|2) интеллектуалистсткие теории - объясняют | |
|генезис человека становлением чел-го | |
|мышления. Одни из них делают акцент на | |
|развитие св-в предвидения - через | |
|формирование способностей мысленного | |
|моделирования вариантами предполагаемого | |
|развития проблемной ситуации, тем самым | |
|формировался более эффективный образ жизни,| |
|нежели образ действия по методике проб и | |
|ошибок, присущий большинству животных. | |
|Другие полагают в качестве основного пути | |
|эволюции мышления складывания его | |
|фундаментальных структур: матрицы “Я” | |
|(эго-формы), бинарных оппозиций, установок | |
|на причинность, целесообразность и тому | |
|подобное. | |
|3) поведенческие теории - складывания основ| |
|человеческого образа жизни как | |
|интенсификации соц. аспектов | |
|коллективистского поведения. таковыми | |
|аспектами считают либо альтруизм, либо | |
|формы саморегуляции коллективной жизни | |
|(половая, властная и прочая). | |
|Предполагается, что именно соц. отбор, т.е.| |
|межгрупповой отбор, в котором эволюционные | |
|преимущества имели либо общности с большим | |
|% альтруистических особей, либо | |
|саморегулирующиеся общности с новыми | |
|формами поведения - и был главным фактором | |
|антропогенеза. | |
|4) коммуникативно-символические теории - | |
|приоритет отдается либо развитию | |
|лингвистической коммуникации, либо более | |
|универсальной символической коммуникации. | |
|Данные версии антропогенеза следует | |
|рассмат. как взаимодополняющие, так как в | |
|наст. вр. статус самоочевидной имеет | |
|теории полифакторности антропогенеза, | |
|объясняющая формирование человека | |
|взаимодействием параллельных факторов | |
|трансформаций: деятельности, поведения, | |
|мышления и общения. | |
| | |
| |41. Проблема достоверности чувственных |
| |восприятий. |
| |Восприятие – целостный образ, окружающий |
| |непосредственно воздействующие на органы |
| |чувств предметы, их св-ва и отн-ия. Это |
| |более высокая ступень познания и |
| |существенно отличается от ощущений – |
| |отражение св-в предметов объективного мира,|
| |непосредственно воздействующих на органы |
| |чувств. |
| |Восприятие – это уже мыслящее живое |
| |созерцание, мы смотрим на вещи внешним, а |
| |видим внутренним взором. Глубина этой |
| |осмысленности зависит от опыта чел-ка. |
| |Проблема закл-ся в том – можем ли мы |
| |получить знания о вещах как они сущ-ют сам |
| |по себе посредством ощущения и восприятия. |
| |Ощущение и восприятие зависимы от функц-ой |
| |специфики наших органов чувств. |
| |Процесс чувственного восприятия очень |
| |сложен, н-р мы рассм-ем стол – в дело |
| |вкл-ся не только органы зрения, но и наше |
| |видение, кот тесно связано с нашим |
| |отношением к этому предмету – красивый, |
| |некрасивый и т.д. |
| |Чувств-ое восприятие человеком конкр-ых |
| |явлений, событий, фактов зависит от |
| |содержания понятий, а также от того в какой|
| |мере и на сколько полно содержание понятий |
| |освоено данным человеком. |
| |42. Взаимосвязь чувственного и |
| |рационального познания. |
| |Психика человека выступает как сложное |
| |системное образование с многочисленными |
| |цепями взаимоопределения. В силу этого, |
| |например, содержание ощущения определяется |
| |не только внешним раздражителем, но и |
| |состоянием мышления, памяти, воображения. |
| |Чувственное и рациональное "пронизывают" |
| |друг друга. |
| |Допустим, нас интересует психический образ |
| |"этого яблока", желтого, круглого и |
| |сладкого. Налицо три понятия: понятие |
| |цвета, понятие геометрической формы и |
| |понятие вкуса. Понятие цвета охватывает |
| |собой различные цвета, среди которых в |
| |данном случае имеется лишь желтый. |
| |Соответственно понятие вкуса в данном |
| |случае представлено вкусом "сладкий". |
| |Психический образ яблока выступает как |
| |пересечение многочисленных понятий и их |
| |чувственных показателей. Только вместе, в |
| |согласовании друг с другом, понятие и |
| |восприятие яблока дают адекватный |
| |психический образ "этого яблока". |
| |Психические образования, выступающие |
| |синтезом чувственного и рационального, |
| |обладают целостностью и соответственно |
| |интегральным качеством. Так, мелодия |
| |воспринимается как целое, совсем |
| |необязательно она структурируется субъектом|
| |на чувственную и рациональную составляющие.|
|17. Соотношение биол. и социал. в чел-ке. |40. Научная деятельность как творчество. |
|Понятие личности. |Пути и способы решения научной проблемы. |
|Человек – существо биосоциальное. Строго | |
|говоря, эволюция человека происходит на | |
|всем протяжении его существования. Но она | |
|относится к социальной стороне его жизни. | |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25