|Что же касается биологической эволюции | |
|человека, то с тех пор как он выделился из | |
|животного мира, она перестала иметь по | |
|крайней мере решающее значение. Даже люди с| |
|ослабленным здоровьем благодаря успехам | |
|медицины могут принимать активное участие в| |
|жизни общества. Сила естественного отбора в| |
|социальном мире все более ослабевает, так | |
|как социальные институты, здравоохранение | |
|постоянно сглаживают влияние индивидуальной| |
|биологической изменчивости. Сегодня | |
|наблюдается очень медленный темп | |
|генетических изменений, производимых | |
|отбором, и вместе с тем большое | |
|генетическое сходство между различными | |
|человеческими группами. С другой стороны, | |
|имеется огромное разнообразие человеческих | |
|культур и образов жизней, очень быстрый | |
|рост социальных изменений, | |
|свидетельствующих о происходящей культурной| |
|эволюции человечества. Поэтому можно с | |
|уверенностью говорить о ведущей роли | |
|культуры в эволюции homo sapiens. | |
|Политические, экономические и социальные | |
|изменения во многих странах, связанные с | |
|улучшением жизни людей, прямо влияют на | |
|состояние их здоровья и, следовательно, на | |
|уменьшение зависимости человека от | |
|естественного отбора. У человека роль | |
|естественного отбора заключается в | |
|сохранении генофонда, в сдерживании | |
|мутаций, отрицательно влияющих на его | |
|здоровье. если судить о физическом здоровье| |
|людей, его состояние за историю существенно| |
|улучшилось. Комплексным показателем здесь | |
|может служить увеличение средней | |
|продолжительности жизни населения. Теперь | |
|обратимся к вопросу о развитии умственных | |
|способностей. Один из создателей евгеники | |
|(теории о наследственном здоровье человека | |
|и путях его улучшения) английский психолог | |
|и антрополог Фрэнсис Галътон (1822—1911) | |
|был убежден в том, что интеллект | |
|современного человека снижается. По его | |
|мнению, представители низших классов | |
|обладают более низким коэффициентом | |
|интеллектуальности —IQ. В то же самое время| |
|именно эти слои имеют и больше детей. | |
|Однако в начале 60-х гг. была показана | |
|ошибочность того, что существует прямая | |
|зависимость между социальным положением, | |
|количеством детей и IQ. Современные биологи| |
|и антропологи полагают, что процесс | |
|биологической эволюции человека как вида, | |
|т.е. процесс видообразования человека, | |
|прекратился со времени образования homo| |
|sapiens. Прежде всего об этом | |
|свидетельствует тот факт, что в течение | |
|этого периода мозг человека не изменился, | |
|морфологически. изменение его завершилось. | |
|Противоположная точка зрения не имеет | |
|достаточного основания. | |
|В современной литературе по вопросу о роли | |
|социальных и биологических факторов в | |
|индивидуальном развитии человека существуют| |
|два различных подхода к решению проблемы. | |
|Одни авторы утверждают, что развитие | |
|человека целиком обусловлено генами, | |
|абсолютизируя, таким образом, биологический| |
|фактор. Это направление называется | |
|панбиологизм. Вторая точка зрения состоит в| |
|том, что все люди рождаются с одинаковыми | |
|генетическими задатками, а главную роль в | |
|развитии их способностей играют воспитание | |
|и образование. Эта концепция получила | |
|название пансоциологизм. В индивидуальном | |
|развитии человека различаются два периода —| |
|эмбриональный и постэмбриональный. Первый | |
|охватывает период внутриутробного развития | |
|человеческого эмбриона (зародыша). Уже на | |
|самой ранней стадии развития эмбриона | |
|начинается реализация генетической | |
|программы, полученной от родителей и | |
|закрепленной в хромосомах ДНК. Каждый | |
|человек является носителем специфического | |
|индивидуального набора генов, вследствие | |
|чего он генетически уникален. На | |
|сегодняшний день господствующей точкой | |
|зрения можно считать ту, которая | |
|утверждает, что наследуются не сами | |
|способности как таковые, а лишь их задатки,| |
|которые в большей или меньшей степени могут| |
|проявляться в условиях среды. Генетический | |
|потенциал человека ограничен во времени, | |
|причем достаточно жестко. Если пропустить | |
|срок ранней социализа-ции, этот потенциал | |
|не успевает реализоваться и угасает. Ярким | |
|примером этого могут служить многочисленные| |
|случаи, когда младенцев попавших в джунгли.| |
|Это свидетельствует о том, что характерные | |
|черты человеческого поведения и | |
|деятельности приобретаются только через | |
|социальное наследование, через передачу | |
|социальной программы в процессе воспитания | |
|и обучения. Можно выделить следующие | |
|факторы, воздействующие на человека: | |
|биологические задатки, кодируемые в генах; | |
|среда (социальная и природная); | |
|деятельность индивида; ум (сознание, | |
|мышление). Взаимодействие наследственности | |
|и среды в развитии человека имеет место в | |
|течение всей его жизни. Но особую важность | |
|оно приобретает в периоды формирования | |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25