|при проведении естественного эксперимента, |«гражданское» общество; точка зрения нового|
|организует не экспериментатор, а сама |материализма есть человеческое общество, |
|жизнь; 2. Моделирующий эксперимент При |пли обобществившееся человечество. |
|проведении моделирующего эксперимента |11. Философы лишь различным образом |
|испытуемый действует по инструкции |объясняли мир, но дело заключается в толь |
|экспериментатора и знает, что участвует в |чтобы измелить его. |
|эксперименте в качестве испытуемого. 3. | |
|Лабораторный эксперимент - особый тип | |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25