Рефераты. Ответы по философии






представляется унижением в себе человека.

3. Труд подневольный отнимает у человека его «родовую» жизнь. Род

человека живет в природе. Жизнь человека неразрывно связана с

природой. Эта связь - деятельный контакт с природой, в которой главное

- труд, производство: «...производственная жизнь и есть родовая

жизнь». Но для рабочего труд - лишь средство для поддержания

собственной жизни, а не рода. Рабочий относится к природе и

производству не как свободный человек, а как рабочий, т.е отчужденно.

Это и значит, что у рабочего отобраны и родовая жизнь и человеческая

сущность.

4. Подневольный труд порождает отчужденность между людьми. Рабочие чужды

друг другу, поскольку они конкурируют за возможность трудиться.

Не только рабочий но и все люди являются отчужденными. Отношения между

людьми тоже отчужденные и различия только в видах и уровнях отчуждения

Маркс указывает на существование первичных и вторичных уровней отчуждения.

Почему же человек становится отчужденным?

Отчужденный труд равнозначен существующей частной собственности. Частная

собственность - основа экономической жизни. На частнособственнической

экономике держится вся история. Это значит, что эконом история - ключ к

пониманию человеческой жизни как таковой. «Религия, семья, государство,

право, мораль, наука, искусство... суть лишь особые виды производства и

подчиняются его всеобщему закону». Жизнь людей в условиях отчуждения

калечит их, делает «частичными индивидами» или неразвитыми,

недочеловеческими существами. «Частная собственность сделала нас настолько

глупыми и односторонними, что какой-нибудь предмет является нашим лишь,

когда мы обладаем им... когда мы им непосредственно владеем, едим его, пьем

- употребляем... Поэтому на место всех физических и духовных чувств стало

простое отчуждение всех этих чувств - чувство обладания».

Устранение отчуждения. Универсальный человек. Процесс, обратный

отчуждению - присвоение человеком собственной подлинной сущности. Маркс

связывает его с общими преобразованиями, с освобождением которых в основе

имеет уничтожение отчуждения труда. Что будет, если человек начнет

производить как человек, т.е. не подневольно. В этом случае труд станет

средством саморазвития человека, в реализацию человеком своих лучших

сторон.

Характеристика присвоения человеком собственной сущности, или превращения

труда из принудительного в человеческий рассматривается Марксом по тем же

параметрам, что и процесс отчуждения: 1. по присвоению предметов труда и

его результата 2. по освобождению самой деятельности 3. присвоению

человеком труда общей родовой сущности 4. гармонизации отношений между

людьми.

Здесь Маркс создает грандиозную по своему пафосу картину человечества,

живущего в единстве с природой, преобразующего природу в соответствии с ее

законами. Гармония с внешней природой осуществляется в деятельности, в

которой человек реализует свои цели не по законам утилитарной пользы, а по

законам красоты. Внутренняя природа человека также преобразуется. Вместо

отчужденного недочеловека появляется человек, само природное развитие есть

гармоничный рост всей истории человеческого общества. В человеке начнут

реализовываться способности, пока еще реализующиеся не у всех (музыкальное

ухо, художественно развитый глаз) - творческие способности.

Универсально развитый, живущий в единстве и гармонии с внешней и

внутренней природой человек - таков идеальный философский образ, рисующийся

Марксом в качестве ядра коммунистического идеала. Уничтожение частной

собственности необходимо, но недостаточно для присвоения людьми

человеческой сущности.

17. Сущность материалистического понимания истории К. Маркса. Общественно-

экономические формации.

Маркс сам пишет, что своей заслугой он считает попытку построения

материализма доверху. Объяснение хода развития истории.

Маркс перевертывает традиционную схему и говорит, что все культурные

формации определяются общественным бытием. Общественное бытие определяет

общественное сознание. В хижине и во дворце люди думают по разному.

Далее следует система категорий. Категория производительных сил (люди и

средства производства, предметы труда и орудия труда, где предмет это то,

на что направлена трудовая деятельность). Второй элемент - категории

общественного бытия - производственные отношения.

Социально-политические формации: 1. первобытно-общинный строй, 2.

рабовладельческий, 3. феодальный, 4. капиталистический, 5.

социалистический. Человек не может производить в одиночку (в историческом

плане). Производственные отношения: производственно-экономические (кому

принадлежит - первобытнообщинный строй, рабовладение, феодализм, капитализм

- хочешь работай, хочешь не работай, социализм как первая стадия коммунизма

- общественная собственность) и производственно-технологические (ноу-хау -

традиционное общество, мануфактура, машинизм, автоматизация,

кибернетизация, роботизация).

Социализм никаких новых ноу-хау не дал. Производственно-экономические

отношения в марксизме еще называются базисом (отношения между людьми).

Политика, право, мораль, религия, искусство. Со сменой базиса меняются все

формы культурной жизни. Религия и искусство меняются значительно медленнее,

чем политика. Все это называется общественно-экономической формацией (ее

структура).

Три закона развития общества (интерпретация законов диалектики). В

обществе есть своя специфика законов исторического развития. 1. Первое: в

чем источник развития? Диалектика: потому что есть противоречия. Закон

развития истории. Марксизм: борьба между классами. Источник

антагонистических противоречий. Движет историю. Одна часть противоречий

исчезает, другая остается. Диктатура пролетариата. Установка бесклассового

общества. 2. Второй закон диалектики: как, каким образом происходит

развитие? Развитие производительных сил происходит эволюционным образом

(количественное изменение), тогда как производственно-экономические

отношения сменяются скачком. Скачок происходит именно через революции

(насилие). Маркс: развитие производительных сил общества происходит в

интересах всех людей (за исключением буддистов в Англии, которые выступали

против сокращения количества людей, занятых в сфере производства). 3.

Третье: в каком направлении происходит развитие? Гегель: отрицание

отрицания, развитие по спирали (жесткая триада). Марксизм: развитие

происходит по спирали и носит открытый характер, отрицание отрицания.

Социализм - отрицание частной собственности.

Общественное сознание вторично. Государство по определению Маркса прямо

характеризуется как машина для подавления одного класса другим (налоги,

армия, полиция и пр.). Проблема отмирания государства, когда коммунизм

победит во всемирном масштабе. Карл Поппер (современный философ) дает самую

убедительную критику всех этих теорий. «Открытое общество и его враги».

Основным методологическим недостатком Поппер считает историцизм - попытка

рассмотрения истории по аналогии с механическими законами. Такая

методология изначально неверна. В истории нет таких законов.

История носит принципиально открытый характер. Общая критика того, что в

истории как движущая сила выступает нечто привилегированное по отношению ко

всему остальному. Гегель: национальный дух. Маркс: рабочий класс, гегемон.

Постулирование того, что эволюция государственных структур возможна только

революционным путем. В марксизме исключается возможность компромисса.

Вместо звона мечей должна быть битва слов. Демократическое сотрудничество

общества. Поппер очень уважительно относится к Марксу. Маркс-гуманист жил

во время, когда положение рабочего класса было очень тяжелым. Но так было

до определенного момента. В конце 19 века появились принципиальные

изменения. Маркс видел это (страхование, сокращение рабочего дня и пр.), но

повел себя не как ученый, не внес изменения в теорию.

18. Программа "переоценки всех ценностей" и "имморализм" Ф. Ницше.

Ницше Фридрих (1844-1900). Претерпел эволюцию от романтической

эстетизации опыта культуры через «переоценку всех ценностей» и критику

европейского нигилизма к всеобъемлющей концепции волюнтаризма.

Основные положения: 1) все существующее есть воля к власти и могуществу;

2) перспективизм - сам мир есть множество борющихся друг с другом картин

мира (перспектив), исходящих из центров власти (силы). Противник

противопоставления истинному миру мира эмпирического. В основе морали он

видит желание (зачастую, бессознательное) физиологически слабых индивидов

господствовать над сильными и здоровыми. Апелляция к разуму и правде есть

замена физического насилия, способ одной воли доминировать над другой. В

том же смысле значима и любая рациональная аргументация. В любой

философской полемике речь идет не о поиске истины, а о жизнеутверждении

одной стороны за счет противоборствующей. Аналогично наука, ценности. все

это суть субъективные интерпретации внешнего мира, за которыми стоит цель

сохранять некие формы жизни.

Увязывает критику метафизики с критикой ее языка. Подчеркивает

несоизмеримость категориальной схемы описания мира реальному положению дел,

отсюда неспособность языка, следовательно, и мышления представить какие-

либо знания независимо от языка или мышления. Убеждения в фальсифицирующей

природе языка и мышления приводит его к мысли о доминирующей роли действия

и воли. Все всеобщие и необходимые истины и т.д. всего лишь удачные находки

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.