|материального производства (основа общ. | |
|бытия), который в одном из моментов | |
|существует независимо от сознания, | |
|детерминируя последнее, обладает лишь | |
|относительной свободой от власти сознания. | |
|Сущность сознания в том и состоит, что оно | |
|может осмыслить общ. бытие только при | |
|условии одновременного активно-творческого | |
|преобразования его. Человека всегда | |
|подвергает в смущение несоответствие между | |
|стремительным полетом духа в будующее и | |
|относительной медлительностью развития общ.| |
|бытия, прежде всего его основы – экономики.| |
| | |
|Подчеркивая единство общ. бытия и общ. | |
|сознания, нельзя забывать об их различии, | |
|специфической разъединенности, | |
|относительной самостоятельности. | |
|Исторически взаимосвязь общ. бытия и общ. | |
|сознания в их относительной | |
|самостоятельности реализовалась таким | |
|образом: на ранних этапах развития общества| |
|общ. сознание формировалось под | |
|непосредственным воздействием бытия, в | |
|дальнейшем это воздействие приобрело все | |
|боле опосредованный характер – через | |
|государство, политические, правовые, | |
|нравственные, религиозные отношения и др. | |
|Сама возможность такого непосредственного | |
|воздействия общ. сознания на общ. бытие | |
|заключается в способности сознания | |
|правильно отражать бытие. Итак, сознание | |
|как отражение и как активно-творческая | |
|деятельность предствляет собой единство 2 | |
|нераздельных сторон одного и того же | |
|процесса; в своем влиянии на бытие оно | |
|может как оценивать его, вскрывать его | |
|потаенный смысл, прогнозировать, так и | |
|преобразовывать его через практическую | |
|деятельность людей. | |
| |44. К вопросу о вненаучных формах познания |
| |(интуиция, магия, ясновидения) |
| |Магия и астрология – два понятия, которые |
| |мы обычно относим к области чего-то |
| |ирреального, вне научного и, зачастую, |
| |несерьезного. |
| |Действительно, если спросить у человека, |
| |что такое магия или астрология, то ответом |
| |скорее всего будет: «заманчивый обман, |
| |развлечение. Может, что-то в этом и есть, |
| |но кругом одни шарлатаны». Даже в наше |
| |время общепризнанным является факт, что |
| |Солнце и планеты оказывают влияние и на |
| |людей, и на природу. Земля неразрывно |
| |связана с космосом. Философы и астрологи |
| |Греции считали, что Вселенная и человек |
| |едины, связаны друг с другом. Корни |
| |подобного восприятия идут еще из древности,|
| |из того способа осмысления мира, который |
| |был присущ нашим предкам. |
| |Столкнувшись один на один с природой, |
| |человек увидел в ней много непонятного и |
| |загадочного, и это непонятное надо было |
| |уложить в сформировавшуюся картину мира. Те|
| |явления, которые человек не мог объяснить, |
| |он списал на магические, недоступные его |
| |разумению силы. И память об этих силах |
| |заложена в наших генах, она пронесена из |
| |поколения в поколение в обрядах, рассказах,|
| |сказках, легендах. Она находится в нашем |
| |подсознании, откуда выходит в критические |
| |моменты нашей жизни. Когда кажется, что |
| |ничто не способно помочь, память |
| |выталкивает нам воспоминания о силах и |
| |обрядах, могущих вызвать их. |
| |И магия и астрология являются формами |
| |познаний, просто эти формы отличны от |
| |научных. Тем не менее, от древности до |
| |нашего времени, из века в век, люди |
| |обращались и продолжают обращаться к силам,|
| |которые находятся вне их понимая, к силам, |
| |которые, как люди верят, могут оказать |
| |влияние на их судьбу. |
| |ИНТУИЦИЯ - способность постижения истины |
| |путем прямого ее усмотрения без обоснования|
| |с помощью доказательств; способность |
| |непосредственно, как бы “внезапно”, не |
| |прибегая к опосредствованному развернутому |
| |умозаключению, находить, открывать истин |
|14. Объяснение в научном познание. Научное|37. Предпосылки и основания научной теории.|
|познание (и знание как его результат) есть |Методы теоретического исследования. |
|целостная развивающаяся система, имеющая |Теоретическое познание выделяет сущностные |
|довольно сложную структуру. Последняя |связи в чистом виде. Сущность объекта |
|выражает собой единство устойчивых |представляет собой взаимодействие ряда |
|взаимосвязей между элементами данной |законов, которым подчиняется данный объект.|
|системы. |Задача теории воссоздать все эти отношения |
|Научное познание есть процесс, т. е, |между законами и т.о. раскрыть сущность |
|развивающаяся система знания, основным |объекта. Теоретический закон – это всегда |
|элементом которой является теория — высшая |знание достоверное. Получение такого знания|
|форма организации знания. Взятое в целом, |особых исследовательских процедур. В |
|научное познание включает в себя два |теоретическом исследование отсутствует |
|основных уровня: эмпирический и |непосредственное практическое |
|теоретический. Объяснение - функция |взаимодействие с объектами. Объект может |
|научного познания, раскрытие сущности |изучаться только опосредованно, в мысленном|
|изучаемого объекта; осуществляется |эксперименте, но не в реальном. |
|посредством постижения закона, которому |В качестве основного средства |
|подчиняется данный объект, либо путем |теоретического исследования выступают |
|установления тех связей и отношений, |теоретически идеальные объекты. Их также |
|которые определяют его существ. Черты. По |называют абстрактными объектами или |
|существу О. представляет собой включение |теоретическими конструкциями. Это особые |
|знаний об объекте (подлежащем объяснению) в|абстракции, в которых заключен смысл |
|более широкий контекст знания. О. |теоретических терминов. Н-р: материальная|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25