| |мифологическое, религиозное, философское, |
| |научное. |
| |М играет активную роль в ЖД человека: |
| |выражает смысл жизни, степень осознания им |
| |себя и своей жизни, определяет идеалы, |
| |выбор тех или иных норм, методов, средств |
| |поведения человека. |
| |Философия есть теоретическая рефлексия над |
| |мировоззрением и культурой определенного |
| |исторического типа. |
| |Соотношение философии и мировоззрения можно|
| |охарактеризовать так: понятие |
| |“мировоззрение” шире понятия “философия”. |
| |Философия - это такая форма общественного и|
| |индивидуального сознания, которая постоянно|
| |теоретически обосновывается, обладает |
| |большей степенью научности, чем просто |
| |мировоззрение. Мировоззрение же отражает |
| |ценностное отношение субъекта к окружающему|
| |миру или самому себе. |
| |Мировоззрение существует в виде системы |
| |ценностных ориентаций, идеалов, верований и|
| |убеждений, а также образа жизни человека и |
| |общества (как форма реализации духовной |
| |сущности мировоззрения). |
| |Философия выступает как размышление над |
| |мировоззрением и культурой, которые |
| |стремятся объяснить, понять, определить тип|
| |культуры и мировоззрения как стремление |
| |обосновать их. Философия стремиться |
| |показать каково значение для человека вот |
| |такого осознания, понимания, обоснования, |
| |каким образом это влияет на самосознание |
| |личности. |
| |Поскольку предметом философии выступает |
| |мировоззрение и культура, постольку |
| |проблемы, с которыми имеет дело философия, |
| |являются смысложизненными. Таких проблем |
| |много и все они выступают как стороны |
| |аспекты, проблемы человека. Проблема |
| |человека – центральная проблема философии. |
| |В качестве отдельных сторон человека |
| |проблема сознания и самосознания человека |
| |проблема познавательных возможностей и |
| |методов познания, проблема отношения |
| |человека и Бога, любви и счастья, свободы и|
| |неволи. |
| | |
|19. Категории “субъект” и “объект” (допол.)| |
|Теория познания или гносеология - | |
|раздел философии, изучающий | |
|взаимоотношения субъекта и объекта в | |
|процессе познавательной деятельности, | |
|отношение знания к действительности, | |
|возможности познавания мира человеком, | |
|критерии истинности и достоверности знания.| |
|Современная т.п. строится на теории | |
|отражения. | |
|В философии сущ. 3 основных точки зрения | |
|на познаваемость мира: оптимизм, | |
|агностицизм и скептицизм. Оптимисты | |
|утверждают принципиальную познаваемость | |
|мира, агностики, напротив, ее отрицают. | |
|Скептики не отрицают познаваемость мира, | |
|но выражают сомнения в познаваемости мира. | |
|Мир существует для нас лишь в аспекте его | |
|данности познающему субъекту. Подлинный | |
|субъект познания никогда не бывает | |
|подлинно гносеологическим: это живая | |
|личность с ее страстями, интересами, | |
|желаниями, чертами характера, | |
|темперамента и т.д. Фрагмент бытия | |
|оказавшийся в фокусе ищущей мысли, | |
|составляет объект познания. В современной | |
|гносеологии принято различать объект и | |
|предмет познания. Под объектом познания | |
|имеют в виду реальные фрагменты бытия, | |
|подвергающиеся исследованию. Предмет же - | |
|это конкретные аспекты, на которое | |
|направлено острие ищущей мысли. | |
|Движущей силой познания является практика. | |
|Практика - это материальная, | |
|предметно-чувственная деятельность людей, | |
|имеющая своим содержанием освоение и | |
|преобразование природных и социальных | |
|объектов и составляющая всеобщую основу и | |
|движущую силу развития человеческого | |
|общества и познания. По отношению к | |
|практике она играет троякую роль. | |
|Во-первых является источником, основой| |
|познания, его движущей силой, дает ему | |
|необходимый фактический материал. | |
|Во-вторых, практика является способом | |
|приложения знаний, и в этом смысле она- | |
|цель познания. В-третьих она служит | |
|мерилом, критерием истинности результатов. | |
|Понятие С. первоначально (напр., у | |
|Аристотеля) обозначало носителя свойств. | |
|состояний и действий. и в этом отношении | |
|было тождественно понятию субстанции. | |
|(Субстанция - единое неделимое вещество, | |
|из которого состоят все вещи, | |
|внутренняя сущность вещей активно | |
|самопорoждающее и саморазвивающееся | |
|начало). | |
|Начиная с 17 в. понятие О. как и | |
|соотносительное с ним - С. , стало | |
|употребляться прежде всего в | |
|гносеологическом смысле. Под С. ныне | |
|понимается активно действующий и | |
|познающий, обладающий сознанием и волей | |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25