представляется унижением в себе человека.
3. Труд подневольный отнимает у человека его «родовую» жизнь. Род
человека живет в природе. Жизнь человека неразрывно связана с
природой. Эта связь - деятельный контакт с природой, в которой главное
- труд, производство: «...производственная жизнь и есть родовая
жизнь». Но для рабочего труд - лишь средство для поддержания
собственной жизни, а не рода. Рабочий относится к природе и
производству не как свободный человек, а как рабочий, т.е отчужденно.
Это и значит, что у рабочего отобраны и родовая жизнь и человеческая
сущность.
4. Подневольный труд порождает отчужденность между людьми. Рабочие чужды
друг другу, поскольку они конкурируют за возможность трудиться.
Не только рабочий но и все люди являются отчужденными. Отношения между
людьми тоже отчужденные и различия только в видах и уровнях отчуждения
Маркс указывает на существование первичных и вторичных уровней отчуждения.
Почему же человек становится отчужденным?
Отчужденный труд равнозначен существующей частной собственности. Частная
собственность - основа экономической жизни. На частнособственнической
экономике держится вся история. Это значит, что эконом история - ключ к
пониманию человеческой жизни как таковой. «Религия, семья, государство,
право, мораль, наука, искусство... суть лишь особые виды производства и
подчиняются его всеобщему закону». Жизнь людей в условиях отчуждения
калечит их, делает «частичными индивидами» или неразвитыми,
недочеловеческими существами. «Частная собственность сделала нас настолько
глупыми и односторонними, что какой-нибудь предмет является нашим лишь,
когда мы обладаем им... когда мы им непосредственно владеем, едим его, пьем
- употребляем... Поэтому на место всех физических и духовных чувств стало
простое отчуждение всех этих чувств - чувство обладания».
Устранение отчуждения. Универсальный человек. Процесс, обратный
отчуждению - присвоение человеком собственной подлинной сущности. Маркс
связывает его с общими преобразованиями, с освобождением которых в основе
имеет уничтожение отчуждения труда. Что будет, если человек начнет
производить как человек, т.е. не подневольно. В этом случае труд станет
средством саморазвития человека, в реализацию человеком своих лучших
сторон.
Характеристика присвоения человеком собственной сущности, или превращения
труда из принудительного в человеческий рассматривается Марксом по тем же
параметрам, что и процесс отчуждения: 1. по присвоению предметов труда и
его результата 2. по освобождению самой деятельности 3. присвоению
человеком труда общей родовой сущности 4. гармонизации отношений между
людьми.
Здесь Маркс создает грандиозную по своему пафосу картину человечества,
живущего в единстве с природой, преобразующего природу в соответствии с ее
законами. Гармония с внешней природой осуществляется в деятельности, в
которой человек реализует свои цели не по законам утилитарной пользы, а по
законам красоты. Внутренняя природа человека также преобразуется. Вместо
отчужденного недочеловека появляется человек, само природное развитие есть
гармоничный рост всей истории человеческого общества. В человеке начнут
реализовываться способности, пока еще реализующиеся не у всех (музыкальное
ухо, художественно развитый глаз) - творческие способности.
Универсально развитый, живущий в единстве и гармонии с внешней и
внутренней природой человек - таков идеальный философский образ, рисующийся
Марксом в качестве ядра коммунистического идеала. Уничтожение частной
собственности необходимо, но недостаточно для присвоения людьми
человеческой сущности.
17. Сущность материалистического понимания истории К. Маркса. Общественно-
экономические формации.
Маркс сам пишет, что своей заслугой он считает попытку построения
материализма доверху. Объяснение хода развития истории.
Маркс перевертывает традиционную схему и говорит, что все культурные
формации определяются общественным бытием. Общественное бытие определяет
общественное сознание. В хижине и во дворце люди думают по разному.
Далее следует система категорий. Категория производительных сил (люди и
средства производства, предметы труда и орудия труда, где предмет это то,
на что направлена трудовая деятельность). Второй элемент - категории
общественного бытия - производственные отношения.
Социально-политические формации: 1. первобытно-общинный строй, 2.
рабовладельческий, 3. феодальный, 4. капиталистический, 5.
социалистический. Человек не может производить в одиночку (в историческом
плане). Производственные отношения: производственно-экономические (кому
принадлежит - первобытнообщинный строй, рабовладение, феодализм, капитализм
- хочешь работай, хочешь не работай, социализм как первая стадия коммунизма
- общественная собственность) и производственно-технологические (ноу-хау -
традиционное общество, мануфактура, машинизм, автоматизация,
кибернетизация, роботизация).
Социализм никаких новых ноу-хау не дал. Производственно-экономические
отношения в марксизме еще называются базисом (отношения между людьми).
Политика, право, мораль, религия, искусство. Со сменой базиса меняются все
формы культурной жизни. Религия и искусство меняются значительно медленнее,
чем политика. Все это называется общественно-экономической формацией (ее
структура).
Три закона развития общества (интерпретация законов диалектики). В
обществе есть своя специфика законов исторического развития. 1. Первое: в
чем источник развития? Диалектика: потому что есть противоречия. Закон
развития истории. Марксизм: борьба между классами. Источник
антагонистических противоречий. Движет историю. Одна часть противоречий
исчезает, другая остается. Диктатура пролетариата. Установка бесклассового
общества. 2. Второй закон диалектики: как, каким образом происходит
развитие? Развитие производительных сил происходит эволюционным образом
(количественное изменение), тогда как производственно-экономические
отношения сменяются скачком. Скачок происходит именно через революции
(насилие). Маркс: развитие производительных сил общества происходит в
интересах всех людей (за исключением буддистов в Англии, которые выступали
против сокращения количества людей, занятых в сфере производства). 3.
Третье: в каком направлении происходит развитие? Гегель: отрицание
отрицания, развитие по спирали (жесткая триада). Марксизм: развитие
происходит по спирали и носит открытый характер, отрицание отрицания.
Социализм - отрицание частной собственности.
Общественное сознание вторично. Государство по определению Маркса прямо
характеризуется как машина для подавления одного класса другим (налоги,
армия, полиция и пр.). Проблема отмирания государства, когда коммунизм
победит во всемирном масштабе. Карл Поппер (современный философ) дает самую
убедительную критику всех этих теорий. «Открытое общество и его враги».
Основным методологическим недостатком Поппер считает историцизм - попытка
рассмотрения истории по аналогии с механическими законами. Такая
методология изначально неверна. В истории нет таких законов.
История носит принципиально открытый характер. Общая критика того, что в
истории как движущая сила выступает нечто привилегированное по отношению ко
всему остальному. Гегель: национальный дух. Маркс: рабочий класс, гегемон.
Постулирование того, что эволюция государственных структур возможна только
революционным путем. В марксизме исключается возможность компромисса.
Вместо звона мечей должна быть битва слов. Демократическое сотрудничество
общества. Поппер очень уважительно относится к Марксу. Маркс-гуманист жил
во время, когда положение рабочего класса было очень тяжелым. Но так было
до определенного момента. В конце 19 века появились принципиальные
изменения. Маркс видел это (страхование, сокращение рабочего дня и пр.), но
повел себя не как ученый, не внес изменения в теорию.
18. Программа "переоценки всех ценностей" и "имморализм" Ф. Ницше.
Ницше Фридрих (1844-1900). Претерпел эволюцию от романтической
эстетизации опыта культуры через «переоценку всех ценностей» и критику
европейского нигилизма к всеобъемлющей концепции волюнтаризма.
Основные положения: 1) все существующее есть воля к власти и могуществу;
2) перспективизм - сам мир есть множество борющихся друг с другом картин
мира (перспектив), исходящих из центров власти (силы). Противник
противопоставления истинному миру мира эмпирического. В основе морали он
видит желание (зачастую, бессознательное) физиологически слабых индивидов
господствовать над сильными и здоровыми. Апелляция к разуму и правде есть
замена физического насилия, способ одной воли доминировать над другой. В
том же смысле значима и любая рациональная аргументация. В любой
философской полемике речь идет не о поиске истины, а о жизнеутверждении
одной стороны за счет противоборствующей. Аналогично наука, ценности. все
это суть субъективные интерпретации внешнего мира, за которыми стоит цель
сохранять некие формы жизни.
Увязывает критику метафизики с критикой ее языка. Подчеркивает
несоизмеримость категориальной схемы описания мира реальному положению дел,
отсюда неспособность языка, следовательно, и мышления представить какие-
либо знания независимо от языка или мышления. Убеждения в фальсифицирующей
природе языка и мышления приводит его к мысли о доминирующей роли действия
и воли. Все всеобщие и необходимые истины и т.д. всего лишь удачные находки
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26