Рефераты. Шпора по философии, кандидатский минимум






|Что же касается биологической эволюции | |

|человека, то с тех пор как он выделился из | |

|животного мира, она перестала иметь по | |

|крайней мере решающее значение. Даже люди с| |

|ослабленным здоровьем благодаря успехам | |

|медицины могут принимать активное участие в| |

|жизни общества. Сила естественного отбора в| |

|социальном мире все более ослабевает, так | |

|как социальные институты, здравоохранение | |

|постоянно сглаживают влияние индивидуальной| |

|биологической изменчивости. Сегодня | |

|наблюдается очень медленный темп | |

|генетических изменений, производимых | |

|отбором, и вместе с тем большое | |

|генетическое сходство между различными | |

|человеческими группами. С другой стороны, | |

|имеется огромное разнообразие человеческих | |

|культур и образов жизней, очень быстрый | |

|рост социальных изменений, | |

|свидетельствующих о происходящей культурной| |

|эволюции человечества. Поэтому можно с | |

|уверенностью говорить о ведущей роли | |

|культуры в эволюции homo sapiens. | |

|Политические, экономические и социальные | |

|изменения во многих странах, связанные с | |

|улучшением жизни людей, прямо влияют на | |

|состояние их здоровья и, следовательно, на | |

|уменьшение зависимости человека от | |

|естественного отбора. У человека роль | |

|естественного отбора заключается в | |

|сохранении генофонда, в сдерживании | |

|мутаций, отрицательно влияющих на его | |

|здоровье. если судить о физическом здоровье| |

|людей, его состояние за историю существенно| |

|улучшилось. Комплексным показателем здесь | |

|может служить увеличение средней | |

|продолжительности жизни населения. Теперь | |

|обратимся к вопросу о развитии умственных | |

|способностей. Один из создателей евгеники | |

|(теории о наследственном здоровье человека | |

|и путях его улучшения) английский психолог | |

|и антрополог Фрэнсис Галътон (1822—1911) | |

|был убежден в том, что интеллект | |

|современного человека снижается. По его | |

|мнению, представители низших классов | |

|обладают более низким коэффициентом | |

|интеллектуальности —IQ. В то же самое время| |

|именно эти слои имеют и больше детей. | |

|Однако в начале 60-х гг. была показана | |

|ошибочность того, что существует прямая | |

|зависимость между социальным положением, | |

|количеством детей и IQ. Современные биологи| |

|и антропологи полагают, что процесс | |

|биологической эволюции человека как вида, | |

|т.е. процесс видообразования человека, | |

|прекратился со времени образования homo| |

|sapiens. Прежде всего об этом | |

|свидетельствует тот факт, что в течение | |

|этого периода мозг человека не изменился, | |

|морфологически. изменение его завершилось. | |

|Противоположная точка зрения не имеет | |

|достаточного основания. | |

|В современной литературе по вопросу о роли | |

|социальных и биологических факторов в | |

|индивидуальном развитии человека существуют| |

|два различных подхода к решению проблемы. | |

|Одни авторы утверждают, что развитие | |

|человека целиком обусловлено генами, | |

|абсолютизируя, таким образом, биологический| |

|фактор. Это направление называется | |

|панбиологизм. Вторая точка зрения состоит в| |

|том, что все люди рождаются с одинаковыми | |

|генетическими задатками, а главную роль в | |

|развитии их способностей играют воспитание | |

|и образование. Эта концепция получила | |

|название пансоциологизм. В индивидуальном | |

|развитии человека различаются два периода —| |

|эмбриональный и постэмбриональный. Первый | |

|охватывает период внутриутробного развития | |

|человеческого эмбриона (зародыша). Уже на | |

|самой ранней стадии развития эмбриона | |

|начинается реализация генетической | |

|программы, полученной от родителей и | |

|закрепленной в хромосомах ДНК. Каждый | |

|человек является носителем специфического | |

|индивидуального набора генов, вследствие | |

|чего он генетически уникален. На | |

|сегодняшний день господствующей точкой | |

|зрения можно считать ту, которая | |

|утверждает, что наследуются не сами | |

|способности как таковые, а лишь их задатки,| |

|которые в большей или меньшей степени могут| |

|проявляться в условиях среды. Генетический | |

|потенциал человека ограничен во времени, | |

|причем достаточно жестко. Если пропустить | |

|срок ранней социализа-ции, этот потенциал | |

|не успевает реализоваться и угасает. Ярким | |

|примером этого могут служить многочисленные| |

|случаи, когда младенцев попавших в джунгли.| |

|Это свидетельствует о том, что характерные | |

|черты человеческого поведения и | |

|деятельности приобретаются только через | |

|социальное наследование, через передачу | |

|социальной программы в процессе воспитания | |

|и обучения. Можно выделить следующие | |

|факторы, воздействующие на человека: | |

|биологические задатки, кодируемые в генах; | |

|среда (социальная и природная); | |

|деятельность индивида; ум (сознание, | |

|мышление). Взаимодействие наследственности | |

|и среды в развитии человека имеет место в | |

|течение всей его жизни. Но особую важность | |

|оно приобретает в периоды формирования | |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.